Анализ исключений из закона спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение, цена. Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Однако потребности людей это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар. Необходимо отметить, что закон спроса не носит абсолютного характера. Из этого закона существуют исключения.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
1. Понятие спроса. Закон спроса...............................................................5
2. Классификация потребительского спроса по X. Лейбенстайн.............9
3. Смешанные эффекты..............................................................................20
Заключение..................................................................................................22
Список использованной литературы........................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

анализ исключений из закона спроса.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 Поэтому предполагаем, что спрос А является функцией спроса всех остальных потребителей в совокупности. То же самое можно сказать по другому — спрос потребителя А является функцией совокупного рыночного спроса и получить величину спроса всех остальных. Для того чтобы установить основной принцип, используемый в последующем анализе, рассмотрим следующий мысленный эксперимент. В определенный день на конкретный рынок вводится известный товар. Природа этого товара такова, что спрос на него частично зависит от функциональных качеств товара и частично от того, много или мало единиц этого товара спрашивается на рынке. В техническом отношении задача заключается в том, чтобы соединить несложимые кривые индивидуального спроса в кривой рыночного спроса, с учетом того, что существует достаточная информация о функциях индивидуального спроса. 

Возникает вопрос — существуют ли какие-либо причины того, что рано или поздно два последовательных обследования дадут совершенно одинаковые результаты? Можно ответить на этот вопрос, если найдутся веские основания, чтобы установить следующий принцип — для каждого покупателя существует определенная точка, в которой он прекращает увеличивать спрос на товар по данной цене в ответ на увеличение общего спроса на рынке. Такой принцип может подразумевать, что выше какой-то точки увеличение общего спроса на товар будет оказывать понижающее влияние на спрос отдельного потребителя; и, более того, существует такая точка, выше которой увеличение общего спроса не будет оказывать никакого влияния на спрос отдельного потребителя. Конечно, было бы необходимым также доказать, что такой принцип верен для каждого потребителя. Не будет ошибочным такой принцип назвать принципом уменьшения предельного внешнего воздействия на потребление. Существует ли такой принцип на самом деле? Есть несколько веских причин полагать, что это так.

Во-первых, можно заметить, что этот принцип аналогичен принципу уменьшения предельной полезности. Так как рыночный спрос растет быстрее, приращение общего спроса становится всё меньшей и меньшей частью этого спроса. Интуиция подскажет нам, что на человека будет меньше влиять увеличение рыночного спроса в размере одного процента, чем увеличение на десять процентов, хотя эти процентные выражения равны в абсолютном измерении. Во-вторых, мы можем с успехом обратиться к повседневному опыту. Мы не знаем таких примеров, чтобы спрос отдельного человека на потребительские товары возрастал бесконечно вместе с увеличением общего рыночного спроса. Если бы на рынке существовали два или более таких человека, то спрос на товар увеличивался бы по бесконечной спирали. И последнее, но не менее важное, бюджетное ограничение — достаточное условие, чтобы доказать, что должна быть точка, в которой увеличение индивидуального спроса не сможет соответствовать увеличению общего спроса. Так как на каждого покупателя распространяется действие бюджетного ограничения, то данный принцип выдерживается для всех покупателей.

Кривая равновесного спроса — это кривая, которая существует, когда предельное внешнее воздействие  на потребление для всех покупателей, кроме одного, по всем ценам равно  нулю. Все остальные кривые спроса представляют собой неравновесные кривые, которые существуют только из-за временно неполных сведений о спросе остальных людей, которыми могут обладать покупатели. Как только погрешности рыночной информации будут обнаружены, такая кривая сможет передвинуться на новую позицию.

 

    1. Эффект присоединения к большинству —графический метод

        Основная цель подробного рассмотрения концептуального эксперимента состояла в том, чтобы проиллюстрировать уменьшение предельного воздействия внешнего потребления и показать его роль в получении окончательной кривой спроса. Однако существует относительно простой способ получения функции рыночного спроса в том случае, когда воздействие внешнего потребления значительно. Этот метод позволит нам сравнить некоторые свойства кривой, учитывающей эффект присоединения к большинству, с обычной «функциональной» кривой спроса; это также позволит  отделить изменения в спросе, происходящие благодаря изменению цены, от изменений благодаря действию эффекта присоединения к большинству. Примем, что определенный совокупный спрос является зависимой величиной и отдельный человек будет иметь функцию спроса, аргументом которой является этот совокупный рыночный спрос. Обозначим общие объемы спроса на рынке, которые будут служить параметрами функций индивидуального спроса буквами а, Ъ,..., n (где а<Ь<...<n).        Обозначим функции индивидуального спроса d1, d2 , ... dа, где каждая буква означает другого потребителя. Так, d\ — это кривая индивидуального спроса для потребителя 3, если этот потребитель полагает, что совокупный рыночный спрос составляет а единиц. Аналогично df∞ — это кривая индивидуального спроса 500-го потребителя, если он полагает, что общий рыночный спрос будет m единиц. Теперь мы можем сложить по горизонтали d\, dll, d°3, ..., d"a, что даст кривую рыночного спроса DP, которая показывает спрос, если все потребители полагают, что общий рыночный спрос составил a единиц. Аналогично мы можем получить if, If, ..., D".

Эти гипотетические кривые рыночного спроса ГУ, if, If, ..., D" показаны на рисунке 1.

 Теперь, если мы предполагаем, что покупатели обладают точными сведениями об условиях рынка (то есть о том, сколько всего будет спрашиваться на рынке по каждой цене), то только одна точка на кривых D°, if, ..., D" может принадлежать реальной или равновесной кривой спроса. Эти точки показывают те объемы спроса, на которых отдельные покупатели основывают свой индивидуальный спрос; то есть показывают ожидаемые объемы совокупного рыночного спроса. На рисунке 1 эти точки обозначены £", £*, ..., Е". Они являются действительными точками равновесия. При условии, что покупатели обладают точной рыночной информацией, Е°, Е*, ..., Е" являются единственными точками, которые могут показать фактические объемы спроса. Поэтому кривая, соединяющая эти точки, DB является кривой фактического спроса на товар. Теперь следует подразделить изменения объема спроса на те, которые происходят под влиянием эффекта цены и под влиянием эффекта присоединения к большинству, то есть измерить изменения, которые происходят благодаря снижению цены и благодаря тому, что покупатели приспосабливают свой спрос к изменениям в спросе других людей.

Сначала рассмотрим эффект снижения цены с Рг до Pi. Увеличение спроса после

снижения цены составит ас. Однако только часть этого увеличения обусловлена снижением цены. Для того чтобы измерить эту часть, спустимся по кривой D° до точки PI, которая покажет  количество, которое будут спрашивать по цене Pi, если покупатели не учитывают спрос друг друга. Это приведет к увеличению спроса на ах. Однако благодаря эффекту присоединения к большинству дополнительное количество потребителей захочет вступить на рынок или увеличить свой спрос. Поэтому после того, как люди приспособят свой спрос к изменениям в спросе других людей, мы получим дополнительное увеличение спроса, которое составит хс. Точно такой же анализ можно провести и для увеличения, и для снижения цены. На рисунке 1 можно увидеть еще одну вещь. Кривая DB более эластична, чем любая другая кривая, показанная на рисунке. Это может означать, что, при прочих равных условиях, кривая спроса более эластична, если присутствует эффект присоединения к большинству, чем если бы спрос базировался бы только на функциональных свойствах товара. Это, вытекает из того факта, что за реакцией на изменение цены следует другая реакция в том же самом направлении — на изменение в потреблении других людей.

Эффект  сноба

Мы рассмотрели  с помощью эксперимента и графического метода эффект присоединения к большинству. Теперь рассмотрим обратный эффект —  поведение потребителя в отношении тех товаров, с которыми он поступает как сноб. В этом случае мы также предполагаем, что спрос отдельного потребителя зависит от цены и от общего спроса на рынке, но при этом индивидуальный спрос находится в обратном отношении со всем спросом на рынке. В случае со снобом лучше видно, что эффект внешнего потребления должен достигнуть предела, хотя предел может быть достигнут только там, где сноб — это единственный покупатель. Однако для большинства покупателей по большинству товаров побудительные мотивы к исключительности не так велики, поэтому предельное влияние внешнего потребления станет равным нулю гораздо раньше этого момента. Если же этот товар приходится все же покупать, предельное влияние внешнего потребления должно достигнуть предела там, где объем спроса имеет положительное значение. Из этого следует, что после какого-то момента должен проявиться принцип уменьшения предельного влияния внешнего потребления. Таким образом, имеем противоположную, но симметричную связь эффекта сноба с эффектом присоединения к большинству.

Анализ рынка, на котором  все покупатели ведут себя как  снобы, следует тому же самому направлению, что и наш анализ эффекта присоединения  к большинству. По аналогии мы можем  быстро провести  анализ эффекта  сноба. Как и раньше, сначала обозначим различные объемы рыночного спроса, которые служат параметрами для различных кривых индивидуального спроса, буквами а, b, ..., n (где а<Ь< ...<п). Предположим, что dlt d2, ...,dа — функции индивидуального спроса на рынке, где существует п покупателей. Как и прежде, d\ означает кривую индивидуального спроса для покупателя 3, если он предполагает объем рыночного спроса «а» единиц. Складывая кривые индивидуального спроса, получаем кривую рыночного спроса покупателей, полагающих, что объемы рыночного спроса а, b, . . ., n. Благодаря поведению снобов кривые .О", £>*, . . ., D" сдвигаются влево по мере того, как возрастает ожидаемый рыночный спрос. Это показано на рисунке 3.

Используя те же самые действия, что и раньше, мы получим реальные точки равновесия Е°, Еь, ..., Е". Они представляют собой единственные точки на кривых D",£>*, „.., D", которые совпадают с ожиданиями покупателей (и отсюда с предложением

о точности информации). Кривая, соединяющая эти точки, — это  кривая спроса Ds.

Теперь, с учетом изменения цены с Р2 до Pit мы можем разделить влияние изменения цены на эффект цены и эффект сноба. На рисунке 3 мы видим, что увеличение объема спроса благодаря снижению цены составляет а. Однако эффект цены — только ах. То есть, если бы ни один покупатель не ожидал бы увеличения общего спроса, то этот общий спрос составил бы Ох при цене А. Наиболее крайние снобы отреагируют на это увеличение спроса и покинут рынок.

 Следовательно, общий спрос упадет на bх. И поэтому чистый результат увеличения спроса составит только ab. Было бы интересно исследовать некоторые свойства кривых, представленных на рисунке 3. Прежде всего можно отметить, что все  данных кривых, кроме кривой Ds (то есть исключая точки Е°, £*, .,., Е°), это теоретические точки, которые имеют значение только в условиях неполной осведомленности. Во-вторых, по графику можно увидеть, что кривая спроса сноба менее эластична, чем кривые в случае, где эффект сноба отсутствует.

Причина этого состоит  в том, что увеличение спроса вследствие снижения цены частично уравновешивается тем, что некоторые снобы покидают рынок из-за увеличения в общем потреблении (то есть из-за снижения для сноба ценности данного товара). Однако очевидно, что эффект сноба никогда не может быть больше эффекта цены, так как это привело бы к неразрешимым противоречиям. Если бы эффект сноба был бы больше, чем эффект цены, тогда спрос по более низкой цене был бы меньше, чем спрос по более высокой цене. Это означает, что некоторые снобы при более высокой цене покидают рынок, когда снижается общий спрос, что явно противоречит нашему определению поведения сноба. Из этого следует, что эффект сноба никогда не может быть больше, чем эффект цены. Из этого следует также, что Ds  постоянно убывающая кривая, если 1У, D*, ..., ГУ также постоянно убывающие кривые.

Можно отметить еще одно отличие обыкновенной кривой функционального  спроса от кривой Ds. В случае с обыкновенной кривой спроса покупающие по более высоким ценам всегда останутся на рынке и при более низких ценах. То есть с точки зрения цены, желание покупать в целом снижается. Очевидно, что это не так для кривой Ds.

Эффект  Веблена

 Хотя теория показательного потребления, разработанная Вебленом и другими, это сложное и тонкое социологическое построение, мы  можем, в целях нашего исследования, абстрагироваться от элементов психологии и социологии и обратиться исключительно к тому, какое влияние оказывает показательное потребление на спрос. Весьма важное экономическое явление, с которым мы будем иметь дело, состоит в том, что полезность, извлеченная из единицы товара, используемого для целей показательного потребления, зависит не только от присущих этому товару свойств, но и от цены, уплачиваемой за него. Вероятно, было бы полезно разделить цену товара на две категории: реальная цена и демонстративная цена. Реальная цена — это те деньги, которые уплачивает покупатель за товар. Показательная цена — это цена, уплаченная за товар по мнению других людей, и которая поэтому определяет его полезность с точки зрения показательного потребления. Вероятно, эти цены будут одинаковы на высокоорганизованном рынке, где информация о ценах доступна всем. На других рынках, где могут иметь место «выторговывание» или частные скидки, реальная цена и показательная цена не совпадают. В любом случае спрос будет зависеть и от реальной и от демонстративной цены. Кривая рыночного спроса на товар, подверженный демонстративному потреблению, может быть получена сходным графическим методом (рисунок 4). 

На этот раз мы обозначим  индексами 1, 2, ..., n ожидаемые демонстративные цены. Реальные цены — Pi, Pi, ..., Рл. Функции индивидуального спроса —di, с/2, ..., dа. Таким образом, d\ обозначает кривую спроса покупателя номер 6, если он ожидает демонстративную цену Р^11.Теперь мы можем сложить d\ , di , ..., dtt' и получить кривую рыночного спроса D1 , которая показывает величины спроса при разных ценах, если все покупатели ожидали демонстративную цену Pf. Аналогичным образом получаем D2, D3, ..., D".

Кривые рыночного спроса будут, конечно, до какого-то момента  смещаться влево по мере того, как возрастает демонстративная цена. Теперь на каждой кривой D1 , £>2, ..., D" на рисунке 4 только одна точка может быть фактической точкой равновесия, если мы предполагаем, что покупатель обладает точной рыночной информацией —точка, где реальная цена равна демонстративной (то есть Pj = Pf, Р2 = Р§) - Линия, соединяющая эти точки Е1 , Е2 , ..., Е", дает нам кривую спроса Dy.

Как и раньше, можем разделить  эффект от изменения цены на два  эффекта — эффект цены и то, что  из-за нехватки подходящих терминов мы назовем эффектом Веблена. На рисунке 4 можно увидеть, что изменение цены с Рз до Р* снизит объем спроса на RS. Эффект цены должен увеличить спрос на ST, то есть если бы не было изменений и ожидаемой показательной цены, спрос составил бы ОТ. Однако при более низких ценах ряд покупателей покинет рынок из-за снизившейся полезности товара вследствие снижения демонстративной цены.

       Эффект Веблена поэтому составляет RT. Необходимо заметить, что в отличие от кривой О$, кривая Dr может быть положительно наклонена, отрицательно наклонена и иметь смешанный наклон. Это зависит от того, насколько при различных ценах эффект Веблена больше или меньше, чем эффект цены. Возможно, что на одном отрезке кривой может преобладать один какой-то эффект, тогда как на другом отрезке может преобладать другой эффект. Однако предполагается, что в большинстве случаев, если кривая не является постоянно убывающей, она будет иметь форму обратной буквы S, как это показано на рисунке 5А. Причины этого следующие:

- во-первых, должна сущес твовать такая высокая цена, что ни одна единица товара не будет приобретаться вследствие бюджетного ограничения (наряду с другими причинами). На рисунке 5А это цена Р и это означает, что должна существовать некоторая точка, в которой кривая меняет свой наклон с положительного на отрицательный по мере того, как возрастает цена.

- во-вторых, должна существовать  точка насыщения товаром. Это  точка Т на рисунке 5А. Из  этого следует, что какой-то  отрезок кривой должен быть  монотонно убывающим, чтобы достичь этой точки, если существует некоторая минимальная цена, при которой эффект Веблена равен нулю. Разумно предположить, что существует некоторая низкая цена, при которой товар не имеет никакой ценности с точки зрения показательного потребления. Если это последнее предположение подтверждается, что весьма вероятно, то есть возможность предположить, что существует некоторая низкая цена, при которой кривая спроса на товар имеет форму как на рисунке 5С. В противном случае она могла бы иметь общую форму, показанную на рисунке 5А, либо состоять из двух сегментов, как это показано на рисунке 5В.

Информация о работе Анализ исключений из закона спроса