Монополии и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Монополия – это власть над рынком. Она возникает, когда кто-либо из участников рыночного взаимодействия обладает возможностью влиять на условия заключения рыночной сделки. Когда вся сила влияния концентрируется у одной из участвовавших в обменной операции сторон, которая может диктовать условия, то такую модель организации рынка называют абсолютной, или чистой, монополией.

Содержание

Введение 2
1. Возникновение и сущность монополий 4
2. Формы и виды монополий 6
3. Монополия и государство 9
4. Антимонопольная политика Казахстана 12
5. Естественные монополии: регулирование и управление 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

монополия.docx

— 63.44 Кб (Скачать файл)

Государство устанавливает монополию на рынках товаров неэластичного спроса, которые составляют неотъемлемые и незаменимые элементы любого потребительского набора.

Вполне оправданно, когда государство, заменяя рынок, берет на себя всю полноту ответственности за снабжение населения общественными товарами. Поступая так, государство часто оказывается в роли монопольного потребителя (монополиста) некоторых товаров и услуг, например военной техники и иных услуг стратегического назначения

В-четвертых, искусственным барьером может стать значительное расширение производства корпорацией (концентрация) или слияние нескольких корпораций в одну (централизация), что позволяет им завладеть преобладающей долей рынка продукта и потеснить конкурентов. Монополия, основанная на концентрации и централизации производства и капитала, представляет наибольшую угрозу для рыночной экономики и постоянно находится под контролем государства.

В-пятых, искусственным барьером, препятствующим производству продукта, может стать монопольное владение месторождениями исходного сырья, например бокситами для производства алюминия, алмазными рудниками и др.

Отмеченные выше барьеры и порождаемые ими монополии характерны для рыночной экономики. Однако существует монополия, превосходящая по силе и мощи все перечисленные. Это, в-шестых, тотальная монополия государства в экономике, характерная для Казахстана, как бывшей социалистической страны, Советского Союза, и являвшаяся непреодолимым препятствием развития рынка в стране.

Государственному монополизму свойственна особая внутренняя структура. Если обратиться к истории нашего народного хозяйства, то можно разглядеть контуры трехступенчатого монолита. В его основании находился государственный сектор, далее располагались ведомственные гиганты, контролировавшие отдельные сферы воспроизводства, затем предприятия и организации, монополизировавшие выпуск определенных товаров и услуг.

Такое наблюдалось в производстве, распределении, обмене. О масштабах монополизма в потреблении можно судить по доле госзаказа. Устанавливая ее, государство гарантировало сбыт и присваивало себе функцию монопольного представителя тысяч потребителей. Чем больше была доля госзаказа в производственной программе предприятия, тем явственнее проступали черты государственной монополии .

Таким образом, среди отмеченных выше монополий можно выделить по функциональному назначению зону естественной монополии, включающую технологические монополии, научно-техническую и государственную монополии. Границы зоны подвижны. Так, временный характер имеет научно-техническая монополия, не жестко фиксированы рамки технологических монополий, поскольку технологические нововведения способны вызывать качественные изменения в экономической деятельности. Если на каком-то естественном монополистическом рынке появились высокоэффективные технологии или принципиально новые материалы, существенно уменьшающие затраты, то снижаются барьеры и возрастает доступность этого рынка для потенциальных конкурентов.

Демонополизация относится к постоянной функции государства в рыночной экономике, является одним из основных направлений его деятельности. Приступая к демонополизации казахстанской экономики, полезно иметь в виду некоторые принципы антимонопольной политики:

1) изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных.

2) дифференцированный подход к монопольным рынкам. Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще. Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии.

3) выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации. Везде, где действует монополия, рыночные механизмы функционируют слабо или не работают вообще. Не составляет исключения и зона естественного монополизма, требующая особых форм государственного регулирования.

В частности, для эффективного управления технологическими монополиями нужны преимущественно административные методы, включая текущее и перспективное планирование производства и инвестиций, контроль над ценами, качеством продукции и т.п. В нашей экономике, которая обязательно станет рыночной, министерствам транспорта, металлургии и энергетики пригодится многолетний опыт административного регулирования, чтобы обеспечить эффективную работу отраслей, относящихся к зоне естественного монополизма.

Вмешательство государства в научно-техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному обмену научно-технической информацией как внутри отдельных стран, так и между ними.

Что касается государственной монополии в отношении товаров неэластичного спроса, то государство национализирует их производства, устанавливает административный контроль над ценами, фиксированные ставки акцизного налогообложения.

В довольно сложные ситуации попадают предприятия, прежде всего оборонных отраслей, обслуживающие государство как монопольного потребителя (монополиста). Они в значительной степени лишены самостоятельности в определении объемов и структуры производства, потребительских свойств продукции, цен, выборе поставщиков. При этом предъявляемые им требования весьма изменчивы, зависят от Поворотов военно-политической стратегии и прочих непредсказуемых обстоятельств. Такие предприятия необходимо обеспечить материальными, информационными и другими ресурсами, осуществить долгосрочное планирование объемов государственных заказов и т.д., чтобы компенсировать им потери, связанные с изоляцией от открытого рынка.

4) выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. Казахстан стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий в первую очередь направлено антимонопольное законодательство.

Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного, преимущественно административного, контроля. Экономические регуляторы малоэффективны, ибо на их применение монополия отреагирует дальнейшим повышением цен и свертыванием производства, решая свои проблемы за счет потребителей. Имея дело с монополией, необходимо одновременно регулировать цену, количество и качество продукции. Контроль какого-то одного из этих параметров при свободном формировании других не даст желаемого результата. Монополия все равно реализует свой экономический интерес, отыгравшись на потребителях. Государство, защищая интересы граждан, вправе снимать административный контроль лишь по мере демонополизации рынков.

5) сочетание антимонопольной политики, правовых норм (антимонопольного законодательства) и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию. Если в развитых странах такая триада действует давно, то у нас она находится еще в стадии формирования, причем самым слабым звеном является организация выполнения. Необходимы комитеты и комиссии по демонополизации в центральных и местных законодательных органах, соответствующие звенья исполнительной власти, обязанностью которых является осуществление на практике антимонопольных законов и поддержание конкурентного режима на контролируемых рынках. При демонополизации экономики с тотальным огосударствлением, т.е. государственного социализма, к отмеченным выше принципам следует добавить еще два.

6) синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, поскольку одна либерализация цен приведет к укреплению позиций монополий, которые смогут свободно назначать свои цены.

7) развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям. Судя по опыту развитых стран, антимонопольная политика ведется по двум направлениям. К первому из них относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным для крупного бизнеса. Это снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений (квот), улучшение инвестиционного климата для зарубежных вкладчиков капитала, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, стимулирование производств, продукция которых может конкурировать с товарами монополий, и др. Указанные методы образуют как бы антимонопольную профилактику.

Второе направление объединяет способы воздействия на монополию. Их пускают в ход, когда совокупность методов первого направления оказалась безрезультатной и предотвратить появление монополии не удалось. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства, и т.д. Хоть и редко, но бывают ситуации, когда корпорация, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

При демонополизации экономики государственного социализма к указанным направлениям надо добавить разгосударствление и меры по искоренению ведомственного монополизма.

В казахстанской экономике начала 90-х годов разрушение командно-административной системы происходило быстрее, чем демонополизация экономики. В результате отечественные монополии, освободившись от административного диктата государства, вплотную занялись реализацией своих рыночных преимуществ — поднимают цены, ограничивают производство и продажи, экономят на качестве. В осуществляемой экономической реформе необходимо ускорить демонополизацию, каждый шаг которой будет увеличивать эффективность экономических регуляторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Естественные монополии: регулирование и управление

 

Система управления монополиями, как и любой вид деятельности, основывается на определенных методах. Каждый вид управления имеет свою специфику. Для методов монополистического управления мы можем выделить следующие особенности:

во-первых, они органически связаны с целевым назначением антимонопольной деятельности как особого вида практической реализации единой государственной власти;

во-вторых, они выражают управляющее воздействие антимонопольных структур на монопольные объекты;

в-третьих, они используются монопольными субъектами в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции; в-четвертых, методы монополистического управления имеют своим адресатом соответствующего объекта - определенную монопольную структуру; в-пятых, выбор конкретных методов монопольного управляющего воздействия напрямую зависит от организационно-правового статуса объекта управления (формы собственности, от индивидуального или коллективного характера) .

Таким образом, из вышеперечисленных специфик регулирования монополистической деятельности следует различать следующие:

1. методы управляющего  воздействия, имеющие внешнее юридически  властное значение и выражение, которые являются собственно  методами управления;

2. методы организации  работы аппарата управления, имеющие  чисто внутри аппаратное значение;

3. методы совершения определенных  управленческих действий - методы  процедурного характера.

В то же время, с общетеоретических позиций, к управленческим методам можно отнести такие средства, как убеждения и принуждения.

С помощью средств убеждения, прежде всего, стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путем проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мер в основном морального воздействия, которые в нашем случае мало применимы. Принуждение рассматривается как вспомогательный метод, используемый в случае не результативности убеждения. Оно выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности.

Из множества классификаций, как правило, можно выделить методы двух групп: административные, в том числе правовые, и экономические.

Административные методы представляют собой способы и средства прямого или внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов исполнительной власти, в данном случае антимонопольного органа, на соответствующие объекты управления. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения объектов. Прямое их направление означает, что субъект управления принимает управленческое решение, обязательное для адресата управления.

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых объектов путем воздействия на их материальные интересы, т.е. опосредствованно, в отличие от способов прямого властного воздействия. Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием директив, предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот и т.п.). Тем самым стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта в выполнении поставленных перед ним задач. Управляющее воздействие сказывается не прямо на поведение (это можно делать, а это нельзя и т.п.), а косвенно (опосредствованно), т.е. через воздействие на материальные (имущественные) интересы объекта управления. Должное поведение последнего достигается перспективами материальных выгод, равно как и угрозой материальных санкций. Следовательно, экономические рычаги, используемые в процессе решения управленческих задач, устанавливают систему материальных стимулов. Однако управляющее воздействие составляет содержание и таковых рычагов, что сближает их по конечной цели с рычагами прямого (административного) характера.

Информация о работе Монополии и их функции