Анализ исключений из закона спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение, цена. Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Однако потребности людей это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар. Необходимо отметить, что закон спроса не носит абсолютного характера. Из этого закона существуют исключения.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
1. Понятие спроса. Закон спроса...............................................................5
2. Классификация потребительского спроса по X. Лейбенстайн.............9
3. Смешанные эффекты..............................................................................20
Заключение..................................................................................................22
Список использованной литературы........................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

анализ исключений из закона спроса.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Смешанные эффекты

 

Любой реальный рынок товаров долговременного  и менее продолжительного срока  действия наиболее вероятно будет охватывать покупателей, которые подвержены влиянию одного или нескольких эффектов, описанных ранее. Сочетание этих эффектов формально не представляет собой никакой новой трудности в отношении определения кривой рыночного спроса, хотя значительно усложняет графический анализ. Тем не менее основной принцип остается в силе. Для любой цены существует такой объем спроса, что предельный эффект внешнего потребления (или предельный эффект Веблена) для всех покупателей, кроме одного, равен нулю. Это означает, что для каждого ценового изменения существует точка, в которой люди перестают реагировать на изменения в объемах потребления остальных независимо от того, какова была эта реакция. Если это так, то для каждой цены существует определенный обьем спроса и отсюда определяется кривая спроса.

Для каждого ценового изменения  мы выделили эффект цены и другие эффекты, такие, как эффект сноба, эффект Веблена, эффект присоединения к большинству. На рынке, где представлены все четыре эффекта, мы должны суметь выделить и  показать направление каждого из них. То есть каждое изменение цены приведет к двум положительным и двум отрицательным эффектам —два, которые, при прочих равных условиях увеличивают объем спроса, и два, которые, при прочих равных условиях уменьшают его. И положительные, и отрицательные эффекты зависят от относительной силы эффекта Веблена как противоположности эффекта цены. И эффект Веблена, и эффект цены будут непосредственно зависеть от направления ценового изменения.

Увеличение цены приведет к эффектам цены и присоединения  к большинству, которые будут положительны при условии, что эффект цены больше, чем эффект Веблена; то есть, если чистый результат есть снижение объема спроса при более высокой цене. С другой стороны, если эффект Веблена сильнее, чем эффект цены с учетом ее увеличения, то эффект присоединения к большинству будет положителен, эффект сноба будет отрицателен. В случае снижения цены, несомненно, верна обратная картина.

Кривая рыночного спроса на товар в случае, когда разные потребители подвергаются действию эффектов различного типа, может быть получена графически при помощи методов, изложенных ранее, хотя график может быть очень сложным. Для того чтобы это проиллюстрировать; нет смысла приводить еще какие-либо графики. Этот метод будет выглядеть примерно так:

  1. Имея кривые индивидуального спроса, где для каждой кривой совокупный спрос есть зависимая величина, мы можем сложить по горизонтали эти кривые и получить совокупность кривых спроса, где каждая кривая строится на основе заданной величины спроса
  2. Геометрическое место равновесных точек каждой кривой дает нам кривую рыночного спроса, которая учитывает и эффект присоединения к большинству, и эффект сноба. Эта кривая предполагает существование только одной показательной цены. Для каждой показательной цены существует своя совокупность кривых спроса, на основе которой получаются кривые рыночного спроса.
  3. Эти действия дают набор кривых рыночного спроса, где каждая кривая строится на основе другой показательной цены. Используя метод, показанный на рисунке 4, получаем нашу окончательную кривую рыночного спроса, которая одновременно учитывает и эффект присоединения к большинству, и эффект сноба, и эффект Веблена.

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены исключения из закона спроса. Закон спроса гласит:

При прочих равных условиях, т. е. если нет дефицита товаров и  ажиотажного спроса, -  между ценой  и спросом существует взаимообратная зависимость: если цена растет, то  спрос сокращается, если цена снижается, то спрос увеличивается.

Необходимо отметить, что  закон спроса не носит абсолютного  характера. Из этого закона существуют исключения:

-  Эффект присоединения  к большинству.

Эффект присоединения  к большинству побуждает потребителя покупать то, что покупают все. Он вызван желанием быть "на волне жизни", не отставать от других, быть модным. Человек стремится приобрести тот товар, который в данный момент приобретает большинство других покупателей, чтобы чувствовать себя равным им, выдерживать общий стиль.

Более точно этот эффект можно сформулировать как случай, когда отдельный покупатель предъявляет  больший (меньший) спрос на товар  из-за того, что некоторые или  все остальные покупатели на рынке  также предъявляют больший (меньший) спрос на этот товар.

    - Эффект сноба представляет собой обратный по отношению к предыдущему эффект. Здесь потребитель стремится отличиться от большинства, быть особенным, оригинальным, выделиться из толпы. Покупатель-сноб никогда не купит того, что покупают все. Поэтому в данном случае можно сказать, что выбор отдельного потребителя зависит от выбора остальных потребителей. Только зависимость эта обратная. Чем больше масштабы потребления какого-либо товара, тем меньше на него спрос у потребителя-сноба. Иными словами, спрос отдельного потребителя отрицательно соотносится с общим объемом спроса.

Речь идет о такой ситуации, когда некоторые потребители  могут сокращать свой спрос на товар при снижении цены на него. Это объясняется тем, что такой товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, но определенной категории потребителей эти товары уже неинтересны, потому что она не желает быть «как все».

         - Эффект Веблена. Для такой ситуации характерно увеличение спроса на эксклюзивные, престижные, дорогие товары даже при условии роста цен на них. Ведь среди потребителей на рынке есть такие богатые потребители, которые, приобретая товары, руководствуются не ценами, а престижными соображениями - принадлежности к определенному общественного класса, определенным социальным статусом и т.д.

Эффект Веблена можно  также наблюдать тогда, когда  в результате падения цены товара некоторые потребители решают, что  это произошло из-за ухудшения  его качества, и сокращают потребление этого товара.

Сравнивая кривую спроса в тех случаях, где присутствует эффект внешнего потребления, с кривой, где этот эффект отсутствует, я выделила три основных момента:

  1. Если эффект присоединения к большинству — наиболее значительный эффект, кривая спроса более эластична, чем в том случае, если бы этот эффект внешнего потребления отсутствовал.
  2. Если преобладает эффект сноба, кривая спроса менее эластична.
  3. Если преобладает эффект Веблена, то кривая спроса менее эластична и некоторые отрезки её даже могут быть положительно наклонены, тогда как, если бы эффект Веблена отсутствовал, кривая была отрицательно наклонена независимо от значимости эффекта сноба на рынке.

 

Источники литературы

  1. Х. Лейбенстайн  «Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории потребительского спроса», 208г - с. 304 — 325
  2. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина; пер. с англ. СПб., 1993. – 15 с.
  3. Экономическая теория: Учебник для вузов/Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2004. - 510 с
  4. Васильчук Е. Вдогонку за спросом // Российская бизнес-газета № 440, 2005.
  5. 2.  Камаев В.Д. «Экономическая теория»: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.
  6. 3.  Козырев В. М. Основы современной экономики: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. - 528 с.
  7. 4.  «Курс экономической теории» под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров.: АСА, 1994.
  8. 5.  Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. «Экономикс: принципы, проблемы, политика».- М: Республика, 2008
  9. Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.
  10. http://konspekts.ru/ekonomika-2/ekonomiaheskaia-teoria/sushhnost-sprosa-zakon-sprosa-sledstvie-iz-zakona-sprosa/
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%EA%EE%ED_%F1%EF%F0%EE%F1%E0_%E8_%EF%F0%E5%E4%EB%EE%E6%E5%ED%E8%FF
  12. http://www.study-economics.ru/isklyucheniya-iz-zakona-sprosa/
  13. http://book2001.narod.ru/Leibenstein.pdf
  14. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F4%F4%E5%EA%F2_%EF%F0%E8%F1%EE%E5%E4%E8%ED%E5%ED%E8%FF_%EA_%E1%EE%EB%FC%F8%E8%ED%F1%F2%E2%F3
  15. http://www.pandia.ru/text/77/201/63366.php
  16. http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/nefunkcionalnyy-spros.html
  17. http://www.study-economics.ru/isklyucheniya-iz-zakona-sprosa/
  18. http://konspekts.ru/ekonomika-2/ekonomiaheskaia-teoria/sushhnost-sprosa-zakon-sprosa-sledstvie-iz-zakona-sprosa/
  19. http://topknowledge.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=164:2010-07-27-15-24-57&catid=8:-1&Itemid=23



Информация о работе Анализ исключений из закона спроса