Территориальное проектирование и землепользование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:49, шпаргалка

Краткое описание

Территориальное проектирование – это научная и управленческая деятельность, целью которой является рациональное пространственное размещение и сочетание на территории расселения населения, производства, природопользования. Объектами территориального проектирования являются крупные территориальных образования – страны, регионы и их части, а задачей территориального проектирования является определение стратегии их территориального, социально-экономического, экологического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_tpiz.docx

— 60.59 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность и задачи территориального проектирования.

 

Территориальное проектирование – это научная и управленческая деятельность, целью которой является рациональное пространственное размещение и сочетание на территории расселения населения, производства, природопользования. Объектами территориального проектирования являются крупные территориальных образования – страны, регионы и их части, а задачей территориального проектирования является определение стратегии их территориального, социально-экономического, экологического

развития.

Задачами  территориального проектирования являются: теория и практика планировки городских, сельских и других видов поселений, развития социальной, производственной, транспортной и инженерной инфраструктуры, учет интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Результатом работы становятся документы территориального планирования (в том числе генеральные планы поселений, городских округов) и планы их реализации.

 

 

  1. Полномочия органов власти в области территориального проектирования и градостроительной деятельности.

 

Организационное обеспечение осуществляется через  систему законодательной, исполнительной и судебной власти. Специально уполномоченными  органами управления архитектурной  и градостроительной деятельностью  являются: на уровне областей, краев  и республик – комитеты по архитектуре, градостроительству и территориальному планированию; на местном уровне –  управления архитектуры и градостроительства муниципальных образований.

Финансовое  обеспечение осуществляется из средств  государственного и местного бюджетов, а также из фондов градостроительного развития. В странах с рыночной экономикой около 40% местного бюджета  образуется имущественным налогом, основную часть которого составляет налог на землю, находящуюся в  собственности, а также арендная плата за пользование землей, находящейся  в собственности государства  или администрации

местного территориального образования.

Кадровое  обеспечение включает систему подготовки и повышения квалификации специалистов для органов управления территориально-проектировочной  деятельностью и проектных организаций. Подготовка таких специалистов включает чрезвычайно широкий состав дисциплин: география, социология, геология, экология, статистика, экономика, городское управление.

По градостроительному кодексу к полномочиям органов  государственной власти Российской Федерации относятся: подготовка и  утверждение документов территориального планирования Российской Федерации, утверждение  документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения, техническое регулирование в  области градостроительной деятельности, организация и проведение государственной  экспертизы проектов документов территориального планирования установление порядка  осуществления государственного строительного  надзора.

К полномочиям  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  относятся: подготовка и утверждение  документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, утверждение  документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования и осуществление государственного строительного надзора.

К полномочиям  органов местного самоуправления в  области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение  документов территориального планирования поселений и утверждение местных  нормативов градостроительного проектирования; утверждение правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении  строительства, реконструкции.

 

  1. Ресурсы, необходимые для обеспечения процесса территориального проектирования.

 

Эффективность территориального проектирования зависит  от обеспеченности процесса ресурсами. Во-первых, это информационная база, т.е. отслеживание процессов развития поселений и территорий за счет использования  кадастровых и информационных систем, содержащих данные о градостроительных  объектах и территориальных ресурсах. Используются градостроительный, земельный, экологический и другие кадастры. Для каждого объекта градостроительной  деятельности создается паспорт, в  котором могут содержаться картографические материалы, данные о геологических  ресурсах, состоянии инженерной и  транспортной инфраструктуры, экологическом  состоянии территории, ее зонировании  и так далее.

Организационное обеспечение осуществляется через  систему законодательной, исполнительной и судебной власти. Специально уполномоченными  органами управления архитектурной  и градостроительной деятельностью  являются: на уровне областей, краев  и республик – комитеты по архитектуре, градостроительству и территориальному планированию; на местном уровне –  управления архитектуры и градостроительства муниципальных образований.

Финансовое  обеспечение осуществляется из средств  государственного и местного бюджетов, а также из фондов градостроительного развития. В странах с рыночной экономикой около 40% местного бюджета  образуется имущественным налогом, основную часть которого составляет налог на землю, находящуюся в  собственности.

Кадровое  обеспечение включает систему подготовки и повышения квалификации специалистов для органов управления территориально-проектировочной  деятельностью и проектных организаций. Подготовка таких специалистов включает чрезвычайно широкий состав дисциплин: география, социология, геология, экология, статистика, экономика, городское управление.

 

  1. Схемы территориальной организации страны и региона.

 

 

  1. Процесс разработки градостроительной проектно-планировочной документации.

 

Процесс разработки градостроительной  проектно-планировочной документации включает:

1) Планирование проектных работ.

2) Подготовка и утверждение задания на проектирование.

Задание на проектирование —  официальный документ, выдаваемый заказчику  органами управления архитектурной  и градостроительной деятельностью, в котором содержатся основные градостроительные, архитектурные, нормативно-технические требования и условия выполнения проекта, изложенные и утвержденные в установленной

форме.

3) Сбор исходных данных.

Исходные данные для проектирования – цифровой, текстовый, картографический, фотографический и другие виды материалов, необходимых и достаточных для объективной оценки исходного состояния объекта и для получения обоснованного и правомерного проектного решения.

4) Предпроектный анализ и обоснование проектного решения.

Предпроектный анализ объекта служит обоснованием будущего проектного решения и проводится, как правило, разработчиком.

5) Разработка концептуального замысла проекта.

6) Разработка и сравнительная  оценка вариантов проектного  решения; согласование основного  варианта с заказчиком, с заинтересованными  физическими  и юридическими  лицами.

7) Детализация принятого  варианта.

Детализация принятого варианта проектного решения составляет сущность второй стадии проектирования. На основе

принципиального планировочного решения более детально разрабатываются  взаимосвязанные инфраструктурные составляющие — транспортная, инженерно-техническая, обслуживания населения и др.

8) Оформление графических и текстовых материалов.

Оформление графических  и текстовых материалов проектов включает отбор и подготовку в  соответствии с действующими требованиями необходимого состава результирующей проектной документации, которая  полностью раскрывает проектное  решение и позволяет обеспечить реализацию проекта.

9) Экспертиза проекта и утверждение.

Общественное обсуждение проекта может проводиться на

любой стадии его разработки различными группами участников. Согласование проекта – выработка общего мнения разработчиков проектной документации, органов государственного управления и других заинтересованных, чаще всего  специализированных организаций.

Государственная экспертиза проекта проводится на предмет

соответствия результирующей проектной документации действующим  законам и нормативным требованиям, а также наличия прогрессивных  градостроительных решений.

 

Класс вредности

Рекомендуемый санитарно-защитный разрыв, м

I

1000

II

500

III

300

IV

100

V

50




 

10) Определение способов  и средств реализации проекта.

Органы государственного управления архитектурой и градостроительной  деятельностью, проводя государственную  градостроительную политику, обеспечивают организацию разработки, финансирования, государственной экспертизы, утверждения  градостроительной проектной документации, а также контролируют процесс  ее реализации.

 

 

 

 

 

 

  1. Генеральный план поселения и документы, разрабатываемые на его основе.

 

Генеральный план является основным градостроительным  документом, разрабатываемым на территории городов, других поселений, отдельные  административные районы и их части, территории сельских Советов, другие территории.

Генеральный план разрабатывается с учетом основных положений регионального плана.

Целью генерального плана является: определение стратегии  социально-экономического и территориального развития поселений и территорий; определение оптимальной планировочной  структуры, функционального и других видов зонирования территорий, принципов  охраны окружающей среды, развития системы  общественного обслуживания, транспортной и инженерной инфраструктур. Генеральный  план разрабатывается на период 15-20 лет, с выделением первого этапа  реализации.

Генеральный план, как правило, разрабатывается  в две стадии: концепция генерального плана и генеральный план. Для  малых и средних городов, поселений  возможна одностадийная разработка генерального плана.

Основным  чертежом концепции генерального плана  является стратегический план. Он разрабатывается  в границах зоны активного влияния  поселения, определяет направления, планировочные  и экологические ограничения  его территориального развития. Стратегический план определяет долговременную градостроительную  политику взаимоувязанного развития поселений  и прилегающих территорий, основные принципы развития планировочного каркаса  города, функционального зонирования  территории.

Опорный план, т.е. план территории, на котором показана сложившаяся на период проектирования градостроительная ситуация, выполняется  в границах перспективного территориального развития поселения, на топографической  основе с нанесением: существующих границ поселения, основных землепользовании, оформленных отводов земель с  указанием назначения отвода, планировочных  ограничений; современного функционального  использования территорий.

Детальный план – юридический документ, определяющий характер использования и границы  территорий, их отдельных частей и  участков по функциональному назначению, а также определяющие принципы объемно-композиционного  решения застройки в увязке с  предшествующими градостроительными проектами.

Детальный план разрабатывается, как правило, на  период от 5 до 15 лет, в одну стадию, включает утверждаемую, обосновывающую части  и программу реализации.

Специализированный  план - документ, определяющий градостроительное  решение отдельных проблем поселений: историко-архитектурных, регенерации  и реконструкции, объемно-пространственных, экологических, визуально-эстетических, приватизационных, инженерно-транспортных, развития и размещения общественно-коммунальных объектов, территориально-хозяйственного устройства и др.

 

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации, его задачи.

 

29 декабря  2004 года был введен в действие  новый Градостроительный кодекс  РФ. В Градостроительном кодексе  определены основные принципы  законодательства о градостроительной  деятельности. Это, прежде всего,  обеспечение устойчивого развития  территорий на основе территориального  планирования и градостроительного

зонирования, а также обеспечение  учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении  градостроительной деятельности.

Установлено, что строительство  должно осуществляться

только на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.

Градостроительная деятельность должна осуществляться с  соблюдением требований технических  регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических  требований, требований гражданской  обороны. Следует обеспечить предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, принять меры по противодействию терактам, учесть требования охраны окружающей среды  и экологической безопасности.

Законом четко  определены субъекты градостроительных  отношений, которыми являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. Определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в  области градостроительной деятельности.

 

 

  1. Стратегия устойчивого развития поселений.

 

            Устойчивое развитие территорий  – обеспечение при осуществлении  градостроительной деятельности  безопасности и благоприятных  условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности  на окружающую среду и обеспечение  охраны и рационального использования  природных ресурсов в интересах  настоящего и будущего поколений.

Информация о работе Территориальное проектирование и землепользование