Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель моей работы состоит в том, чтобы показать социальные проблемы, в общем, социальные проблемы в России, программы, мероприятия, проводимые правительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов. Меры по защите социально незащищенных слоев общества (стариков, детей). Осветить результаты социальных реформ. Раскрыть сущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий незащищенным слоям общества. Показать важность социальных преобразований. Необходимость выработки и внедрения в повседневную практику законов по защите тех, кто не может по ряду причин, по средствам труда, обеспечить себя, или в преклонном возрасте, или по малолетству, или по другим, не зависящим от желания, причинам, своей семье проживания на уровне. Этот уровень должен соответствовать среднему прожиточному минимуму в данной стране.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3-4

Глава I: Понятие и сущность социальной политики населения.

1.Выявление прав и обязанностей субъектов…………………….……..5-9
2. Выявление источников финансирования……………………...……9-10
3. Функции и методы социальной политики………………………….10-18
4. Основные направления социальной политики……………...…….18-23
5. Экономическая социальная политика:
проблемы согласования…………………..23-26
Глава II: Актуальные проблемы социального развития государства и
пути их решения.
1.Социальная политика: реформы, обязательства,
приоритеты социальной политики России.
Некоторые направления, реформы в сфере образования, здравоохранения, жилья………………………………………..26-27
2. Социальные проблемы в современной России и
пути их решения……………………………………………………...27-31
3. Результаты реализации социальной политики в
современной России…………………………………………..……...31-36
Заключение…………………………………………………………………….36-37
Список используемой литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ..doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей граждан пожилого возраста и инвалидов;

исполнять иные функции, установленные действующим законодательством.1

1.2. Выявление источников финансирования.

 

1. Основным источником финансирования  государственного сектора системы  социального обслуживания граждан  пожилого возраста и инвалидов  являются бюджеты субъектов Российской  Федерации.

2. Дополнительными внебюджетными  источниками финансирования мер  по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются:

1) средства, поступающие из целевых  социальных фондов;

2) кредиты банков и средства  других кредиторов;

3) доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности  предприятий, учреждений и организаций системы социальной защиты населения, осуществляемой в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

4) доходы от ценных бумаг;

5) средства, поступившие от граждан  пожилого возраста и инвалидов  в качестве платы за социальные услуги;

6) благотворительные взносы и  пожертвования;

7) другие источники, не запрещенные  законом.

3. Денежные средства, в том числе  находящиеся на банковских счетах, а также средства от реализации  имущества граждан пожилого возраста  и инвалидов, проживавших и умерших в стационарных учреждениях социального обслуживания, не оставивших завещания и не имевших наследников, переходят в собственность государства и могут направляться на развитие социального обслуживания. Контроль за целевым расходованием указанных средств осуществляется органами социальной защиты населения.

4. Денежные средства, в том числе  находящиеся на банковских счетах, а также средства от реализации  имущества одиноких граждан пожилого  возраста и инвалидов, обслуживавшихся  не в стационарных учреждениях социального обслуживания и умерших, не оставивших завещания и не имевших наследников, переходят в собственность государства и могут направляться на развитие социального обслуживания2.

 

1.3.Функции и методы социальной политики.

 

Конституция - основной закон страны, определяющий политический строй. Анализ конституции РФ показывает, что права граждан на социальную защиту определены непосредственно статьями: 7, 38, 39 и косвенно статьями: 21, 24, 26, 30,40.

 

2.1. Непосредственно

 

Статья 7

 1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты3.

 

Статья 38

 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность4.

 

2.2. Косвенно

 

Статья 21

 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам5.

Статья 24

 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и  указывать свою национальную  принадлежность. Никто не может  быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден  к вступлению в какое-либо объединение  или пребыванию в нем.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

           Социальная политика представляет собой определенным образом разработанный и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данных пределах (страна, регион, организация). В данном определении заключены следующие важные проблемы:

    • Имеются определенные технологии разработки социальной политики, основой которой является сбор, обработка, систематизация, накопление и использование информации. На достоверной информационной базе определяются и формируются цели, направления и задачи социальной политики.
    • В процессе разработки социальной политики большое значение (при прочих равных условиях) имеет ее ресурсное обоснование и определение механизма практической реализации (кто, что и когда выполняет и, соответственно, отвечает).
    • Социальная политика – это разновидность управленческого решения, поэтому могут разрабатываться проекты-варианты, которые оцениваются по определенным критериям. Далее принимается окончательный вариант, оформляемый в виде соответствующего документа.
    • Для реализации выработанной и принятой социальной политики важен соответствующий механизм финансирования и контроля, т. е. четкая система постоянного получения обратной связи.

В технологии социальной политики на любом уровне управления выделяются две части: разработка и реализация.

В основе разработки социальной политики на любом уровне управления лежат следующие принципы:

    1. Обоснованность, т. е. расчетное обеспечение целей, направлений, задач и мероприятий необходимыми ресурсами. Наиболее распространенная ошибка – разрабатываемая социальная политика не «просчитывается» по необходимым ресурсам. Поэтому документ, содержащий ее изложение, может очаровать обилием замыслов, но с практической точки зрения предстанет как вариант «чрезмерного оптимизма и больших желаний».
    2. Реалистичность, т. е. ориентация социальной политики не на все социальные проблемы одновременно, а на практическое решение наиболее значимых из них в определенном объеме на тот или иной период времени.

После разработки социальной политики включается механизм ее реализации.

Практика показывает, что в процессе реализации социальной политики значимыми являются два принципа:

    1. Конкретизация социальной политики в механизме социальных и экономических программ и социально-экономического планирования.
    2. Результативность, т. е. социальная политика должна обеспечивать достижение результатов спустя определенный период времени.

Если социальная политика не реализована, то всегда имеются конкретные причины, наиболее характерные из которых – необоснованность и нереалистичность6.

Социальная политика обладает рядом функций, которые, в конечном счете, определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

    • компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
    • элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
    • кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является - гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Всесторонняя система индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (например, в США – на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

Информация о работе Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения