Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель моей работы состоит в том, чтобы показать социальные проблемы, в общем, социальные проблемы в России, программы, мероприятия, проводимые правительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов. Меры по защите социально незащищенных слоев общества (стариков, детей). Осветить результаты социальных реформ. Раскрыть сущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий незащищенным слоям общества. Показать важность социальных преобразований. Необходимость выработки и внедрения в повседневную практику законов по защите тех, кто не может по ряду причин, по средствам труда, обеспечить себя, или в преклонном возрасте, или по малолетству, или по другим, не зависящим от желания, причинам, своей семье проживания на уровне. Этот уровень должен соответствовать среднему прожиточному минимуму в данной стране.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3-4

Глава I: Понятие и сущность социальной политики населения.

1.Выявление прав и обязанностей субъектов…………………….……..5-9
2. Выявление источников финансирования……………………...……9-10
3. Функции и методы социальной политики………………………….10-18
4. Основные направления социальной политики……………...…….18-23
5. Экономическая социальная политика:
проблемы согласования…………………..23-26
Глава II: Актуальные проблемы социального развития государства и
пути их решения.
1.Социальная политика: реформы, обязательства,
приоритеты социальной политики России.
Некоторые направления, реформы в сфере образования, здравоохранения, жилья………………………………………..26-27
2. Социальные проблемы в современной России и
пути их решения……………………………………………………...27-31
3. Результаты реализации социальной политики в
современной России…………………………………………..……...31-36
Заключение…………………………………………………………………….36-37
Список используемой литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ..doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).

Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формирований экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации.

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:

1) выплат по государственному  страхованию;

2) банковских ссуд на индивидуальное  жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

3) процентов по вкладам в сберегательных  кассах, начисляемых по итогам года;

4) доходов от увеличения стоимости  акций, облигаций, выигрышей и погашении  по займам;

5) выигрышей по лотереям;

6) временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;

7) выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.

Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.

В связи с переходом России к рыночной экономике механизм распределения ресурсов и доходов сопровождается большей дифференциацией доходов населения, чего не наблюдается в период социалистического хозяйства. Периоды экономических потрясений, высокой инфляции и т. п. сопровождаются усилением разрыва в доходах различных групп населения. Так, в России (сентябрь 1997 г.) на долю 10% наиболее обеспеченной группы населения приходилось 31% денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченной 2,5%. Таким образом, разрыв в доходах этих групп составил 12,5 раз. В сентябре 1998 г. этот разрыв составил 13,5 раз. Обратим особое внимание на неравномерность коэффициента по различным регионам и отдельным крупнейшим промышленно-финансовым центрам. В 1997 г. он составил в Дальневосточном экономическом районе 16,4; Центрально-Черноземном районе 6,4; в Москве 15,9 раз.

Но почему вообще существует неравенство в доходах? Ведь в демократических странах принято говорить о равенстве возможностей, которые должны обеспечиваться соответствующими институтами рыночной экономики. Отметим самые важнейшие факторы и причины неравенства.

Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, гак и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь в виду), человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.

Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им родиться - потомственных миллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна да разновидностей потока доходов, т. е. доход от собственности, будет существенно различаться у названных нами субъектов.

В-третьих, различия в образовательном уровне. Сама эта причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.

В-четвертых, даже при равенстве возможностей и одинаковых стартовых уровнях образования больший доход будут получать лица, которых иногда называют «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.

В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т. п. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов.

Таким образом, по крайней мере, в силу названных причин равенство экономических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах9.

1.5.Экономическая и социальная политика: проблемы согласования.

    В настоящее время все большую общественную поддержку получает точка зрения в пользу реализации целенаправленной экономико-политической стратегии всеобъемлющего перехода к постиндустриальному и одновременно социально ориентируемому рыночным порядкам. Переход к постиндустриальному не может быть сопряжен с кардинальными структурными изменениями. В ближайший перспективный период достижение устойчивых темпов экономического роста становится возможным в случае позитивных сдвигов в экономической структуре, прежде всего прекращения падения и дальнейшего увеличения доли перерабатывающих отраслей в промышленности, кардинального повышения роли высокотехнологичных отраслей, постепенного снижения доли первичных отраслей и существенного ослабления зависимости экономики от экспорта первичных ресурсов.  

Рациональность структуры рыночного хозяйства на постиндустриальной стадии развития определяется следующими характеристиками:

    • Преобладающая роль в промышленной структуре высокотехнологичных отраслей, максимально адаптированных к использованию достижений новейшего этапа научно-технической революции.
    • Вымывание многих традиционных методов производства и целых отраслей, замена ряда массовых ресурсов новыми искусственными материалами.
    • Создание новых продуктов и усовершенствование ранее выпускаемых исходя из требования максимального разнообразия и повышение качества при параллельном создании новых рабочих мест.
    • Рациональное сочетание крупных, средних и малых промышленных предприятий за счет оптимального сочетания материало-энерго и трудосберегающих технологий и оптимального приспособления к изменениям спроса посредством диверсификации производства и выхода на новые рынки.
    • Формирование аграрного сектора, полностью отвечающего современным рыночным стандартам.
    • Становление технически и технологически преобразованных отраслей сферы услуг на базе реализации новых систем информатизации.
    • Формирование инновационной сферы, служащей генератором авангардных технологий на основе постоянного роста эффективности затрат на НИОКР.  

Достижение рассмотренных целей структурной трансформации в рамках рыночной сферы неизбежно будет связанно с решением социальных проблем. Особую важность имеет фактор человеческого капитала. Постиндустриальное преобразование производственной сферы будет неизбежно связанно с повышением квалификации используемого персонала, так и с уменьшением его численности. Так что проблема занятости во многих промышленных отраслях будет крайне значимой в социальном плане. Усилится позитивная зависимость национального экономического успеха от преодоления бедности, сокращения дифференциации доходов, совершенствования системы образования и улучшения других социальных факторов. Трансформация Российской экономики в направлении к современному постиндустриальному типу обязательно предполагает преодоление сложившихся структурных деформаций, прежде всего, в отношении первичных отраслей, бывшего ВПК и аграрного сектора. Следовательно, долгосрочные императивы структурных преобразований требуется дополнить промежуточными целями на среднесрочную перспективу, прежде всего, определяющими направление преодоления структурных деформаций.

Вместе с тем крайне значимой проблемой структурных преобразований в обозримой перспективе останется развитие социальной сферы, исходя из всех стандартов уровня жизни, экологической безопасности и т.д. выдвигаются цели обеспечения уровней потребления в социальной сфере, прежде всего в отношении малообеспеченных групп населения. Преодоление кризисных последствий природных процессов, достижение современных экологических стандартов в рыночной и социальной сферах повышения гарантий предоставления социальных услуг, предполагающего кардинальное сокращение масштабов бедности. В конечном счете, материализация этих целей должна обеспечить повышение уровня жизни населения по мере успешной трансформации экономической системы по направлению к зрелому рынку. Принципиально важно, что целевые ориентиры будут определять конкретные направления политических действий в рамках определенных секторов и сегментов рынка и социальной сферы. В практическом плане согласование инструментов рыночного регулирования и социальной политики становится возможным на основе двух принципов – строгого разграничения и одновременно взаимосвязанного максимального применения критериев принятия решения двух рассматриваемых направлений: политико-экономического и политико-социального. В соответствии с развиваемым подходом любое серьезное политическое решение призвано оцениваться с учетом эффектов взаимодействия рыночных и социальных процессов. При этом необходимо принимать в расчет двойственный, неоднозначный характер их влияния друг на друга. Так, например, использование инструментов структурной промышленной политики сопряжено, с одной стороны, с повышением конкурентоспособности отечественных производителей, ростом промышленного выпуска и, соответственно, увеличением ресурсов накопления для социального развития в будущем, с другой стороны, повышением финансовых заимствований государства, давлением на цены и уменьшением текущего финансирования социальной сферы. В отечественной практике отрыв решения, касающихся экономико-политической деятельности, от объективно связанных с ними решений, касающихся социальной сферы наблюдается, к сожалению, повсеместно. Очевидно, наиболее предпочтительным является тот вариант согласования экономико-политических и социально-политических действий, при котором достигается максимально положительный результат взаимодействия экономических и социальных процессов или минимально результирующий эффект такого взаимодействия. Безусловно, проблема оценки взаимодействия рассматриваемых политических инструментов крайне сложна. В современных условиях вследствие фактора неопределенности крайне трудно предсказать сами количественные параметры, характеризующие взаимовлияние рыночных и социальных процессов. Выход из положения может быть найден путем программирования политических решений. К настоящему времени возникли весомые предпосылки к полномасштабной реализации системы общенационального государственного программирования. В их числе следует выделить создание современной, отвечающей мировым стандартам системы национального счетоводства и совершенствование практики среднесрочного прогнозирования. Следовательно, для успешного проведения масштабных структурных преобразований большое значение имеет конкретизация взаимосогласованных общенациональных целей экономической и социальной политики в рамках среднесрочного прогнозирования индикативного плана10.

 

 

2. Актуальные проблемы социального развития государства и

пути их решения.

2.1.Социальная политика: реформы, обязательства,

приоритеты социальной политики России.

Несмотря на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.  

Реальностью сегодняшнего дня стало изменение принципов финансирования социальной сферы - она все более опирается на внебюджетные средства.

Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного потребления на уровне 1991 года, повысив потребительские расходы примерно в 1,8 раза.

Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и его демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном введение системы жилищных субсидий для беднейших слоев. Одна из главных задач – необходимо повышать размеры оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы социального страхования, относящихся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах “государство благосостояния” отводится трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части доходов или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Бедные семьи получают больше возможности для того, чтобы дать хорошее образование своим детям. Но одновременно возникает проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, которая заключается в парадоксальном явлении – количество людей, относимых к категории бедных может взрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки. Начинает расти социальная нагрузка на государственный бюджет и, следовательно, растущий дефицит. Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого ”пирога”11.

Информация о работе Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения