Монополии и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Монополия – это власть над рынком. Она возникает, когда кто-либо из участников рыночного взаимодействия обладает возможностью влиять на условия заключения рыночной сделки. Когда вся сила влияния концентрируется у одной из участвовавших в обменной операции сторон, которая может диктовать условия, то такую модель организации рынка называют абсолютной, или чистой, монополией.

Содержание

Введение 2
1. Возникновение и сущность монополий 4
2. Формы и виды монополий 6
3. Монополия и государство 9
4. Антимонопольная политика Казахстана 12
5. Естественные монополии: регулирование и управление 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

монополия.docx

— 63.44 Кб (Скачать файл)

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

1) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

2) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

3) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

4) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

5) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест и концерн и др.

Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений:

1) простейшие объединения. К ним относятся конвенции, пулы, ринги, концерны. В этих низших  формах монополистических объединений  достигались временные соглашения  о ценах;

2) картели. Картель представляет  собой объединение ряда предприятий  одной отрасли промышленности, не  ликвидирующее их производственной  и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними  соглашение по ряду вопросов;

3) синдикаты. Синдикат - это  объединение ряда предприятий  одной отрасли промышленности  с ликвидацией их коммерческой  самостоятельности;

4) тресты. Трест- это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях;

5) комбинаты. Комбинаты объединяют  предприятия различных, связанных  друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую  и машиностроительную;

6) концерны. Концерн представляет  собой объединение ряда предприятий  различных отраслей макроэкономики  путём установления единого финансового  контроля над ними через скупку  их акций. Концерны являются высшей  формой монополистических объединений.

Различия между формами монополий относительны. С развитием наблюдается переплетение различных форм монополий.

Поскольку монополизм в ХХ веке предстал как явление весьма “ёмкое” по структуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к его классификации.

Из отечественных классификаций наиболее известной является классификация типов монополизма в экономике А. Лившица. Опираясь на анализ современной мировой экономической теории и практики, Лившиц считает правомерным выделить, по меньшей мере, 6 основных разновидностей данного явления:

1) монополизм, вырастающий  из конкуренции, базирующийся на  концентрации производства и  капитала;

2) технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные  для коммунальных служб, а также  отраслей металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и  т.д.;

3) монополизм, вызываемый  дифференциацией производимой однотипной  продукции;

4) монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных  направлениях современного НТП;

5) естественные государственные  монополии (типа монополии государства  на эмиссию денег, на продажу  отдельных видов потребительских  товаров неэластичного спроса  и т.п.);

6) монополизм, характерный  для командно-административного типа экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Монополия и государство

 

Монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Не следует отождествлять с монополией любое крупное предприятие в производстве, торговле, банковском деле. Источниками монополистических тенденций бывают мелкие и средние предприятия, государство и т.п. Конечно, внутри крупного бизнеса всегда скрыт изрядный потенциал монополизма. Любая мощная корпорация не прочь воспользоваться выгодами своего положения в производстве, тяготеет к установлению диктата над рынком, рассматривая это как один из эффективных вариантов экономического поведения. Но в современном рыночном хозяйстве такая возможность вовсе не обязательно превращается в реальность.

Монополизацию сдерживают рынок с его конкуренцией, диверсификация производства и продаж. Добившись доминирующего положения на рынке, монополия стремится к его упрочению, применяя различные методы конкуренции, например, отрезая соперников от кредитных и сырьевых источников, используя ценовую конкуренцию, призывая на помощь государство и т.п.

Если демонополизация приносит результаты, то стратегия монополий меняется. Оказавшись в конкурентной ситуации, монополии стремятся подчинить себе лицензирование и тем самым сохранить контроль над рынком. Право на лицензирование обычно аргументируется многолетним лидерством в данном секторе экономики, наличием мощного научно-технического потенциала, квалифицированных специалистов и иными обстоятельствами. Практика свидетельствует, что корпорации, ставшие официальными регулировщиками лицензий, пользуются этим в собственных интересах.

Одним из вариантов стратегии казахстанских монополий является расширение группы товаров неэластичного спроса. Если спрос на товар сохраняет прямую и перекрестную эластичность по цене и доходу, то возможности манипулирования ценами существенно ограничиваются. На повышение цен потребители могут отреагировать сокращением спроса, переключением его на покупку других товаров. Напротив, диктат монополий надежно гарантирован, когда потребителю предлагаются телевизоры, холодильники, автомашины и другие товары без возможности выбора разных моделей в зависимости от цены. Наличие таких явлений в экономике позволяет говорить о подлинном всевластии монополий. Отметим, что интересам монополий объективно соответствует распространение системы натурального распределения, полностью разрушающей рынок, поскольку с появлением талонов спрос автоматически становится неэластичным по цене и доходу. Талонная система позволяет монополиям, контролирующим рынки, беспрепятственно повышать цены, ограничивать производство и диктовать населению нормы потребления товаров, не заботясь об их потребительских свойствах.

Разрушение рынков монополиями не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя стимулы к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг .

При изучении того или иного рынка принимается во внимание способность действующих там корпораций обеспечить своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность на мировом рынке, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем структуры подлежат демонополизации. Наступление на монополизм идет широким фронтом, причем наиболее последовательно в секторах, генерирующих технологические нововведения и оказывающих влияние на состояние всей экономики. Вслед за появлением новых рынков формируются государственные структуры, одной из главных задач которых становится поддержание высокой конкуретности рынков.

Рынок, конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики. Там, где рынок продолжал работать, распространение монополизма не зашло слишком далеко. Установилось зыбкое равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы. Там, где рынок разрушили, монополизм, не встречая преград, поразил все народное хозяйство.

В Казахстане с развитием рыночных систем неустойчивый баланс рынка и монополизма сохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность за создание условий для эффективного функционирования рынка. Твердо, встав на защиту рыночной конкуренции, государство противопоставило монополизму весь свой экономический и политический потенциал, нашло действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировало опасные для экономики монополистические структуры. Во многом по этой причине крупные корпорации, способные без особых усилий подавить любые ростки конкуренции, часто предпочитают воздерживаться от монополистического поведения. И поступают так не потому, что опасаются применения санкций согласно антимонопольным законам. Они действуют в образованной с участием государства экономической среде, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго.

Государство давно борется с нечестной конкуренцией, стараясь обезопасить экономику от монополистических тенденций. Эта политика обрела такие масштабы, что можно говорить о превращении демонополизации в регулярную функцию государства, одно из основных направлений его деятельности.

От позиции государства в значительной степени зависит, останется ли экономика высокомонополизированной или будет развиваться в направлении эффективного рыночного хозяйства. Поэтому борьба за влияние в эшелонах государственной власти, попытки поставить их на службу собственным интересам были и остаются ведущими элементами стратегических планов монополий. Что касается экономики Казахстана, как бывшей республики Советского Союза, то невозможно перечислить все разнообразные формы взаимодействия монополий и государства.

В настоящее время в период перехода к рынку казахстанские монополистические структуры, не готовые к открытой и честной конкуренции, оказывают противодействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний. Заметна повышенная активность новых негосударственных финансовых групп, болезненно реагирующих на любые попытки государства ограничить их монополистическое поведение, формирующих свои механизмы давления на власть

Долгие годы монополии рассчитывали на поддержку государства. Хотя такое положение отчасти сохраняется, но в настоящее время преобладает все же иная линия. Современный крупный бизнес, интегрированный в мировую экономику, заинтересован в конкуренции на мировых рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Антимонопольная политика Казахстана

 

Наличие монополий в отрасли свидетельствует, что доступ в нее конкурентов затруднен или невозможен. Нередко барьеры, препятствующие вступлению конкурентов в отрасль, порождены объективными причинами, иногда создаются искусственно. Рассмотрим их.

Во-первых, барьером может стать технология. Примерами служат энергетика, металлургия, железнодорожный транспорт, городское коммунальное хозяйство (газа- и водоснабжение, канализация) и т.п., в которых сама технология допускает весьма ограниченное количество предприятий или даже одно. Действительно, трудно представить образование конкурентного рынка с участием десятков тысяч предприятий черной металлургии или гидроэлектростанций, строительство рядом с действующей железной дорогой нескольких других, конкурирующих с ней.

Расчеты по отраслям — автомобильной, черной и Цветной металлургии, производству алюминия и другим — показывают, что для возмещения средних издержек необходим массовый выпуск продукции, обеспечивающий экономию на масштабе производства. Существующий на рынке спрос на данную продукцию в состоянии полностью удовлетворить всего несколько крупных предприятий.

Таким образом, технология в ряде отраслей естественным образом порождает технологические монополии.

Во-вторых, естественным барьером, запрещающим или ограничивающим проникновение в отрасль, являются патенты и лицензии. Изобретатели, имеющие патент, в течение некоторого времени являются монопольными производителями. Государство с помощью лицензий (разрешений) ограничивает доступ в отрасль или занятие какой-либо деятельностью. Следовательно, на основе патентов и лицензий возникает естественная научно-техническая монополия. Она носит временный характер, исчезая по мере распространения коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок

В-третьих, естественным барьером служит монополия государства в ряде областей. Так, естественной является монополия государства на организацию и регулирование предложения центральных денег. Она придает своеобразие денежному рынку, где государству-монополисту противостоят остальные субъекты экономической системы, предъявляющие спрос на деньги.

Информация о работе Монополии и их функции