Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция и монополия».
Рассмотрим такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........2
1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики………………………...3
1.1 Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма……………...3
1.2 Содержание рыночной конкуренции………………………………………...4
1.3 Конкурентоспособность товара……………………………………………...4
1.4 Совершенная и несовершенная конкуренция……………………………….6
1.5 Виды несовершенной конкуренции…………………………………………8
2. Конкуренция и монополия……………………………………………………10
2.1 Взаимосвязь между конкуренцией и монополией………………………...10
2.2 Сущность и виды монополии……………………………………………….11
2.3 Монополистические объединения………………………………………….13
3. Антимонопольное регулирование……………………………………………15
3.1 Негативные следствия чрезмерной монополизации производства………15
3.2 Сдерживание недобросовестной монополистической политики………...16
3.3 Способы антимонопольного регулирования экономики………………….17
3.4 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан…………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и Монополия(Диас).docx

— 61.14 Кб (Скачать файл)

При наличии  конкуренции на рынке производителя  с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции, в результате этого создается возможность снижения  цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым  эффективным способом достижения этого является использование научно технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно -  технических достижений позволяет увеличить производительность  труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме -  новатору большой доход.

Конкуренция создает у производителей стимулы  к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение  ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет дифференцирования отдельного продукта. Производители  осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом   такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая  всемерно    и всесторонне  изучает потребительский спрос  и создает новые формы и  методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает  прибыли фирмы, а с другой удовлетворяет  все желания и потребности  покупателя. В итоге выигрывает и  потребитель, и общество в целом.

«Совершенным  конкурентом» является тот, кто может  продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии  влиять на нее в сторону повышения или понижения. В свою очередь «полностью конкурентной отраслью» является такая отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов.

Несовершенная конкуренция.

Рынки, на которых либо покупатели либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Многие рынки, как, например, рынки автомобилей,  крупяных  изделий  для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.

Фирма является «несовершенной» до тех пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а не горизонтальную линию спроса каждого мелкого совершенного конкурента в   отрасли с совершенной конкуренцией.

На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого покупатели и продавцы  на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся  вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.

Однако  на несовершенно конкурентных  рынках  индивидуальные  продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию.  Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Характерные черты трех укрупненных   типов несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике. На рынках всех этих трех типов, как и на совершенно конкурентных рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

Насколько несовершенной может быть несовершенная  конкуренция?  Крайним случаем  является наличие единственного  продавца, обладающего  практическим могуществом полного монополиста. В своей отрасли он  является единственным производителем. И не  существует  другой  отрасли,  выпускающей сколько-нибудь близкий заменитель его продукции.

 

    1. Виды несовершенной  конкуренции

Самым крупным  случаем несовершенной конкуренции  является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других. Например до начала 80-х годов компания «Объединение прииски Де Бирс» фактически контролировала все источники   поставок алмазов в некоммунистическом мире, в качестве других примеров   можно привести монополию «Полароид» на моментальную фотографию,  единственный бакалейный магазин в уединенном маленьком городе и  владельцев подавляющей части каналов местного кабельного телевидения. В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над рынком.

Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным,  так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которыми  сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников, поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.

 Продавец  обладает монопольной властью  (или властью над рынком), если  он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема  выпуска.

В условиях совершенной конкуренции не существует никаких препятствий к вхождению  в рынок новых производителей. С другой стороны, на монопольных  рынках существуют барьеры вхождению, которые делают   невозможным  проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия  может иметь значительный приток прибыли.

 

Монополистическая конкуренция.

Как подразумевает  само название, монополистической конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов, однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов  предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По  существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция   плюс дифференциация продукции.

Рынок характеризуется  дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.

В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок новых фирм.  Но поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистической конкуренции не рассчитывают на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде.

 

Олигополия.

Олигополия  подразумевает наличие нескольких продавцов.

Олигополистический  рынок - это такой рынок, на которой  большая часть выпускаемой продукции  производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние  на весь  рынок  своими собственными  действиями. Автомобильная, сталелитейная  промышленность и отрасль по производству крупяных изделий для завтрака   являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и  при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми  продавцами, как и при совершенной  конкуренции.  Это обусловливает  большую сложность решений олигополистов  по сравнению с решениями фирм на других типах рынков.

Если  дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться  о  дизайне и рекламе продукции.

Олигополия  занимает  промежуточное  положение  между монополией и конкуренцией и в другом аспекте. В условиях, когда конкуренция является совершенной, барьеры вхождения в рынок отсутствуют, а  монополия не оставляет возможности для проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существует  некоторые  барьеры  вхождения, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Чем  слабее барьеры, тем белее вероятно, что отрасль, в  которой продавцы, занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет привлекать новые фирмы, и, следовательно, тем ниже будет прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.

 

 

  1. Конкуренция и монополия

 

2.1 Взаимосвязь между конкуренцией  и монополией.

На первый взгляд может показаться, что конкуренция  и  монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация  способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.

Между тем  монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого – то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш.  С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии.

Если  какой  - то предприниматель стремится победить своих соперников, то  он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

В современных  условиях крупные капиталистические  объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция  - монополия»  напоминает  спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг  другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не  входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за   небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.

В  развитых капиталистических и развивающихся  странах, достигших значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция, прежде всего между монополиями, производящие инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники.

Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии  и немонополизированных предприятиями.

Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать свои изделия по столь выгодным ценам.   В итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между  последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.

 

 

    1. Сущность и виды монополии.

Монополия является полным антиподом совершенной  конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Монополия - это рыночная структура, в которой  одна, фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов.

В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.

Стремление  монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждения особой власти на рынке. «Рыночная власть»  означает способность продавца (покупателя) влияет на цену.

Существует  три вида монополии:

  1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.
  2. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточное для покрытие издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
  3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого - либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Такая классификация  монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут  принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему  телефонной связи, а также электрические  и газовые компании, которые могут  быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой монополии. Также может быть проведена классификация,  основанная на учете временного горизонта.

Информация о работе Антимонопольное регулирование