Анализ исключений из закона спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение, цена. Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Однако потребности людей это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар. Необходимо отметить, что закон спроса не носит абсолютного характера. Из этого закона существуют исключения.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
1. Понятие спроса. Закон спроса...............................................................5
2. Классификация потребительского спроса по X. Лейбенстайн.............9
3. Смешанные эффекты..............................................................................20
Заключение..................................................................................................22
Список использованной литературы........................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

анализ исключений из закона спроса.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

 учреждение высшего профессионального образования

 ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Микроэкономика"

 

на тему: «Анализ исключений из закона спроса»

 

 

 

                                   Выполнил: студент

 Васильева Виктория Игоревна

Группы: 0071 - 04_   

(номер группы)

 

  Преподаватель

Хмельницкая Ольга Николаевна

 

Псков

2013

Содержание

          Введение.......................................................................................................3

         1.   Понятие спроса. Закон спроса...............................................................5

         2. Классификация потребительского спроса по X. Лейбенстайн.............9

         3.  Смешанные эффекты..............................................................................20

Заключение..................................................................................................22

Список использованной литературы........................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Основными параметрами  рынка являются: спрос, предложение, цена. Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его  основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Однако потребности людей это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар. Необходимо отметить, что закон спроса не носит абсолютного характера. Из этого закона существуют исключения.

Объемы потребления существенно  зависят не от абсолютного, а от относительного уровня дохода – потребители сравнивают свои возможности с потреблением других, более обеспеченных групп, которые  тем самым оказывают на них  постоянное культурное давление, понуждающее наращивать объемы потребления.

Социальное воздействие  на потребление индивида подчеркивается Х.Лейбенстайном в отмеченном им эффекте присоединения к большинству, когда спрос на товар возрастает в связи с тем, что его покупают другие люди, и эффекте сноба, когда, наоборот, человек не желает приобретать продукт или услугу именно потому, что это делают окружающие. Х. Лейбенстайн выделяет и так называемый эффект Веблена, состоящий в том, что нередко привлекательность блага не уменьшается, а возрастает вместе с ростом его цены и, соответственно (при прочих равных условиях), выбор совершается в пользу более дорогого, а не более дешевого товара.

Откуда возникают подобные эффекты? Ответ на этот вопрос лежит  за пределами сферы удовлетворения потребностей в потребительских благах как таковых. Дело в том, что масштабы и характер потребления не просто отражают сложившееся в обществе неравенство в распределении ресурсов. Потребительские практики становятся средством, активно производящим это социальное неравенство. Потребление, таким образом, оказывается не конечной целью, а лишь инструментом реализации более сложных социальных стратегий классовой и статусной дифференциации.

Именно это и определяет актуальность темы курсовой работы: «Анализ исключений из закона спроса (по работе Х. Лейбенстайна «Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса»).

Целью курсовой работы является анализ исключений из закона спроса.

Объектом исследования являются – нефункциональный спрос.

При написании  курсовой работы были обозначены следующие  основные задачи:

1. изучение теоретических основ исключений из закона спроса;

2. рассмотрение эффекта присоединения к большинству;

3. рассмотрение эффекта сноба;

  1. рассмотрение эффекта Веблена.
  2. рассмотрение смешанных эффектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие спроса. Закон спроса 

 

Спрос означает желание потребителей приобрести определенные товары и услуги за определенную цену.

   Потребители будут покупать товары и услуги за определенную цену только в том случае, если они в них нуждаются.

   Величина спроса - количество продукта, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Спрос характеризуется шкалой, которая отражает готовность покупателей в данный отрезок времени приобрести товар по каждой из предложенных на рынке цен. При этом значение имеют объем спроса и цена спроса.

Объем спроса – это то количество товара, которое потребители  согласны купить. Цена спроса – это  максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое  предъявляется спрос, существует определенное соотношение. Зависимость объема спроса от цен устанавливается законом спроса

Закон спроса устанавливает  обратную зависимость между ценами и количеством товаров, которые  будут куплены при каждой данной цене.

Обратная зависимость  объясняется следующими основными  причинами:

  • снижение цен увеличивает число покупателей;
  • снижение цен расширяет покупательную способность покупателей;
  • насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц товара, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам.

 

Таким образом, при условии  неизменности прочих факторов, повышение цены на товар ведет к соответствующему уменьшению величины спроса, а снижение цены, наоборот, обусловливает возрастание величины спроса.

      Закон спроса имеет графическую интерпретацию в виде кривой спроса. Важнейшим свойством кривой спроса является ее нисходящий (убывающий) характер.

Следует различать понятия "изменение величины (объема) спроса" и "изменение спроса". Спрос, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины спроса от значения цены при неизменности прочих факторов. Величина (объем) спроса – это количество единиц определенного товара, которое отдельный покупатель (индивидуальный спрос) или вся совокупность покупателей (рыночный спрос) готовы приобрести за некоторый период.

Таким образом, величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Спрос меняется тогда, когда изменяются все прочие факторы, которые принимались ранее постоянными. На графике изменения величины (объема) спроса выражаются в движении по кривой спроса, т.е. эти изменения происходят в рамках неизменного спроса, так как вид, форма функции не меняются. Соответственно, изменение спроса графически выражается сдвигом самой кривой спроса, ее смещением.

Изменение спроса обусловливается  многими факторами, т.е. в данном случае речь идет о тех факторах, которые на графике определяют особый вид, форму кривой спроса. В их числе можно выделить:

Доходы потребителей. При  повышении доходов спрос на большинство  товаров растет. Это так называемые нормальные товары. Кривая спроса смещается вправо. Те товары, спрос на которые изменяется в обратном направлении по отношению к изменению доходов, называются товарами низшей категории. По мере роста доходов спрос на них уменьшается и кривая спроса смещается влево.

Потребительские вкусы и  предпочтения. Благоприятное для данного продукта изменение вкусов или предпочтений, вызванное рекламой, изменениями моды вызовет увеличение спроса на него и, наоборот, неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса. Соответственно, кривая спроса будет смещаться в первом случае вправо, во втором случае – влево.

Цены на сопряженные  товары. Существуют товары взаимозаменяемые, т.е. товары-субституты, и взаимодополняемые, т.е. комплементы. Между ценой на один из товаров-субститутов и спросом на другой существует прямая связь: спрос на товар возрастет и кривая сместится вправо, если цены на взаимозаменяемые товары возрастут. Между ценой на один из товаров-комплементов и спросом на другой товар существует обратная связь: спрос на товар возрастет и кривая сместится вправо, если цены на взаимодополняемые товары снизятся.

Потребительские ожидания. Ожидания потребителей относительно возможности  повышения цен в будущем могут  побудить их покупать теперь больше. Ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Зависимость величины (объема) спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Для характеристики и количественного анализа спроса как функции используются показатели эластичности.

В самом общем виде эластичность отражает процентное изменение значения функции в результате определенного  процентного изменения переменной, т.е. является характеристикой чувствительности.

Для характеристики спроса на товар используют несколько показателей (коэффициентов) эластичности: эластичность спроса по цене (ценовая эластичность); эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность.

Эластичность спроса по цене (коэффициент ценовой эластичности) определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Поскольку зависимость величины спроса от цены является обратной, то коэффициент ценовой эластичности будет отрицательной величиной. Поэтому в данном случае во внимание принимается абсолютное значение коэффициента. Возможны три варианта:

Если коэффициент ценовой  эластичности больше 1 (процентное изменение  цены ведет к большему процентному  изменению величины спроса), то спрос является эластичным. Крайней формой эластичного спроса является совершенно эластичный спрос. Значение коэффициента стремится к бесконечности.

Если коэффициент ценовой  эластичности меньше 1 (процентное изменение  цены сопровождается меньшим процентным изменением величины спроса), то спрос является неэластичным. Крайняя форма неэластичного спроса – совершенно неэластичный спрос (например, уникальные, жизненно необходимые лекарства).

Если коэффициент ценовой  эластичности равен 1 (процентное изменение  цены обусловливает равное процентное изменение величины спроса), то спрос имеет единичную эластичность.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает степень реакции  объема (величины) спроса на товар при  изменении величины дохода потребителя. При расчете этого коэффициента принимается во внимание знак (плюс или минус). Если коэффициент эластичности спроса по доходу оказался отрицательной величиной, то такие товары являются низкокачественными. Наоборот, нормальные товары характеризуются положительной величиной коэффициента.

 

 

 

2. Классификация потребительского спроса по X.Лейбенстайн

 

      1. Концептуальный эксперимент.

Главная задача — получить кривые совокупного спроса разных видов в тех случаях, когда  кривые индивидуального спроса не подлежат сложению. Вначале исследуем те случаи, где значителен эффект присоединения к большинству. Простейшим случаем его является ситуация, когда отдельный человек будет спрашивать больше (меньше) товара по данной цене потому, что некоторые или все остальные покупатели на рынке будут тоже спрашивать больше (меньше) этого товара.

Одна из трудностей анализа  этого вида спроса — это выбор  допущений по поводу того, какими сведениями обладает каждый человек. Предполагается, что все знают то количество, которое  будет спрашиваться каждым человеком отдельно или всеми вместе по любой данной цене — после того, как они отреагируют на спрос, проявленный всеми остальными. С другой стороны, если допустить незнание части потребителей о спросе других, то необходимо будет определить сущность и степень этого незнания — незнание это относительное понятие. И третья сторона этого вопроса — это выработка механизма, посредством которого потребители получают точную информацию Другая проблема заключается в выборе предположения о поведении на рынке отдельного потребителя.

Предлагаются три случая:

1) Спрос потребителя А  (по данной цене) может быть  функцией совокупного спроса  на рынке. 

      1. Спрос потребителя А может быть функцией спроса всех остальных потребителей, взятых всех вместе или каждого в отдельности. Другими словами, спрос А может в большей степени определяться спросом одних, чем спросом других.

 

 3) Спрос А является функцией спроса определенного количества людей на один конкретный товар, а не на ряд товаров. Более сложная модель поведения потребителя на рынке, которая сочетает вышеперечисленные элементы, также возможна. Для целей нашего исследования лучше всего рассматривать первый простейший случай.

Информация о работе Анализ исключений из закона спроса