Сибирский Федеральный округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт является отраслью материального производства, осуществляющей перевозку людей и грузов, резко отличается от любой отрасли промышленности и сельского хозяйства универсальностью своих
технологических связей с другими отраслями производства. Различают
наземный, водный и воздушный транспорт. Транспорт подразделяется на
транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и
населения, транспорт необщего пользования, а также транспорт личного
пользования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..2
Экономико-географическая характеристика Сибирского федерального округа…………………………………………………..3
Перспективы развития экономики региона………………………….18
Характеристика развития транспортной сети Сибирского Федерального округа…………........…………………………………...………………20
Забайкальская железная дорога………………………………….…..35
Расчет густоты железных дорог в Сибирском федеральном округе..39
Заключение…………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………...…..47

Вложенные файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛИСТИКА.docx

— 125.03 Кб (Скачать файл)
  • ОАО «Уалан- Удэнский авиационный завод», про изводящий и экспортирующий авиационную  технику;
  • ГУП  «Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный  завод»;
  • ЗАО «Улан-Удэстальмост», производящий мостовые металлические конструкции;
  • ОАО  «Байкальская  лесная компания»;
  • ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное объединение».

Из отраслей промышленности в Томской области наиболее развиты  
топливная (в том числе и нефтедобыча), машиностроение, химическая и  
нефтехимическая промышленности.

 В промышленности Алтайского края ведущие роли занимают  
машиностроение и пищевая промышленность. Среди крупнейших  
предприятий края: «Алтайский вагоностроительный завод», «Алтайский  
моторный завод», «Барнаултрансмаш», «Алтайский тракторный завод»,  
ФillЩ «Алтай», «Алтайкокс» и др. Менее развита химическая и  
нефтехимическая промышленность.

Забайкальский край является основной разрабатываемой ресурсной  базой  
ядерной промышленности России. Здесь расположены крупные предприятия  
по разработке урановых месторождений такие, как «ППХГО» и ОАО  
«Техснабэкспорт».

 Структура промышленности Омской области состоит из 33,4% топливно-  
энергетической отрасли, 26,7% пищевой промышленности, 15,3%  
машиностроения и металлообработки, 14,9% химической и нефтехимической  
промышленности, а также предприятий легкой промышленности, по  
производству строительных материалов и др.

 На территории Сибирского Федерального округа успешно работают  
технопарки, созданные в рамках федеральной программы создания  
технопарков в сфере высоких технологий. Технопарки призваны объединять  
научно-исследовательские организации, деловые центры, объекты  
индустрии, учебные заведения и выставочные площадки. Среди наиболее  
известных технопарков РФ на территории СФО расположены: Западно-  
Сибирский инновационный центр нефти и газа (Тюмень), Новосибирский  
Технопарк (на базе Академгородка), Кузбасский Технопарк, Технопарк  
ИрГТУ (Иркутск).

 

 Отраслью рыночной специализации в районе является электроэнергетика, одна из наиболее проблемных, хотя и наиболее интенсивно развивающихся отраслей Сибирского федерального округа. Регион вырабатывает 21,0% электроэнергии общероссийского производства. Крупными производителями являются Красноярский край, Хакасия, Иркутская и Кемеровская области. Основа электрического хозяйства-гидроэнергетика. Гидроэлектростанции Ангаро-Енисейская каскада-Братская (4,5 млн. кВт), Усть-илимская (4,3млн. кВт), Красноярская (6 млн. кВт) относятся к крупнейшим в стране и мире. Для повышения эффективности производства тепловой энергии построены новые котельные и теплоцентрали в поселках Тура (мощностью 32МВт), Байкит (15 МВт), Ванавара (15 МВт). А также распространено использование малой гидроэнергетики и ветроэлектростанций.

 Для производства электроэнергии также используются угли Канско-Ачинского бассейна, на базе которых формируется Канско-Ачинский территориально-производственный комплекс. Благодаря высокой концентрации запасов и удобным для разработки открытым способом условиями залегания здесь построены крупнейшие угольные разрезы: Назаровский, Ирша-Бородинский и Березовский. На углях Канско-Ачинского бассейна работают одна из крупнейших в стране Назаровская ГРЕС, Березовская ГРЕС-1. Дальнейшая концентрация таких крупных теплоэлектростанций на небольшой территории может иметь серьезные экологические последствия. Поэтому разрабатываются новые энерготехнологические методы использования углей Канско-Ачинского бассейна.

 В Красноярском крае сложилась оптимальная ситуация для создания и развития системы малой энергетики на базе местных ресурсов и отечественных технологий. На сегодня в процессе лесопользования и лесопереработки остаются невостребованными около 5 млн. кубометров отходов и низкосортного сырья, которые могут быть использованы в энергопромышленности. По мнению специалистов безрассудно везти, к примеру, в лесопромышленные Кежемский или Енисейский районы дорогостоящий мазут или уголь, если можно воспользоваться теми сотнями тысяч кубометра опилок и щепы, которые там образуются при заготовке и переработке древесины. В крае есть также наработки по строительству малых объектов энергетики, для которых сырьем могут служить – торф, биомасса, опилки, щепа. В профильных департаментах администрации края готовится целевая программа использования возобновляемых источников энергии.

 В Сибирском Федеральном округе развито использование солнечной энергии, гидроэнергетики, применение биотоплива, ветроэлектростанций и геотермальных станций. Первая геотермальная станция была открыта в 2005 году в Омской области в поселке Чистово. Проект обошелся в 16 миллионов рублей. Ожидаемая экономия на топливе ежегодно должна составить 1,5 млн рублей. Ранее мазут доставлялся из Омска. Использование горячих подземных источников не только удобнее, экономичнее привычных мазутных котельных, но и позволяет сократить втрое расходы на отопление.

В дальнейшем в Сибирском федеральном округе к 2030 году производство первичных источников энергии увеличится в 3,2 — 3,9 раза к уровню 2008 года, а объемы их потребления — в 1,4 — 1,6 раза. В результате обеспеченность региона собственными первичными энергоресурсами повысится с 42 процентов в 2008 году до 99 — 100 процентов к 2030 году. Также возрастут их поставки в другие регионы страны и на экспорт.

 

 Сельскохозяйственное производство из-за экстремальных естественно-биологических условий на большей части территории сосредоточено в южных зонах округа, вдоль Транссибирской магистрали. Тем не менее значимость сельскохозяйственного производства в регионе велика; это один из важнейших районов производства зерна и животноводства. На западе округа в структуре сельхозугодий преобладает пашня, а на востоке - сенокосы и пастбища. Производство зерна отличается высокой эффективностью в западно-сибирской части, где доля зерновых доходит до 70% в структуре посевных площадей. Основная культура здесь- яровая пшеница, также выращивают рожь, овес, ячмень, гречиху. В Восточной Сибири зерновые в основном идут на кормовые нужды, здесь основная отрасль- животноводство. Животноводство округа также имеет значительные территориальные различия. Если на западе оно в основном представлено молочными и молочно-мясными скотоводством и свиноводством, то на востоке-полутонкорунным и тонкорунным овцеводством, мясным и мясомолочным скотоводством.

 Зональная специализация сельского хозяйства имеет следующие основные черты: в тундре и лесотундре развито оленеводство; для северной и средней таежной зоны характерны охота (особенно пушной промысел) и очаговое сельскохозяйственное производство по долинам рек. В наиболее благоприятных для сельского хозяйства южной таежной зоне, лесостепи и степи наблюдаются некоторые отличия в специализации между западной и восточной частями. В западной части с лучшими условиями увлажнения имеются возможности для развития молочно-мясного скотоводства, зернопроизводства. К востоку по мере увеличения сухости климата преобладают овцеводство и мясомолочное скотоводство, зернопроизводство развито гораздо слабее, например в Забайкалье. Вокруг промышленных центров развиваются сельскохозяйственные пригородные зоны, специализирующиеся на производстве молока, овощей, картофеля. В северной и восточной части округа сельское хозяйство лишь частично обеспечивает население необходимыми продуктами питания.

 Отрасли перерабатывающей промышленности АПК представлены на западе в основном мукомольной(Томск, Прокопьевск), мясной(Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк), и маслосыродельной отраслями. На востоке пищевая промышленность имеет местное значение. Крупные мукомольные предприятия имеются в Ачинске, Канск, Красноярске, мясокомбинаты- в Улан-Уде, Чите, Иркутске, Абакане, молочно-консервные- в Канске, Назарове.

Перспективы развития экономики региона

 В регионе на сегодняшний день существуют серьезные проблемы. Это социально-демографические (низкая плотность населения, недостаток трудовых ресурсов, отставание социальной сферы, недостаточный уровень квалификации кадров для развития сложных производств). Существует неравномерность размещения производственного потенциала, слабо внедряются ресурсосберегающие технологии, низкие темпы обновления основных фондов, необходимость технической модернизации производства. Недостаточно развита и местная продовольственная база для обеспечения потребности района. Возможности внешнеэкономических связей для укрепления экономического потенциала Сибири используются неполно.

        В  качестве основных направлений  развития производительных сил  можно выделить углубление специализации  на топливно-энергитической, черной, цветной металлургии и лесной промышленности, улучшения их структуры за счет внедрения достижений научно-технического прогресса. Перспективно развитие химических производств. Необходимо развитие энергосвязующей Сибири с другими регионами, рост топливно-энергетической базы за счет угля и нефти, подъем машиностроения и металлообработки за счет развития авиационной промышленности, транспортного, горно-добывающего машиностроения и эффективной конверсии военно-промышленного комплекса, дальнейшее формирование Канско-Ачинского и Саянского комплексов. Дальнейшее развитие легкой промышленности района следует ориентировать на использование местного сырья, производимого агропромышленным и химическим комплексами. Необходимо развитие агропромышленного комплекса с целью снижения зависимости от ввоза продовольственной продукции. Развитие интеграции сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью, развитие транспортной сети, расширение и качественное улучшение производственного, жилищного, культурно-бытового строительства.

Промышленность СФО насчитывает 6,3 тысячи предприятий, производящих продукции на 45 млрд. юаней, в том числе 19,4 млн. тонн нефти, 28,1 млн. тонн угля, 19,7 млрд. кВт/ч электроэнергии, 1,3 млн. тонн стали, 9,8 млн. тонн цемента и так далее. Автономный район с последние 10-15 лет получил мощную транспортную систему, в которой ЗОЮ километров железных дорог и 80,9 тысяч километров автомобильных дорог, в том числе и скоростные трассы. Представление о СУАР как об «отсталой окраине» Китая, в которой уйгуры ждут, не дождутся благоприятного времени для отделения, сильно повредило развитию экономики региона. Понятно, что при наличии такого крупного и развитого соседа, хотя бы частично в развитии экономики стоит ориентироваться именно на него. Следует обратить внимание на то, что несмотря на огромную общую границу с Китаем и Монголией, у сибирских регионов практически нет с ним транспортного сообщения. 

 В Сибири все острее возникает проблемы охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. Природные комплексы региона очень ранимы, что связано с замедлением процессов восстановления и самоочищения в условиях низких температур. Мощное промышленное освоение территории имеет негативные последствия для природы региона. Наиболее важные проблемы рационального природоиспользования и охраны окружающей среды возникают в связи с загрязнением воздушного бассейна, с загрязнением водного бассейна производственными и бытовыми сточными водами, молевым сплавом леса. Особое значение уделяется охране озера Байкал, роль и уникальность которого выражаются в огромных запасах пресной воды, ее чистоте. Там установлен режим особого природопользования. Охране окружающей среды в районе уделяется большое внимание, однако острота проблемы не снимается, а, наоборот, в связи с ускоренным освоением богатств СФО она будет возрастать.

Наиболее неблагоприятным  местом в округе является Норильский горнопромышленный регион. Антропогенный  процесс сочетается здесь с естественными  экстремальными условиями для жизни  человека. Они определяются необычно длинной суровой зимой, коротким периодом с положительными температурами воздуха, длительным отсутствием солнца (почти полгода длится период так называемых биологической тьмы или биологических сумерек, острым дефицитом ультрафиолетовой радиации на протяжении значительной части года, что крайне негативно сказывается на здоровье, особенно на здоровье детей. К этому следует добавить перепады атмосферного давления, магнитное возмущение атмосферы и усиленную изменчивость погоды.

Характеристика развития транспортной сети Сибирского Федерального округа

 

Сибирский федеральный округ  — важный транспортный узел России, через который проходят основные транзитные потоки (грузовые и пассажирские перевозки) из европейской части  страны в азиатскую. Доля СФО в общей протяжённости железных дорог России составляет 17,5 % (II место), автомобильных дорог общего и ведомственного пользования России — 16,8 % (III место), судоходных внутренних водных путей России — 29,7 %(I место).

Транспортный комплекс Сибирского Федерального округа включает различные виды взаимодействующих между собой наземного, водного и авиационного транспорта.

Транспортный комплекс в  Сибирском федеральном округе развит недостаточно, и это тормозит дальнейшее развитие его производительных сил. Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится свыше 90% грузооборота. Основу транспортной сети района составляют железные дороги, обеспечивающие регулярную внутреннюю связь, и связь с другими районами страны. На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района Основной вид транспорта – железнодорожный. В направлении юг-север перевозки  осуществляются в основном по Енисею.

Сибирский федеральный округ  занимает первые места по нагрузке железнодорожного и автомобильного транспорта. Не в последнюю очередь  это вызвано богатством ресурсно-сырьевой базы. Ведущую роль в СФО играет железнодорожный транспорт. Крупнейшими  транспортными магистралями Сибирского ФО являются Транссибирская магистраль, Сибирская железнодорожная магистраль и Южно-Сибирская магистраль.

Водный транспорт представлен  перевозками в основном лесных, минеральных, строительных грузов по Оби, Енисею, Ангаре, Иртышу, Лене и их притокам, а также  по Байкалу. Большое значение имеет  Северный морской путь, который обеспечивает снабжение и вывоз продукции  северных территорий.

Большую роль, в том числе  для внутрирегиональных перевозок играет авиационный транспорт.

Сеть автомобильных дорог  в регионе развита слабо, автомобильный  транспорт обслуживает внутренние перевозки. Важное экономическое значение имеет автомобильная дорога Чуйский тракт, обеспечивающий внешнеэкономические связи с Монголией. В 2003 году СФО занимал 3-е место среди ФО России по грузообороту крупных и средних предприятий автомобильного транспорта.

Трубопроводный транспорт  представлен магистральным нефтепроводами.

 В структуре вывоза Сибирского федерального округа преобладают -лес, уголь, железная руда и цветные металлы, особенно алюминий. Во ввозе преобладают нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов, машины и оборудование, товары народного потребления.

Информация о работе Сибирский Федеральный округ