Сибирский Федеральный округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт является отраслью материального производства, осуществляющей перевозку людей и грузов, резко отличается от любой отрасли промышленности и сельского хозяйства универсальностью своих
технологических связей с другими отраслями производства. Различают
наземный, водный и воздушный транспорт. Транспорт подразделяется на
транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и
населения, транспорт необщего пользования, а также транспорт личного
пользования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..2
Экономико-географическая характеристика Сибирского федерального округа…………………………………………………..3
Перспективы развития экономики региона………………………….18
Характеристика развития транспортной сети Сибирского Федерального округа…………........…………………………………...………………20
Забайкальская железная дорога………………………………….…..35
Расчет густоты железных дорог в Сибирском федеральном округе..39
Заключение…………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………...…..47

Вложенные файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛИСТИКА.docx

— 125.03 Кб (Скачать файл)

Объем импорта в РФ из КНР составил около 153 тыс. тонн грузов. Основную долю импорта (62%) составляют: грузы в контейнерах - 59 тыс. тонн, черные металлы - 25 тыс. тонн, кокс - 10,8 тыс. тонн. К уровню октября 2011 года достигнуто значительное увеличение импорта грузов в контейнерах (+55,3%).

За 10 месяцев 2012 года через  международный пункт пропуска Забайкальск  перевезено 15,4 млн тонн внешнеторговых грузов, что на 2,9% больше показателей за аналогичный период 2011 года.

Из РФ в КНР экспортировано 13,5 млн тонн грузов (+1,5% к уровню 10-ти месяцев 2011 года), из КНР в РФ импортировано 1,5 млн тонн грузов (+17,2%).

По итогам внешнеторговых перевозок с января по октябрь 2012 года основную долю экспорта (около 84%) составляют: лесные грузы - 5,4 млн тонн, руда - 4,2 млн тонн, каменный уголь - 1,8 млн тонн. При этом по сравнению с аналогичным периодом 2011 года достигнут рост экспорта руды (+1,2%), а также каменного угля (в 51 раз), экспорт которого за 10 месяцев прошлого года составил около 35 тыс. тонн.

Основную долю импорта (51%) составляют грузы в контейнерах - 478,4 тыс. тонн и черные металлы - 286,2 тыс. тонн. По сравнению с аналогичным  периодом 2011 года достигнут рост импорта грузов в контейнерах (+17,9%), а также импорта черных металлов (в 26 раз), импорт которых за 10 месяцев 2011 года составил около 11 тыс. тонн, сообщила служба корпоративных коммуникаций ЗабЖД.

Вывод

Транспортный  комплекс в Сибирском федеральном  округе развит недостаточно, и это  тормозит дальнейшее развитие его производительных сил. Обеспеченность территории железными дорогами и автомобильными дорогами с твердым покрытием ниже среднего уровня по России в 2,4 и 2,6 раза, соответственно. Основные транзитные и внутрирайонные перевозки осуществляются по широтным железнодорожным магистралям - Главной Сибирской, Южно-Сибирской и Байкало-Амурской. На долю автомобильного транспорта приходится около 80% всего объема перевозок грузов.

 Водный транспорт представлен перевозками в основном лесных, минеральных, строительных грузов по Оби, Енисею, Ангаре, Иртышу, Лене и их притокам, а также по Байкалу. Большое значение имеет Северный морской путь. В перспективе его роль может возрасти и в международных транзитных перевозках из Европы в Японию (стоимость перевозок на 40% ниже, при этом экономия по срокам — 15 суток, в сравнении с вариантом через Суэцкий канал). Сеть автомобильных дорог в регионе развита слабо, автомобильный транспорт обслуживает внутренние перевозки. Трубопроводный транспорт представлен магистральными нефтепроводами Нижневартовск — Анжеро-Судженск — Красноярск, Туймазы — Омск — Новосибирск — Ангарск. В регионе действуют небольшие газопроводы (Мессояха — Норильск).

В структуре вывоза Сибирского федерального округа преобладают крупнотоннажные грузы — лес, уголь, железная руда и цветные металлы, особенно алюминий. В другие районы также поставляются отдельные изделия машиностроения, химической промышленности. Увеличиваются поставки электроэнергии. Во ввозе преобладают нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов, машины и оборудование, товары народного потребления.

 Решающее значение для успешного экономического развития Сибирского региона играет расширение транспортной сети. Основной вид транспорта — железнодорожный. Важнейшие магистрали, обеспечивающие перевозки «запад — восток», — Сибирская (Челябинск — Владивосток), Южносибирская (Павлодар — Барнаул — Новокузнецк — Абакан), Среднесибирская (Кустанай – Барнаул). От Новосибирска через Барнаул на Семипалатинск проходит Туркестано-Сибирская магистраль. В этом направлении также действуют железная дорога Усть-Кут — Тайшет — Абакан — Новокузнецк, западный участок БАМа. В направлении юг — север перевозки осуществляются в основном по Енисею, достроен небольшой меридиональный участок железной дороги Ачинск — Лесосибирск. От основных железнодорожных магистралей отходят небольшие ветки к местам разработки природных ресурсов и в Монголию, Китай.

Превращение Транссибирской магистрали в скоростную грузопассажирскую  магистраль позволит увеличить скорость железнодорожных составов и даст возможность в перспективе сократить  сроки доставки груза .

Решение проблемы загрузки Транссиба заключается в ускорении  решения на межправительственном уровне вопросов направления грузопотока  из Южной Кореи транзитом через  Северную Корею и далее по Транссибу  в страны Западной и Восточной  Европы, а также к перегрузочным  терминалам, расположенным в крупных  транспортных узлах, к числу которых  относится и Новосибирск. 

Необходимо в  то же время понимать, что затягивание  вопроса загрузки и реконструкции  Транссибирской магистрали может привести к тому, что Россия утратит свой приоритет, имеющийся в настоящее  время, и потеряет существенную часть  грузопотоков. Это связано с тем, что сейчас идет прокладка второй трансконтинентальной магистрали через  Китай и страны Средней Азии, что  после ее завершения может привести к сокращению грузов, проходящих через  территорию России.

Важное значение имеет создание авиационных транспортных коридоров. Весьма перспективен и вызывает интерес у Международной ассоциации грузовых авиаперевозчиков проект Евроазиатского авиационного коридора: страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Новосибирск – Запад (Европейская часть России, Восточная, Западная и Северная Европа). Для реализации данного проекта необходимо достроить вторую полосу аэропорта «Толмачево» (Новосибирск) и создать режим свободного таможенного склада для складского (терминального) комплекса, примыкающего к аэропорту.

Еще одна задача —  это обслуживание как посредством  судов класса «река – море», так  и посредством авиации Северного  морского пути, который является не только внутрироссийским, но и международным  транспортным коридором.

 О необходимости создавать в Сибири мультимодальные транспортные узлы не только национального, но и мирового значения говорится давно. Есть все основания расположить такой узел в Красноярске: и географическое его положение (пересечение Енисея и Транссиба, выход к Северному морскому пути), и наличие крупных транспортных компаний ("Красэйр", Енисейское речное пароходство, КЖД), поставщиков и подрядчиков (Ачинский НПЗ, Красноярский электровагоноремонтный завод). Но кластеров на базе транспортных компаний пока нет. Для создания полноценного мультимодального транспортного узла не хватает логистического обеспечения, не развиты автомобильные перевозки на дальние расстояния, таможенная инфраструктура существенно уступает тому же Новосибирску.

Расчет густоты железных дорог  в Сибирском федеральном округе

                                         Расчет густоты железных дорог

Административная единица

N, человек

S, км²

L, км

Густота

По территории, км/км2

По населению,

км/человек

Относительная км/крн.чел.

1

Республика Алтай

206 168

92903

0

0

0

0,0

2

Алтайский край

2 419 755

167 996

1640

0,09762

0,00067

0,00257

3

Республика Бурятия

972 021

351334

1000

0,00285

0,001

0,00171

4

Забайкальский край

1 107 107

431892

1720

0,00398

0,0155

0,00249

5

Иркутская область

2 428 750

774846

1840

0,00237

0,00758

0,00134

6

Республика Хакасия

532 403

61569

440

0,00715

0,00083

0,00243

7

Кемеровская область

2 763 135

95725

1040

0,01086

0,00038

0,00202

8

Красноярский край

2 828 187

2366797

1600

0,00068

0,00057

0,00062

9

Новосибирская область

2 686 863

177756

1240

0,00698

0,00046

0,00179

10

Омская область

1 977 665

141140

780

0,00553

0,00039

0,00148

11

Томская область

1 047 394

314391

280

0,00089

0,00026

0,00049

12

Республика Тыва

307 930

168604

0

0

0

0

 

Итого

19277378

4976957

11580

0,00232

0,00060

0,00118




 

 Пример расчета:

Забайкальский край. Территория края(S) - 431 892 км²

 Численность населения(N) - 1 107 607 человек.

Длина железных дорог(L) – 1720 км

Густота железнодорожных  путей по территории(DT)  = L/S, т.е.

DT=  1720(км)/431892(км²) =0,00398(км/км2)

 

Густота железнодорожных  путей по населению(DN)  = L/N,т.е.

DN= 1720(км)/ 1 107 607(чел) = 0,0155 (км/чел)


Относительная густота железнодорожных  путей (DTN) = DT*DN = L/   S*N  ,т.е.


DTN = 1720 км/    431 892 км²*1 107 607 чел = 0,00249 км/  человек


По расчетным данным можно  сделать следующие выводы:

 на 10 000 км2 приходится 39 км железных дорог,

 на 10 000 человек приходится 155 км железных дорог.

Густота железных дорог в  Забайкальском крае в меньшей  степени зависит от плотности  населения. Основным фактором, влияющим на густоту железных дорог, является  наличие предприятий промышленности и предприятий по добыче природных ресурсов.

Вывод

Эксплуатационная длина  железнодорожных путей общего пользования  - 11580 км. Плотность железнодорожных  путей - 23 км путей на 10 тыс. км2 территории (по России - 50 км). Железнодорожный транспорт является ведущим транспортом в Сибирском федеральном округе.  Сконцентрированы железнодорожные пути на юге округа, это объясняется расположением крупных предприятий, промышленных центров, добычей полезных ископаемых, более густой населенностью городского типа и природными условиями. В двух регионах ж/д транспорт отсутствует (Республика Алтай и Республика Тыва). В Иркутской области, Красноярском крае, Забайкальском крае и Алтайском крае железнодорожный транспорт наиболее развит.

Западно-Сибирская железная дорога обслуживает Алтайский край, Омскую и Новосибирскую области. Более 60% протяженности участков электрифицированы. В ее состав вошли следующие участки: Омск – Новосибирск – Болотная (звено Транссиба), полностью электрифицированный.

Большой удельный вес в  работе дороги имеют транзитные перевозки  каменного угля из Кузбасса на запад  и леса из Восточной Сибири, идущего  в европейскую часть страны.

В вывозе Западно-Сибирской  дороги преобладают зерновые и нефтяные грузы, Последние отправляются с  одного из крупнейших в стране Омского  нефтеперерабатывающего завода и со станций, где железная дорога взаимодействует  с нефтепроводами.

Наиболее крупными транспортными  узлами Западно-Сибирской железной дороги являются Новосибирск, Омск, Барнаул.

 Приоритетными направлениями развития дороги являются разработка и поэтапная реализация новых технологий в организации перевозочного процесса; внедрение комплекса мер по снижению топливно-энергетических затрат и экономии материальных ресурсов, по повышению эффективности эксплуатируемого подвижного состава и устройств электроснабжения. Комплексная система мер по снижению интенсивности износа рельсов и гребней колесных пар подвижного состава рекомендована к общесетевому применению. На дороге создается техническая база и инфраструктура информатизации; современная сеть передачи данных позволит связать практически все предприятия в единую информационно-вычислительную сеть. На дороге действует многоступенчатая система подготовки кадров (в Забайкальском институте ж.-д. транспорта, Читинском и Свободненском техникуме ж.-д. транспорта, техническом лицее). В экономический район тяготения дороги входит примерно третья часть площади Бурятии, а также полностью Читинская и Амурская области. Это один из важнейших в России район по запасам полезных ископаемых, в освоении которых дорога имеет важное значение. Развитие горно-добывающей отрасли обеспечено богатейшим минерально-сырьевым потенциалом. Среди месторождений мирового масштаба – Удоканское медное, Чинейское железо-титано-ванадиевое, Катугинское редких металлов. Дорога обслуживает районы угледобычи (Уртуйское, Татауровское, Тугнуйское, Тарбага-тайское, Харанорское месторождения), предприятия лесной, легкой, пищевой промышленности, машиностроения, цветной металлургии, а также сельскохозяйственные районы.

Заключение

 

Сибирский Федеральный округ - второй по величине территории после Дальнего Востока экономический район  России. К отраслям рыночной специализации  района, определяющим его место в  территориальном разделении труда, относятся угольная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия (особенно производство алюминия), некоторые  производства химической промышленности, лесная промышленность и пушной промысел.

Экономико-географическое положение  региона на севере Азии, удаленность  от теплых океанов и обусловленные  этим природные условия затрудняют хозяйственное освоение территории. Кроме того, Восточная Сибирь значительно  удалена от наиболее развитых в экономическом  отношении центральных районов  страны.

Природные условия СФО характеризуются  суровостью климата, наличием мерзлоты, торфяных болот, тундры, тайги, а также  преобладанием возвышенностей и гор. Неблагоприятность природных условий возрастает в северном и восточном направлениях. Наиболее удобной, в природно-климатическом отношении считается юго-западная часть Восточной Сибири. Поэтому здесь сосредоточены основная масса населения, крупнейшие промышленные центры, наиболее развиты транспортные связи.

Информация о работе Сибирский Федеральный округ