Антиинфляционная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:22, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей курсовой работы является не только изучение антиинфляционной политики, проводимой на протяжении существования суверенного государства, но и ее анализ, на основе которого предложены конкретные меры по преодолению сложившейся инфляционной ситуации в стране.

Содержание

Реферат…………………………………………………………3

Введение……………………………………………………….4

Глава 1. Инфляция

1.1. Сущность понятия «инфляция»………………………6

1.2. Виды инфляции и ее измерение………………………8

Глава 2. Сущность антиинфляционной политики

2.1. Меры…………………….……………………………...11

2.2. Подходы………………………………………………..12

2.3. Методы борьбы………………………………………...13

Глава 3. Антиинфляционная политики Республики Беларусь

3.1.Динамика инфляционных процессов в

Республике Беларусь………………………………………….16

3.2. Причины инфляции на современной этапе развития страны…………………………………………………………....22

3.3. Антиинфляционная политика Республики Беларусь как транзитивного государства в условиях мирового экономического кризиса…………………………………………………………...24

Заключение…………………………………………………….28

Список использованной литературы………………………30

Приложение …………………………………………............32

Вложенные файлы: 1 файл

Антиинфляционная полититка.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

     Эффективность первых четырех перечисленных методов  может быть обеспечена лишь при сдерживании  или предотвращении инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом  является денежная реформа. (ист3)

     Денежные  реформы включают в себя использование методов нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации. Нуллификация представляет собой процедуру аннулирования сильно обесцененной денежной единицы и введения новых денег. Реставрация (ревальвация) – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или повышение обменного курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Девальвация представляет собой снижение золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или уменьшение официального валютного курса прежде всего к доллару США. Деноминация означает укрупнение масштаба цен путем увеличения номинальной покупательной способности новой одноименной денежной единицы по сравнению со старой.(ист1)

     Антиинфляционная  политика может быть успешной лишь в том случае, если направлена на устранение не только проявлений инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порождающих  и поддерживающих.

     В последнее время в борьбе с  инфляцией стали активно использовать такой прием, как таргетирование инфляции. Суть этого приема состоит в том, что денежные власти страны с учетом тенденций, сложившихся в национальной экономике, определяют прогнозное значение инфляции и сравнивают его с допустимым уровнем. После этого разрабатывается комплекс мер денежно-кредитной политики, чтобы обеспечить плановое значение инфляции.

     В качестве предпосылок реализации политики таргетирования выделяют:

  • компетентность органов денежно-кредитного регулирования
  • устойчивость национальной банковской системы
  • сбалансированность государственного бюджета
  • развитие в стране полноценного финансового рынка.(ист4).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. Антиинфляционная политика Республики Беларусь

3.1. Динамика инфляционных процессов в Республике Беларусь 

     Становление национальной денежной системы республики  сопровождалось высокими темпами инфляции, использованием механизмов денежно-кредитного и валютного регулирования, имевших  нерыночный характер.

     Инфляционные  процессы, набиравшие силу в последний  период существования СССР, продолжали развиваться и усиливаться в  независимой Беларуси. Особенно высокие  темпы роста цен, близкие к  гиперинфляции (около 50 % в месяц), имели  место в конце 1993 г. (октябрь-декабрь), а также в январе, августе, ноябре 1994 г. К лету 1995 г. обозначилось снижение инфляции. Динамика совокупного среднегодового роста цен складывалась следующим образом: в 1991 г. - 203 %, в 1992 г. - 1176, в 1993 г - 1197, в 1994 г. - 3067, в 1995 г. - 746 %.

     Инфляционные  процессы, сопровождаемые значительным падением реальных доходов населения, вели к превращению основной части  граждан Беларуси в малоимущих и  бедных. При этом шло обогащение тех, кто занимался торгово-посреднической и спекулятивной деятельностью.

     Хронический характер инфляции определялся дефицитом  внешней торговли, структурой народного  хозяйства, в которой до 80 % составляли средства производства, неэффективным  аграрным сектором, инвестиционной политикой, диспропорциями между ростом производительности труда и денежными доходами населения. Мощным генератором инфляции становится экспансионистская денежно-кредитная политика руководства, проявлявшаяся в постоянных кредитных вливаниях, ведущих к быстрому росту денежной массы. [4]

     До  лета 1993 г. главным фактором роста  цен являлась инфляция спроса. Она была вызвана огромными государственными расходами, часто носившими популистский характер, массовыми раздачами денег неэффективно работающим предприятиям, финансированием разбухающего госаппарата, укреплением силовых структур.

     Со  второй половины 1993 г. к перечисленным  причинам роста цен добавляется инфляция издержек. В немалой степени она носила «импортируемый» характер из-за резкого повышения цен на сырье и энергоносители. В свою очередь падение валютного курса белорусского рубля вело к повышению цен на импортируемые товары.

     Дополнительно стимулирует инфляцию растущая «долларизация» национальной экономики. Только за 1993 г. доля иностранной валюты в совокупной денежной массе выросла с 7,4 до 41,2 %. В результате иностранная валюта стала использоваться не только для обслуживания внешней, но и внутренней торговли, а также в качестве средства сбережения.

     В середине 90-х гг. в республике начали приниматься определенные антиинфляционные меры, направленные на стабилизацию рубля, регулирование денежного оборота, набирает силу государственный кредит. В феврале 1994 г. прошел первый аукцион государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Выпуски ГКО дополняют краткосрочные облигации Национального банка (КОНБ). В конце 1996 г. проведен первый выпуск по размещению долгосрочных государственных обязательств (ДГО). В 1995 г. была установлена положительная (выше уровня инфляции) ставка депозитного процента, существенно сокращались выделение Национальным банком целевых кредитных ресурсов, рефинансирование коммерческих банков.

     В результате достаточно сбалансированной денежно-кредитной и бюджетно-финансовой политики в 1995 г. началось замедление темпов инфляции. С января по июнь прирост потребительских цен упал с 39 до 2,5 %. Стабилизировался курс рубля, начало постепенно восстанавливаться доверие к национальной валюте. Обозначилась и некоторая «дедолларизация» денежного обращения: удельный вес иностранной валюты в денежной массе снизился с 55,5 % на начало 1995.г до З5,8  % к его середине. Резко увеличились темпы роста и соответственно доля рублевых депозитов в банках. В результате триллионы денежных средств стали менее активными на товарном рынке. [4]

     Однако  закрепить и развить положительные  тенденции в денежно-кредитной сфере не удалось. Продолжал углубляться кризис в экономике страны, критическим становится финансовое состояние субъектов хозяйствования, неуклонно росла их кредиторская задолженность. Неплатежи приобрели  хроническую форму.

     В результате жестких административных мер, принятых руководством республики в 1996 г. по стабилизации валютного курса, удалось несколько приостановить рост внутренних цен. Относительная стабильность и предсказуемость белорусского рубля явилась одним из факторов сдерживания инфляции.

     В то же время устойчивость курса, поддерживаемая в основном административными методами, вызвала ряд негативных последствий:

      - формирование множественности  курсов иностранных валют (наличного  и безналичного, официального и  «теневого» и т. д.), что лишило  экономику объективных ориентиров  для развития, создало благоприятную  основу для спекулятивных сделок;

      - стимулирование импорта и ухудшение  экспорта в результате снижения  ценовой конкурентоспособности  продукции, что привело к росту  отрицательного сальдо торгового  баланса и создало напряженность  на валютном рынке;

     - ограничение возможностей покупки  иностранной валюты для импорта.

         Несмотря на все  издержки денежно-кредитного регулирования, 1996 г. вошел в  историю денежного обращения как год самого низкого за весь период существования суверенной Беларуси уровня инфляции - около 36.%.

     Однако  в последующий период инфляционные процессы быстро набирают силу и вновь выходят на передний план экономической жизни республики, все больше деформируя воспроизводственные процессы в народном хозяйстве.

     В 1997 г. вследствие ряда факторов произошел  стремительный рост цен, который принял устойчивый и прогрессирующий характер. К ним относятся:

      - девальвация белорусского рубля,  которая была проведена для  стабилизации экспортно-импортных  операций; в результате за первый  квартал 1997 г. возросли тарифы  на природный газ на 36,6 %, электроэнергию - 41,5, теплоэнергию - больше чем на 40 %;

      - неоднократное повышение минимальной  заработной платы и тарифной  ставки 1-го разряда, что не  было предусмотрено в предварительных  расчетах правительства;

      - поступление в денежный оборот  кредитных ресурсов Национального банка, выделенных в сельское хозяйство и жилищное строительство, что вызвало существенное увеличение совокупной денежной массы;

      - низкая степень доверия к  белорусскому рублю, которая ведет к усилению «долларизации» экономики.

     В силу отмеченных, а также некоторых  других причин в 1997 г. индекс потребительских  цен вырос больше чем на 163 %, а  индекс производственных цен - почти  на 189 %. По темпам инфляции Беларусь вышла на одно из первых мест среди бывших республик СССР.

     В 1998 г. предпосылки снижения покупательной  силы национальной валюты, падение ее курса получают дальнейшее развитие. Некоторые положительные тенденции в денежном хозяйстве Беларуси, накопленные ранее, были утрачены.

     Разрушительными для денежной системы республики становятся попытки наращивания объемов производства в условиях нерыночной экономики за счет кредитной эмиссии.

     Развитию  инфляционных процессов способствовали сохранившаяся «советская» структура народного хозяйства республики,   монополизм,  отсутствие  противозатратного  механизма производства. [4]

     Рост  отрицательного сальдо торгового баланса  вызывает сокращение поступлений валюты, ее дефицит, ажиотаж на валютном рынке.

     Ухудшению ситуации способствует отсутствие собственных  валютных резервов для поддержания  курса. белорусского рубля.

     Ускорение бегства от белорусского рубля, снижение доверия к нему ведут к усилению «долларизации» национальной экономики. К концу 1998 г. доля иностранной валюты в совокупной денежной массе превысила 55 %  против 27,3 % к началу года.

     Кроме того, неустойчивость белорусской национальной валюты сделала ее объектом активных спекуляций на валютных, рынках.

     В результате нарастания такого широкого спектра негативных причин в марте 1998 г. произошло резкое падение курса белорусского рубля, что привело страну к глубокому, валютному кризису. Скрытый прежде инфляционный потенциал, незапланированные повышения минимальной заработной платы, высокие инфляционные ожидания, ускоренное наращивание Национальным банком эмиссии, неотрегулированность ряда параметров денежно-кредитной политики вызвали резкий рост цен. Дестабилизирующим элементом продолжал оставаться высокий разрыв между официальным, нерыночным  курсом, белорусского рубля, доходивший иногда до 300 %. Ситуацию усугубил и разразившийся в августе 1998 г. финансовый кризис в России, которая являлась  главным  экономическим партнером республики.

     Осенью 1998 г., как и в 1993-1994 гг., проблема инфляции становится важнейшей. За январь - сентябрь уровень инфляции превысил 53 %. Особенно обвальными были последние три месяца, когда рост цен достигал 20 - 25 %. Инфляция принимает ступенчатый характер, когда рост цен идет скачкообразно и становится фактически неуправляемым. В результате в 1998 г. инфляция превысила 260 %.

     Попытки сдержать обвал цен административными  методами обернулись дефицитом товаров, переходом к их нормированному отпуску. Так начала набирать обороты подавленная (скрытая) инфляция, которая проявилась в неудовлетворенном платежеспособном спросе на товары с дотируемыми ценами.

     Каждое  очередное повышение минимальной  заработной платы, проводимое правительством с целью индексации падающих денежных доходов населения, вело к новому росту цен и снижению обменного курса белорусского рубля.

     Завершение  XX столетия характеризуется дальнейшим нарастанием инфляционных процессов. В 1999 г. индекс потребительских цен превысил 350 %, что является наивысшим показателем за вторую половину 90-х гг. Свидетельством безудержного роста инфляции явилось появление в обращении денежных билетов номиналом в 1 и 5 млн. руб. Доходная и расходная и части консолидированного бюджета страны 1999 г. перешагнули за квадрильон рублей.

     Административное  сдерживание роста цен привело  к падению рентабельности, лишению производителей экономических стимулов и в конечном счете к необходимости их финансирования денежными эмиссиями.

     К концу 90:х гг. становится очевидным, что практически все резервы искусственного сдерживания цен оказались исчерпанными. Правительство республики вынуждено было признать, что «устойчивый экономический рост немыслим без надежного денежного хозяйства».

Информация о работе Антиинфляционная политика Республики Беларусь