Антиинфляционная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:22, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей курсовой работы является не только изучение антиинфляционной политики, проводимой на протяжении существования суверенного государства, но и ее анализ, на основе которого предложены конкретные меры по преодолению сложившейся инфляционной ситуации в стране.

Содержание

Реферат…………………………………………………………3

Введение……………………………………………………….4

Глава 1. Инфляция

1.1. Сущность понятия «инфляция»………………………6

1.2. Виды инфляции и ее измерение………………………8

Глава 2. Сущность антиинфляционной политики

2.1. Меры…………………….……………………………...11

2.2. Подходы………………………………………………..12

2.3. Методы борьбы………………………………………...13

Глава 3. Антиинфляционная политики Республики Беларусь

3.1.Динамика инфляционных процессов в

Республике Беларусь………………………………………….16

3.2. Причины инфляции на современной этапе развития страны…………………………………………………………....22

3.3. Антиинфляционная политика Республики Беларусь как транзитивного государства в условиях мирового экономического кризиса…………………………………………………………...24

Заключение…………………………………………………….28

Список использованной литературы………………………30

Приложение …………………………………………............32

Вложенные файлы: 1 файл

Антиинфляционная полититка.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

     В сентябре 1999 г. утверждается Концепция  валютной и денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которая определила предпосылки для стабилизации инфляционной ситуации: сокращение эмиссии, положительные процентные ставки, финансирование народного хозяйства за счет неинфляционных источников и др.

     19 октября 1999 г. в целях укрепления  национальной валюты, совершенствования денежного обращения было решено провести с 1 января 2000г. деноминацию денежной единицы и провести замену обращающихся денежных знаков на новые в соотношении 1000 руб в деньгах старого образца на  1 руб.  новых денежных знаков. В обращение выпускаются новые денежные  билеты номиналом 1,5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб. Расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь образца 1992-1999 гг. в течение всего 2000 г. остаются в обращении параллельно с билетами нового образца. [4]

     Начиная с 2000 года, в республике предпринимаются  решительные шаги по снижению уровня инфляции. Принятые меры обеспечили ежегодное  замедление роста цен. В результате в 2004 году сложился самый низкий с 1991 года прирост индекса потребительских  цен, который составил 1,1 процента в  среднем за месяц против 3,2, 2,5 и 1,9 процента соответственно в 2001, 2002 и 2003 годах.  
Ограничению инфляционных процессов в 2004 году способствовало уменьшение темпов девальвации обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам и, прежде всего, к доллару США. 
Ключевую роль в ограничении девальвационных и инфляционных процессов в стране оказало прекращение использования кредитов Национального банка для финансирования дефицита государственного бюджета, в том числе за счет покупки государственных ценных бумаг на первичном рынке. [18]

     Инфляция  в Беларуси за 2005 год составила 8%, что соответствует прогнозным показателям. Об этом сообщил министр экономики  Беларуси Николай Зайченко.

     В 2006 году инфляция составила 6,6%, в 2007  - 12,1%.

     В 2008 году тенденция роста цен сохранилась. В январе – апреле 2008 года индекс потребительских цен на товары и  услуги по сравнению с декабрем 2007 года составил 105,3%; из них на продовольственные  товары – 105,1%; на непродовольственные  товары – 102,1%, на платные услуги – 110,0%. Из продовольственных товаров наибольший рост цен в 2008г произошел на фрукты и овощи – 121,7%, значительно подорожали в январе-апреле масло растительное (на 109,3%),макаронные изделия (110,2%), крупы  и бобовые (108,0%). Данная продукция  в значительных объемах импортируется  в Беларусь, поэтому ее удорожание вызвано ростом цен на нее на мировых  рынках. [13]

     Динамику  инфляционных процессов в Республике Беларусь с 1990 по 2008гг мы наблюдаем в таблице. (Приложение)

3.2.Причины  инфляции на современном  этапе развития  страны

     Начиная с 2001 года экономика нашей страны постепенно переходила в режим низкоинфляционного развития. Если в 2001г уровень инфляции по индексу потребительских цен  составлял 146,1%, то в 2006-м – 6,6%.

      Последовательное  снижение уровня инфляции в эти годы было обусловлено

Принятием ряда мер в области денежно-кредитной, валютной и ценовой политики:

- ужесточением  денежно-кредитной политики; устранением  множественности курсов национальной  валюты;

- укреплением  белорусского рубля, что сопряжено  с выравниванием национального  и мирового уровня цен;

- ликвидацией  значительных перекосов в ценах  на различные товары и услуги  и с определенными странами;

- сокращением  объемов перекрестного субсидирования  промышленностью населения по энергоносителям – газу и электроэнергии;

- предсказуемостью  и относительной  стабильностью  цен на энергоносители, поставляемые  из РФ;

- общим  ростом доходов населения;

- ростом  конкуренции на внутреннем рынке  товаров и услуг, что благоприятно  сказалось на ценовой ситуации  в стране;

- формированием  организационных и институциональных  основ, позволяющих стабилизировать  инфляционные процессы в Беларуси.

     Однако  в 2007г. в связи с резким удорожанием завозимых в республику топливно-энергетических ресурсов, ростом цен на продовольствие не удалось закрепить положительную тенденцию снижения инфляции, особенно в последние месяцы года. [13]

     Финансовые  проблемы, начавшиеся в США летом 2007г., достаточно последовательно и  быстро трансформировались в глобальный экономический кризис, который сегодня оказывает негативное воздействие на экономические процессы в большинстве стран мира. Не стала исключением и Беларусь, экономика которой ощущает отрицательные внешние воздействия с осени 2008г. [11] Мировой экономический кризис протекает по сценарию дефляционной депрессии, однако, в экономике Беларуси происходит иное: сокращение объемов производства, сопровождающееся инфляцией. Беларусь как страна с трансформационной экономикой столкнулась с ранее не наблюдавшейся ситуацией, при которой дефляционный сценарий, связанный с падением объемов и цен экспорта, реализуется для нее во внешнеэкономической сфере, тогда как внутри страны имеет место стагфляционный сценарий (так называемая структурная инфляция). Происходит это в силу того, что для государственный предприятий и банков, которые преобладают в нашей экономике, действует административный перераспределительный механизм и режим мягких бюджетных ограничений. Другими словами, для белорусской экономической модели характерно одновременное сочетание дефляции и инфляции, невозможное в экономически развитых странах. [12]

     В Беларуси в последнее время инфляционные процессы протекают на фоне рецессии, которая пока носит характер снижения темпов роста, но в ближайшее время  грозит перейти в стадию падения  объемов производства и ВВП. Что  уже наблюдается в промышленности. С учетом экспортной ориентации экономики  страны выход из этой ситуации предполагает, в первую очередь, активизацию внешнего спроса, что, как понятно, в сложившихся  условиях далеко не в полной мере зависит  от Беларуси.

     Наряду  с этим существенно вырос внешний  государственный долг страны. Он достиг 5 млрд долл. США и составляет по различным  оценкам от 10 до 14% ВВП, предусмотренного Прогнозом социально-экономического развития Беларуси на 2009г.

     С учетом второго транша займа МВФ, а также очередного российского  кредита в размере 0,5 млрд долл. Можно  говорить, что мы вплотную подошли  к установленному в бюджете на текущий год лимиту внешнего долга  – 6 млрд долл. США. Безусловно, нам еще  далеко до 25%-ой доли внешнего государственного долга в ВВП, считающейся границей экономической безопасности по данному  критерию. Однако для нашей экономики  уже такой внешний долг может  стать в ближайшее время достаточно серьезной нагрузкой для бюджета.

     Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов интенсивный  рост валового внешнего долга. Который приблизился к отметке в 15 млрд долл. США. Фактором, ограничивающим сегодня внешнее заимствование, является и план по строительству АЭС, для осуществления которого потребуется кредит в размере 9 млрд долл.

     В связи с этим правомерным представляется вывод: увеличивать внешний государственный  долг нужно очень осторожно, одновременно создавая ресурсный потенциал возврата и направляя внешние займы  преимущественно на рефинансирование ранее полученных займов и на подпитку так называемой подушки безопасности. Следовательно нужно искать новые  внутренние ресурсы для подъема  экономики. А они находятся в сфере активизации многообразного внутреннего спроса. Следует усилить работу по привлечению прямых иностранных инвестиций. 

     3.3. Антиинфляционная политика Республики Беларусь как транзитивного государства в условиях мирового экономического кризиса

     Начиная с 2001 года экономика нашей страны постепенно переходила в режим низкоинфляционного развития. Если в 2001г уровень инфляции по индексу потребительских цен  составлял 146,1%, то в 2006-м – 6,6%.

           Последовательное  снижение уровня инфляции в эти годы было обусловлено

     Согласно  описанным выше причинам, антиинфляционная политика, основанная на мероприятиях как антистагфляционного, так и антидефляционного свойства, является ключевым звеном в разработке антикризисной политики государства в целом. Сложность антиинфляционного механизма предполагает выверенность и четкую последовательность шагов, ориентацию, в первую очередь, на решение таких задач, как:

  • социальная поддержка слабозащищенных слоев населения;
  • активизация экспортного сектора экономики и повышение ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках;
  • достижение внешней сбалансированности экономики;
  • рационализация кредитной системы;
  • совершенствование государственного управления в направленности обеспечения эффективного и устойчивого социального и экономического роста после восстановления внешней позитивной конъюнктуры.

Реализация  этих задач предполагает осуществление, с одной стороны, общесистемных  мер, которые будут создавать  необходимые условия и фон  для проведения стабилизационных действий, с другой – мероприятий в наиболее проблемных сегментах реальной экономики  и финансов.

Общесистемные меры включают:                                                                      

  • определение минимальных значений основных социальных             индикаторов развития общества, нарушать которые недопустимо и социально опасно. Социальная цена развертывающегося кризиса растет вслед за экономическим спадом и выражается в росте безработицы, снижении доходов населения, увеличении девальвационных и инфляционных потерь;
    • ограничение вмешательства органов государственного управления в хозяйственную жизнь организаций, ведущего к росту готовой продукции на складах. Это позволит пополнить денежную часть оборотных средств, сократить потребности в кредитных ресурсах;
    • либерализацию экономической жизни страны, которую следует проводить последовательно и эволюционно, всемерно поддерживая малый и средний бизнес;
    • продолжение реализации комплекса мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата на основе модернизации экономических институтов и организационных механизмов.

     Ключ  к решению проблем лежит, в  первую очередь, в производственной сфере. Поэтому важнейшим элементом  антиинфляционного механизма, в  составе мер антикризисной политики, должны быть меры в реальном секторе  экономики. Важнейшие из них:

    • разработка перспективной (долгосрочной) программы по оздоровлению, модернизации, структурной перестройке на инновационной основе реального сектора;
    • повышение технического уровня и качества продукции, обновление технологической базы производства, активный переход к технологиям 5 и 6-го укладов;
    • увеличение объемов экспорта и оптимизация импортных потоков на основе рационализации развития импортозамещающих производств. Особое внимание нужно придать диверсификации внешних рынков сбыта, активному вовлечению в зону экспортных интересов стран Азии, Африки и Латинской Америки;
    • поддержка отраслей экономики, ориентированных на внутренний

      спрос и обеспечивающих внутреннюю занятость (жилищное строительство, агропромышленный комплекс, транспортная инфраструктура (строительство дорог, мостов, логистических  центров), деревообработка;

    • конкретизация приоритетов в области развития экспорта с выделением потенциально наиболее эффективных, конкурентоспособных отраслей и производств, требующих государственной поддержки. Создание системы этой поддержки;
    • совершенствование методов и механизмов менеджмента, маркетинга, логистики для поиска и завоевания новых рыночных ниш.

     На  поддержание реального сектора экономики в максимальной степени должен быть направлен потенциал национальной денежно-кредитной системы.

     В этих целях можно предложить:

  • создание государственной специализированной небанковской кредитно-финансовой организации (НКФО), основными задачами которой явились бы, с одной стороны, льготное кредитование и финансирование приоритетных инвестиционных и социальных программ, с другой – покупка проблемных активов крупнейших отечественных банков, возникших в результате кредитования ими госпрограмм и предприятий. Это позволило бы повысить адресность предоставляемых средств, их экономное и эффективное использование, расширить возможности коммерческих банков по привлечению ресурсов на внешних финансовых рынках, по поиску отечественных и зарубежных инвесторов.

Информация о работе Антиинфляционная политика Республики Беларусь