Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция и монополия».
Рассмотрим такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........2
1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики………………………...3
1.1 Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма……………...3
1.2 Содержание рыночной конкуренции………………………………………...4
1.3 Конкурентоспособность товара……………………………………………...4
1.4 Совершенная и несовершенная конкуренция……………………………….6
1.5 Виды несовершенной конкуренции…………………………………………8
2. Конкуренция и монополия……………………………………………………10
2.1 Взаимосвязь между конкуренцией и монополией………………………...10
2.2 Сущность и виды монополии……………………………………………….11
2.3 Монополистические объединения………………………………………….13
3. Антимонопольное регулирование……………………………………………15
3.1 Негативные следствия чрезмерной монополизации производства………15
3.2 Сдерживание недобросовестной монополистической политики………...16
3.3 Способы антимонопольного регулирования экономики………………….17
3.4 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан…………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и Монополия(Диас).docx

— 61.14 Кб (Скачать файл)

Наиболее  эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

Идеальной с точки зрения экономиста, была бы антимонопольная политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей  путем защиты и  усиления конкуренции, но никто из экономистов  не стал бы утверждать, что попытка  сделать все рынки совершенно конкурентными была бы реалистичной.

Существующие  антимонопольные законы подобно  всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.

С помощью  государственного регулирования экономики  и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера  можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Формирование нормативно-правовой  базы антимонопольного законодательства  в Республике Казахстан

 

Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан  имеет недолгую историю и находится  на пути становления. Практически во всех сферах экономики оно требует  доработанности. В настоящее время  правовую основу антимонопольного законодательства составляют:

  1. Конституция Республики Казахстан;
  2. Закон Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 11 июня 1991г.;
  3. Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998г.;
  4. Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г.;
  5. Закон Казахской ССР «О защите прав потребителей» от 5 июня 1991г.;
  6. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»;
  7. Указы Президента Республики Казахстан;
  8. Постановления Правительства Республики Казахстан, нормативные документы межведомственного характера.

Указанные нормативно-правовые акты обеспечивают антимонопольное регулирование, формами  которого является нормативное и  правовое воздействие. Нормативное  регулирование - это правовой режим  поведения хозяйствующих субъектов  на рынке и государственный контроль за ним. Правовое воздействие состоит  в воздействии на правоотношения между субъектами предпринимательской  деятельности с помощью правовых норм.

Так, ст.26 Конституции РК утверждает правовые основы, регулирующие развитие конкуренции, определяет, что «каждый имеет  право на свободу предпринимательской  деятельности, свободное использование  своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. «Недобросовестная  конкуренция запрещается».

11 июня 1991г.  в Казахстане принят Закон  «О развитии конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности». Данный закон принят  в целях поддержания и развития  конкуренции, защиты интересов  потребителей.

Антимонопольное законодательство Казахстана, естественно, отличается от аналогичного законодательства развитых стран. Это обусловлено  спецификой переходного периода  к рыночной экономике. Антимонопольные  Законы в Западной Европе, решают в  основном задачи по охране конкуренции. В Казахстане, как и других странах  СНГ, помимо «Классических» задач антимонопольной  политики решают задачу создания условий  для развития конкуренции. По своим  целевым установкам Антимонопольный  закон наиболее близок к моделям  антимонопольного законодательства стран бывшего СССР. С помощью антимонопольного законодательства предполагается противодействовать имеющим место противоправным проявлениям, в частности, по предупреждению и ограничению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство действует на всей территории Республики Казахстан. Он регулирует отношения, в которых участвуют  органы государственной власти и  управления, организационно-управленческие образования, хозяйствующие субъекты, независимо от форм их собственности  и подчиненности. Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами  исключительных прав: изобретениями, промышленными  образцами, товарными знаками, авторскими правами, за исключением случаев, когда  эти права используются в целях  ограничения конкуренции.

Антимонопольное законодательство включает в себя нормы  нескольких отраслей права, которые  регулируют различные по содержанию отношения, с использованием норм материального  и процессуального права. Нормы  материального права устанавливают  права и обязанности участников правоотношений, определяя их содержательную сторону. Нормы же процессуального  права устанавливают права и  обязанности уполномоченных органов  государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов по реализации норм материального права, в частности  вынесения и исполнения предписаний, решений антимонопольного органа. Предписания  и решения выносятся антимонопольным  органом с целью ограничения, пресечения и предупреждения противоправных действий субъектов правоотношений.

Исходя  из этого, можно сделать вывод, что  антимонопольное законодательство Республики Казахстан несет в  себе ограничительную, предупредительную  и пресекательную функции. Вместе с  тем, закон предусматривает и  созидательные меры: нормы, предусматривающие  формы и порядок разукрупнения  монополистических структур и организационно-управленческих образований.

Акты  антимонопольного законодательства регулируют отношения в различных сферах экономики: в сфере естественной монополии, конкурентной сфере и  государственной монополии.

Так, Закон  Республики Казахстан «О естественных монополиях», принятый Парламентом  Республики Казахстан 9 июля 1998г. регулирует деятельность субъектов естественной монополии. Закон Республики Казахстан  «О недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г. определяет действия, признающиеся недобросовестной конкуренцией, устанавливает  механизм предотвращения и устранения недобросовестной конкуренции, а также  ответственность за недобросовестные действия. Закон Республики Казахстан  «О защите прав потребителей» закрепляет правовые, экономические и социальные основы, а также гарантии защиты прав потребителей.

Таким образом, антимонопольное законодательство - это совокупность нормативно-правовых актов, целью реализации которых  является развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, регулирование деятельности субъектов  естественной монополии и защиты прав потребителей.

Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных  актов, осуществляемых государственным  органом с целью обеспечения  условий для развития рыночной конкуренции  и ограничения монополистической  деятельности5. Антимонопольное регулирование  включает ценовую политику в сфере  естественных монополий. Кроме того, антимонопольное регулирование  – это властная деятельность антимонопольного органа по подготовке и принятию индивидуального  решения по конкретному юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Антимонопольное регулирование имеет следующие  признаки:

    1. осуществляется уполномоченным органом – Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержки малого бизнеса, который наделен функциями государственного управления;
    2. установлением конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности субъектов;
    3. завершается вынесением индивидуального юридического акта – предписания или решения.

Формы и  методы государственного антимонопольного и ценового регулирования деятельности субъектов во всех сферах экономики  различны, а их совокупность составляет ценовую и антимонопольную политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели  такую обширную тему как  «Конкуренция и монополия». Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.

Мы выяснили, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли. Особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно.

Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

Общество, признавая, что монополия  нарушает  процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными  типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно   конкуренции фирма обладает известным контролем. Три основных дефекта рынка дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики. С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующее влиянию монополий или уравновешивающие его.

В Республике Казахстан антимонопольного законодательства, для повышения эффективности антимонопольной деятельности необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы. В этих целях необходимо закончить формирование основ антимонопольного законодательства, приняв обширный пакет дополнений и поправок к Законам Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», «О защите прав потребителей», либо переиздать их. Необходимо внести поправки в Закон «О платежах и переводах денег» от 29 июня 1998г. №237, в части предоставления права Антимонопольному Агентству предъявления в банк инкассового распоряжения об изъятия в государственный бюджет сумм незаконно полученного дохода и другие нормативно-правовые акты, которыми руководствуются Антимонопольные органы. Это, прежде всего, Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 сентября 1997г. № 1377 «О порядке установления платы за коммунальные услуги".

Антимонопольная и ценовая политика в условиях рыночной экономики пока не стала  предметом изучения в вузах, отсутствуют  применимые к сегодняшним условиям учебные и методические пособия. Основная масса юрисконсультов предприятий  не имеют, к сожалению, даже начальной  подготовки по этой основополагающей рыночной дисциплине. Однако, при замещении  вакантных должностей юрисконсультов предприятий, особенно сферы естественных монополий, стали предъявляться  требования знаний антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Современная  экономика. Общедоступный курс. Ростов - на - Дону, «Феникс», 1997 г, стр. 117 - 128

2. Жолан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика.; Под общ. ред, Б, Лисовика и В, Лукашевича, 1997 г. стр., 159 - 211.

3. Ю.А.  Львов., Основы экономики и организации  бизнеса., Санкт - Петербург, «Формика» 1992 г, стр Л 34 - 207

4. П. Самузяьсон, Экономика Том - II, М., НПО «Алгою>«Машиностроение», 1997 г. стр. 88 - 130

5. Курс  экономической теории. Учебное пособие,  под ред. Сидорович А. В. М, Изд. «ДИС», 1997 г.

6. Основы  предпринимательской деятельности. Под ред. Власовой М.: Финансы и статистика», 1994 г.

7. Экономика,, С. Фишер, Москва, «Дело»5 1993 г,

8. Курс  экономической теории. Под общ. ред. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Киров 1994 г,

9. Радостовец Н. В., Своик П. В. Антимонопольная политика в Казахстане. – Алматы.: РИО АО «Караван», 1994. – 135 с.

10. Своик П.В. Цена монополии. Антимонопольная и ценовая политика в Казахстане на пути к рынку (1993-1995 гг.). – Алматы: АО «Караван», 1995. – 152 с.

Информация о работе Антимонопольное регулирование