Сибирский Федеральный округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт является отраслью материального производства, осуществляющей перевозку людей и грузов, резко отличается от любой отрасли промышленности и сельского хозяйства универсальностью своих
технологических связей с другими отраслями производства. Различают
наземный, водный и воздушный транспорт. Транспорт подразделяется на
транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и
населения, транспорт необщего пользования, а также транспорт личного
пользования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..2
Экономико-географическая характеристика Сибирского федерального округа…………………………………………………..3
Перспективы развития экономики региона………………………….18
Характеристика развития транспортной сети Сибирского Федерального округа…………........…………………………………...………………20
Забайкальская железная дорога………………………………….…..35
Расчет густоты железных дорог в Сибирском федеральном округе..39
Заключение…………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………...…..47

Вложенные файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛИСТИКА.docx

— 125.03 Кб (Скачать файл)

 Развитие международных перевозок, использование транзитного потенциала Сибирского федерального округа, освоение растущих грузопотоков евроазиатского направления рассматривается в качестве важнейшей точки роста не только транспорта, но и всей экономики округа. Так, одной из важнейших задач, рассматриваемой на уровне аппарата – перенос 14 АПП через Государственную границу с Казахстаном непосредственно на границу, создание соответствующей инфраструктуры. В 1-м квартале решался вопрос переноса АПП «Горняк» (Алтайский край), «Одесский» (Омская область), «Карасукский» (Новосибирская область).

 Промышленный транспорт является важным элементом транспортного комплекса России. Выполняя перевозки и погрузочно-разгрузочные операции, организации и предприятия промышленного транспорта оказывают также услуги по подаче и уборке вагонов, экспедиторские услуги, обеспечивают бесперебойную связь грузовладельцев с транспортом общего пользования

Практика работы организаций  и подразделений промышленного  транспорта различных форм собственности  в новых хозяйственных условиях подтверждает необходимость государственного регулирования их функционирования и развития. Прежде всего, необходимо создание нормативной правовой базы, регламентирующей требования к качеству транспортных услуг, технической и  экологической безопасности, взаимоотношения  промышленного транспорта с магистральными видами транспорта и с обслуживаемым  производством, положения научно-технической  политики, нормы охраны труда.

 

Автомобильный транспорт

Сибирский федеральный округ  находится на одном из транспортных коридоров, соединяющих европейские  и азиатские рынки. Решающее значение для успешного экономического развития Сибирского региона играет расширение транспортной сети. В настоящее время  сеть автомобильных дорог с твердым  покрытием в Сибирском регионе  развита слабо, их удельный вес относительно общей протяженности значительно  ниже общероссийских показателей. Расширение сети автомобильных дорог в основном происходит за счет освоения новых  месторождений полезных ископаемых, для связи их между собой, а  также с крупными населенными  пунктами, производственными базами, портами и железнодорожными станциями. Также в сеть автомобильных дорог  входят магистральные дороги общего пользования, их основная часть сосредоточена  в южных и центральных районах  региона.

Развитие инфраструктуры автомобильного транспорта в Восточной  Сибири, связано в основном с развитием  крупных логистических центров  и транспортных коридоров, повышением надежности северного завоза, освоением  месторождений, а также строительством перерабатывающей инфраструктуры и  трубопроводов.

Более 392 млн тонн грузов проследовали из Сибири в другие регионы России и зарубежья по железной дороге в 2009 году. Несмотря на активное использование Транссибрской магистрали, перевозки грузов автомобильным транспортом сохраняют свою актуальность на сегодняшний день и развиваются, обеспечивая транспортировку более чем 420 млн.тонн грузов ежегодно.

Огромное значение в обеспечении  грузами автомобильный транспорт  грузами из Сибири играют Красноярская (22.4% от общего объема), Кемеровская (19,3%) и Иркутская области 915,6%).

Основная часть автомобильного парка округа эксплуатируется в  нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей  используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан. Поэтому  проблемы развития автомобильного транспорта носят комплексный характер.

Специализированные предприятия  подотрасли «Автомобильного транспорта» в основном контролируют рынок малодоходных массовых перевозок торговых, строительных и других грузов, обслуживая, как правило, крупную клиентуру. Низкая рентабельность этих перевозок и высокие издержки производства затрудняют для крупных и средних автопредприятий изыскание средств на обновление подвижного состава, что мешает им обеспечивать высокое качество транспортного обслуживания, и закрывает выход на более выгодные рынки перевозок.

Характерной тенденцией является постоянный рост доли автомобильных  перевозок грузов, выполняемых парком нетранспортных организаций.

Спрос на грузовые автомобильные  перевозки во многом определяется двумя  факторами: динамикой и структурой изменения объемов производства в регионах, а также платежеспособностью  предприятий и организаций всех отраслей экономики.

Во всех субъектах РФ Сибирского федерального округа действуют законы, регламентирующие деятельность пассажирского  автотранспорта с учетом новых экономических  условий. Важным фактором стабилизации транспортного обслуживания населения  становится конкурсный отбор перевозчиков для обслуживания регулярных автобусных маршрутов, который применяется  уже во всех субъектах Российской Федерации.

Органы местного самоуправления все активнее привлекают для обслуживания регулярных автобусных маршрутов индивидуальных предпринимателей. В 1 квартале 2002 году на указанных перевозках работало более 6 тысяч индивидуальных предпринимателей, которые (по расчётам специалистов Управлений по транспорту регионов) перевезли  около 10 млн. пассажиров (свыше 32% от общего объема перевозок пассажиров автобусами).

 

Воздушный транспорт

Роль авиационного транспорта в Сибирского федерального округа чрезвычайно велика, так как только благодаря ему существует связь северных территорий с Большой землей - Красноярском, Москвой. Особое значение он имеет в зимний период для жизнеобеспечения Норильского промышленного узла. Территория Сибири привлекает внимание зарубежных авиокомпаний в связи с возможностью организации транзитных сообщений Западной Европы с Восточной Азией.

За десятилетия, предшествовавшие 90-м годам прошлого века, воздушный  транспорт получил интенсивное  развитие. Только этот вид транспорта в условиях Бурятии с ее огромной, в целом еще мало обеспеченной наземными путями сообщения территорией, мог наиболее быстро связать отдаленные районы с центром.

Однако из-за неравномерного роста тарифов произошли изменения  в структуре пассажирских перевозок. Существенный рост стоимости авиабилетов  привел к переключению пассажиропотоков на менее дорогой железнодорожный  транспорт.

Высокую эффективность развития воздушного транспорта Красноярского края обусловливает выгодное экономико-географическое положение края, который оказался на пересечении коридоров движения судов многих международных линий. Здесь проходят транзитом суда по широтным коридорам, связывающим Европу со странами Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Прорабатываются меридиональные коридоры между Северной Америкой и Азией. В воздушном пространстве над Красноярским краем проложены трансполярные трассы № 1 и 2. 

Воздушное сообщение  обеспечивают 22 аэропорта, действующих в крае. На базе аэропорта Красноярск формируется мультимодальный транспортный узел. Воздушное пространство края и аэропорт г. Красноярска используются для полетов в рамках кроссполярных авиатрасс через Северный полюс. Международные и межрегиональные авиаперевозки выполняют ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» и ОАО «Аэрофлот», авиаперевозки по краю осуществляют ОАО «Сибавиатранс», ГПКК «Красавиа», ОАО «Авиакомпания «Турухан», ООО «Авиакомпания «Заполярье» и ООО «Авиакомпания «Таймыр», перевозку грузов для организаций на территории края и транзитных грузов осуществляет ООО «Волга — Днепр». Объем перевозок грузов данным видом транспорта в 2007 г. составил 0,07 %.

 

В 2007 г. объем отправления  грузов регулярными авиаперевозчиками  увеличился на 24,3 % по сравнению с 2006 г. и составил 19,4 тыс. тонн.

 

Прогрессирующее старение парка  воздушных судов и его отставание от современного уровня требований, выработка  ресурса привели к тому, что  в основной своей массе авиатехника, имеющаяся в авиапредприятиях лишь числится на балансе. Средний износ  основных фондов составляет более 70%.

Общее положение дел авиапредприятий  области остается критическим. Основной причиной этого явилось падение  платежеспособного спроса на услуги авиаперевозчиков при одновременном  существенном росте тарифов, в основном обусловленном ростом цен на потребляемые авиацией материально-технические ресурсы. Но даже высокие тарифы не покрывают всех затрат производства.

Для более полного представления  проблем авиационного транспорта рассмотрим Аэропорт "Иркутск".

«Иркутск» является крупнейшим аэропортом Восточной Сибири и одним из важнейших объектов транспортной инфраструктуры Иркутской области и Дальнего Востока.

Основным сооружением, расположенным  на летном поле аэропорта, является взлетно-посадочная полоса (ВПП) с искусственным покрытием  общей длиной 2765 м.

Через аэропорт Иркутск выполняются  рейсы с обширной географией полетов  от Москвы до Петропаловск-Камчатского. Выполняются также рейсы по международным направлениям.

Основными эксплутационными зданиями являются два пассажирских аэровокзала: «Аэровокзал Международных воздушных линий»(пропускная способность - 400 пассажиров в час), построенный в 1939 году и расширенный в 1994 г., и «Аэровокзал внутренних воздушных линий» ( 2000 пассажиров в час), сданный в эксплуатацию в 1976 году и занимающийся обслуживанием около 95% всех пассажирских перевозок.

С 1993 по 1998 гг. наблюдалось  снижение практически по всем показателям  деятельности аэропорта . Это было вызвано как внутренними факторами, так и общим спадом в экономике страны.

Значительное влияние  на снижение самолетовылетов из Аэропорта  Иркутск оказало сокращение рейсов базовой авиакомпании "Байкал", обусловленное трудным финансовым состоянием авиакомпании.

Отправки пассажиров за рассматриваемый  период (1993-2000) сократились в 2,6 раза. Основным фактором, оказавшим влияние  на падение пассажирских перевозок, явилось значительное снижение уровня жизни населения, сопровождавшееся ростом тарифов на авиаперевозки.

Водный  транспорт

 

 

 В Сибирском федеральном округе основные различия проявляются между  Севером и Югом. Север богат  природными ресурсами, лесом, рыбой, но плохо заселен. Юг Сибири индустриально  и аграрно более развит. Здесь не только выпускается оборудование, современные машины, но и выращивается пшеница и производятся многие продукты питания, получают образование будущие специалисты, управленцы, которых так не хватает на Севере.  

Речной транспорт - это  дешевый и сравнительно быстрый  транспорт.  
Его - то и используют для связи с севером. Испокон веков население селилось вдоль рек. Здесь, в Сибирском федеральном округе, находится большое количество как больших (Енисей, Обь, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска), так и маленьких рек, озер и болот. Енисей, Обь - одни из самых длинных рек в мире. Не будет преувеличением сказать, что сибирские реки-самые мощные в мире. Длина Енисея составляет 4 тысяч километров (13125 тысяч футов), а Оби - 3,6 тысячи километров (11800 тысяч футов). Обь - основная река Западной Сибири. При впадении реки Обь в Северный Ледовитый океан образовалась гигантская Обская губа шириной 70 километров. Также образовалась Енисейская губа, но несколько меньших размеров. 

 

Водный транспорт на территории Сибирского федерального округа развит недостаточно, необходима модернизация  речного флота. Около 80% судов, использующихся на реках СФО, устарели и имеют крайне низкие эксплуатационные характеристики.

Содержание водных путей  сегодня обходится в 50 раз дешевле, чем автомобильных и железных дорог той же протяженности. При этом расходы на перевозку речным транспортом в восемь раз ниже, чем по железным дорогам, и в 20 раз дешевле, чем на грузовых автомобилях.

Основными технико-экономическими особенностями  речного транспорта являются: 
 - большая провозная способность на глубоководных реках; 
 - невысокая себестоимость перевозок; 
 - небольшие капитальные затраты на организацию судоходства по водным путям.

 К недостаткам речного транспорта следует отнести сезонность работы, неравномерность глубины рек, небольшую скорость перевозок, относительно большие сроки доставки грузов, заданное природой направление водных магистралей. Имеются все условия для более широкого использования речного транспорта, особенно в тех районах, которые тяготеют к речным путям, при перевозке массовых грузов на средние и дальние расстояния.

 

Большое значение для экономики Сибири имеет речной транспорт, обеспечивающий сезонное судоходство («северный завоз»).

 

Основным перевозчиком грузов по р. Енисей является ОАО «Енисейское  речное пароходство». Оно обладает мощным сухогрузным и танкерным  флотом. Увеличение числа перевезенных пассажиров внутренним водным транспортом  также обусловлено началом эксплуатации ОАО «Пассажирречтранс» 5 новых паромных переправ в Большемуртинском, Енисейском, Балахтинском, Казачинском и Сухобузимском районах.

 

Объем перевозок  грузов данным видом транспорта в 2007 г. составил 5,1 %. Речные порты городов  Красноярска и Лесосибирска на р. Енисей обеспечивают взаимодействие речного и железнодорожного транспорта. Устьевые порты на севере края доступны для захода морских судов.

 

В республике Бурятия общая протяженность водных путей по озеру Байкал - 1,5 тыс. километров. Речной транспорт представлен портом Улан-Удэ на реке Селенга и пристанями Усть-Баргузин, Нижнеангарск и Северобайкальск на озере Байкал. 

Водный транспорт  затрагивает  актуальные вопросы экологии в связи с тем, что в регионах мало приемных и очистных сооружений, а расстояние между ними может составлять 300-400 км: «В такой ситуации суда среднего и малого класса предпочитают сбрасывать загрязненные отходы в реку.  Решением проблемы может стать строительство экологического флота, а также массовый выпуск малогабаритных установок утилизации отходов.

Информация о работе Сибирский Федеральный округ