Антиинфляционная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:22, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей курсовой работы является не только изучение антиинфляционной политики, проводимой на протяжении существования суверенного государства, но и ее анализ, на основе которого предложены конкретные меры по преодолению сложившейся инфляционной ситуации в стране.

Содержание

Реферат…………………………………………………………3

Введение……………………………………………………….4

Глава 1. Инфляция

1.1. Сущность понятия «инфляция»………………………6

1.2. Виды инфляции и ее измерение………………………8

Глава 2. Сущность антиинфляционной политики

2.1. Меры…………………….……………………………...11

2.2. Подходы………………………………………………..12

2.3. Методы борьбы………………………………………...13

Глава 3. Антиинфляционная политики Республики Беларусь

3.1.Динамика инфляционных процессов в

Республике Беларусь………………………………………….16

3.2. Причины инфляции на современной этапе развития страны…………………………………………………………....22

3.3. Антиинфляционная политика Республики Беларусь как транзитивного государства в условиях мирового экономического кризиса…………………………………………………………...24

Заключение…………………………………………………….28

Список использованной литературы………………………30

Приложение …………………………………………............32

Вложенные файлы: 1 файл

Антиинфляционная полититка.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

     Различают также абсолютную и относительную инфляцию. Абсолютная инфляция означает повышение уровня цен, а при относительной инфляции цены не растут, но оказываются завышенными по сравнению со снизившейся себестоимостью выпускаемой продукции. Некоторые экономисты (прежде всего западные) употребляют понятие абсолютной и относительной инфляции при исследовании зависимости инфляции от роста производительности труда. Если при росте производительности труда цены остаются на прежнем уровне (при прочих равных условиях в данном случае должно было произойти снижение цен), то имеет место относительная инфляция. Если же цены растут вместе с ростом производительности труда, то такая инфляция является абсолютной.

     Существует  еще корректирующая инфляция, всплеск которой происходит вскоре после либерализации цен, а ее масштабы и продолжительность зависят от степени дефицитности (разрыва между платежеспособным спросом и предложением), от величины обменного курса валюты и степени монополизации внутреннего рынка, а также способности иностранных товаров нарушить эту монополию. [6]

     Главным и наиболее наглядным показателем  наличия или отсутствия инфляции, а также ее глубины является индекс инфляции (масштаб инфляции). Если цены растут сравнительно медленно (примерно от 3 до 10 % в год), говорят о ползучей или умеренной инфляции. Если же рост цен происходит быстро и скачкообразно, измеряясь двузначными цифрами (от 10 до 200 % в год), то инфляцию квалифицируют как галопирующую. Когда обесценение денег становится самоподдерживающим и неконтролируемым, а темпы роста цен и денежной массы оказываются исключительно высокими (от 200 и более 1000 % в год), наступает гиперинфляция. Она обычно происходит в условиях войны, экономической разрухи, политической нестабильности. Классическим можно считать пример гиперинфляции в Германии после первой мировой войны в 1921-1923 гг., в период гражданской войны в России.

     Особенности инфляции зависят во многом от различий в экономических системах. В условиях рыночной экономики, когда цены и доходы свободно формируются в основном под воздействием спроса и предложения, обесценение денег носит открытый характер. При централизованно-директивном определении цен и доходов существует скрытая (подавленная) инфляция. Ее основные проявления заключаются не в повышении цен, а в хроническом дефиците товаров и услуг, росте вынужденных денежных сбережений, развитии теневой экономики и т.п. Иначе говоря, обесценение денег в данной ситуации выступает в закамуфлированном виде.

     В XX столетии широкое распространение получила концепция инфляции спроса. В соответствии с ней в основе инфляционного механизма лежит чрезмерный рост совокупного спроса (государственных и потребительских расходов, частных инвестиций), который уже не в состоянии привести к увеличению объемов производства. К примеру, финансирование дефицита государственного бюджета путем денежной эмиссии, воздействуя на спрос и предложение ликвидных средств, вызывает снижение ставки процента, что стимулирует инвестиции и вызывает мультиплицированный рост доходов и спроса. Образуется так называемый инфляционный разрыв между спросом и предложением, делающий неизбежным рост цен.

     Потребность объяснить новые явления в  экономике привела к распространению  в XX столетии концепции инфляции издержек. На первый план выдвинулась проблема взаимосвязи между изменением издержек производства, цен,зарплаты и платежеспособным спросом. Связь между ними можно выразить незатейливой схемой: 

         ∆Р →∆L → ∆С →∆К,

где ∆Р — изменение цен; ∆L — изменение зарплаты; ∆С — изменение потребительского спроса; ∆К — изменение издержек.

     Последовательность  стадий этого процесса не всегда четко выражена, многое зависит от дискретной политики государства, динамики производительности труда, цен на ресурсы.  Большое значение для поддержания инфляции издержек имеет идущее с опережением по отношению к производительности труда увеличение заработной платы (в данной связи говорят об "инфляционной спирали зарплаты—цены). Обычно ответственность за нее возлагается на профсоюзы, не сдерживающие свои притязания на повышение оплаты труда. Но тот же эффект может вызываться действием государства, проводящего непродуманную политику доходов. В то же время следует иметь в виду, что претензии работников на опережающий по отношению к повышению производительности труда рост номинальной зарплаты обоснованы, если цены увеличиваются быстрее, чем производительность труда, и происходит падение реальной заработной платы. [9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Сущность антиинфляционной политики

2.1. Меры 

     Антиинфляционная  политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.

     Антиинфляционная  стратегия включает в себя уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов (комплекс институциональных преобразований) и искоренения неуправляемой инфляции за счет повышения компетенции органов управления, долгосрочную монетарную политику, предусматривающую регулирование спроса на деньги (регулирование прироста денежной массы) путем введения жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, бюджетную политику, направленную на сокращение дефицита бюджета, защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции), включающую в себя регулирование сальдо платежного баланса и валютного курса.

     Антиинфляционная  тактика направлена не столько на устранение причин инфляции, сколько на использование краткосрочных, но сильных мер воздействия, т. е. направленных на уменьшение текущего инфляционного давления и подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер. Методы антиинфляционной тактики позволяют резко увеличить предложение без соответствующего повышения спроса или способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего уменьшения предложения (косвенное воздействие на денежную массу путем повышения нормы сбережений и уменьшения их ликвидности и т. п.).(тарасов) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Подходы

     Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

     Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном  спросе осуществляются программы государственных  капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется  спрос на потребительские товары и услуги.

     Однако  стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран  в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности  маневрировать налогами и расходами.

     Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.                         

     Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили  так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели. (сайт1)

     Таким образом, можно отметить, что все  эти подходы имеют как преимущества, так и недостатки, поэтому вряд ли будет правильным  использовать какой-то один из них. Необходимо их совмещать в связи со специфичностью процессов, происходящих в каждом государстве, а также чтобы негативные последствия одного из подходов смогли бы компенсироваться за счет других.

     2.3.Методы борьбы 

     В зависимости от, того какой вид  инфляции имеет место, применяются  различные методы борьбы с ней. Так, при невысоких темпах инфляции цель государственной антиинфляционной политики – предотвращение их увеличения, поддержание экономического роста, сохранение уровня реальных доходов различных слоев населения.

     Борьба  с галопирующей и гиперинфляцией осуществляется на основе разработки стабилизационных программ. На первом этапе обычно ставится задача:

  • выявить основные движущие силы инфляции, определить ее национальную механику;
  • взять инфляционные процессы под контроль, поставить ее в четко обозначенные пределы, помочь хозяйствующим субъектам адаптироваться к инфляционным процессам (положительная процентная ставка, защита резервных и т. п. фондов от обесценения, облегчение доступа к использованию иностранной валюты, легализация бартерных расчетов и так далее);
  • добиться снижения инфляции до уровня «ползучей».

            В качестве первоочередных антиинфляционных мер можно выделить:

    • совершенствование денежной политики;
  • повышение учетной ставки (ставки рефинансирования), обеспечение ее положительного значения;
  • сдерживание кредитной эмиссии, повышение нормы обязательных резервов в национальной банковской системе;
  • сокращение государственных расходов, обеспечение бездефицитного бюджета;
  • совершенствование налоговой системы и увеличение денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества;
  • подавление в национальной экономике монополистических тенденций;
  • реформирование национальной экономики, освобождение ее от убыточных предприятий, повышение уровня рентабельности реального сектора экономики, включение специального противозатратного механизма;
  • стабилизация обменного курса национальной валюты.

     Антиинфляционная  политика подразделяется на активную и адаптивную. Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. А адаптивная политика представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.(ИСТ3) Следовательно адаптивную политику нельзя отнести к подлинно антиинфляционным мероприятиям, т. к. к ним относятся лишь те действия, которые направлены на преодоление причин, провоцирующих инфляцию. Нет оснований к антиинфляционным мероприятиям относить и те действия, которые приводят к трансформации открытой инфляции в подавленную. Ведь подавленная инфляция лечению не поддается.

     Нельзя  рассчитывать и на то, что инфляцию можно преодолеть полностью и  окончательно. Единственно верный подход – это ориентироваться на смягчение  инфляции и доведение ее до приемлемого  уровня. (ист3)

     Основные  рычаги управления инфляционными процессами находятся в руках у государства, так как именно государство ответственно за денежное предложение и, соответственно, величину денежной массы.

     Правительство имеет в своем распоряжении целый  набор прямых монетарных рычагов, способствующих прекращению и сдерживанию инфляции. К ним относятся: контроль за денежной эмиссией; недопущение эмиссионного финансирования государственного бюджета; осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке; пересечение обращения  денежных суррогатов; наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа.

Информация о работе Антиинфляционная политика Республики Беларусь