Сибирский Федеральный округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт является отраслью материального производства, осуществляющей перевозку людей и грузов, резко отличается от любой отрасли промышленности и сельского хозяйства универсальностью своих
технологических связей с другими отраслями производства. Различают
наземный, водный и воздушный транспорт. Транспорт подразделяется на
транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и
населения, транспорт необщего пользования, а также транспорт личного
пользования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..2
Экономико-географическая характеристика Сибирского федерального округа…………………………………………………..3
Перспективы развития экономики региона………………………….18
Характеристика развития транспортной сети Сибирского Федерального округа…………........…………………………………...………………20
Забайкальская железная дорога………………………………….…..35
Расчет густоты железных дорог в Сибирском федеральном округе..39
Заключение…………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………...…..47

Вложенные файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛИСТИКА.docx

— 125.03 Кб (Скачать файл)

 Еще одно направление, которое требует особого внимания власти — расширение судоходства на малых реках. Более половины населенных пунктов Томской области обслуживается только водным транспортом. Там проживает около 17 тыс. человек. В этих районах отсутствуют дороги с твердым покрытием, и в летний период альтернативы речному транспорту нет.

 Кроме того, серьезной проблемой для речной отрасли остается и обеспечение безопасности судоходства и выявление судов, эксплуатирующихся без радиостанций, технического освидетельствования или лицензии на перевозку пассажиров.

Трубопроводный  транспорт

 

 Важнейшими транспортируемыми  грузами трубопроводного транспорта являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективно, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения.

Трубопроводный транспорт  представлен магистральными нефтепроводами Нижневартовск - Анжеро-Судженск- Красноярск, Туймазы- Омск- Новосибирск- Ангарск. В регионе действуют небольшие газопроводы (Мессояха- Норильск).

Трубопроводный  транспорт представлен в Красноярском крае двумя нитками нефтепроводов, принадлежащих Транссибирскому  управлению трубопроводов, находящихся  в государственной собственности: транспортировка нефти из Томска и Тюмени (Западная Сибирь) на Ачинский нефтеперерабатывающий завод (Восточная Сибирь) и в Иркутск (Восточная Сибирь).

 

Сибирь является главным поставщиком  нефти и газа, поэтому в этом регионе быстрыми темпами развивается  трубопроводный транспорт. Крупнейшая в мире система магистральных  трубопроводов "Дружба", связавшая  между собой социалистические страны Совета экономической взаимопомощи, проходит и в Сибири. По этому  нефтепроводу также осуществляется поставка нефти в страны дальнего зарубежья. К числу наиболее известных  нефтепроводов Сибирского региона  относятся "Нижневартовск–Куйбышев", "Нижневартовс-Усть-Балык", "Усть-Балык–Омск", "Усть-Балык-Уфа-Альметьевск", "Александровское-Анжеро-Судженск" и "Сургут–Полоцк".

За последние десять лет было построено несколько новых магистральных  трубопроводных сетей, необходимых  для формирования альтернативы транзита газа через Прибалтику. Вся система  газопроводов страны объединена между  собой в Единую систему газоснабжения  России. Она дает возможность обеспечить газом населенные пункты вдоль трассы газопровода, создавать новые рабочие  места и приносит доход в бюджет региона. Газопроводы Сибирского региона  также включены в Единую систему  газоснабжения России, к ним относятся "Ямал-Европа", "Сахалин-Хабаровск-Владивосток", "Бованенково-Ухта", "Ухта-Торжок", "Туймазы-Омск-Ангарск", "Уфа-Новосибирск", "Шаим-Тюмень", "Ухта-Ярославль" и "Алтай". Многие проекты по строительству новых веток газопровода еще не завершены, поэтому на данный момент продолжаются строительные работы, которые позволят соединить месторождения газа в Сибири со странами Востока, в частности с Китаем. Развитие магистральной сети трубопроводов позволяет развивать местную инфраструктуру и улучшить жизнь жителей региона.

 

 

Для повышения уровня эффективности перегонки и эксплуатации нефтепроводов в настоящее время  применяются новые технологии: использование  стекловолокна; системы подогрева  труб; альтернативная строительная технология по укладке труб в промерзшую почву.

 

Нефтеналивные станции. С запуском в опытно-промышленную эксплуатацию Уярской нефтеналивной станции значительно возросли услуги вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности, объемы нефтеперевозок.

Железнодорожный транспорт

 

Железнодорожный транспорт, по временным и денежным затратам – является наиболее сбалансированным видом транспорта.

Железнодорожный транспорт  является основным транспортом Сибирского федерального округа. Важнейшими магистралями, обеспечивающими перевозки «Запад-Восток», являются Сибирская (Челябинск-Владивосток), Южносибирская (Павлодар- Барнаул-Новокузнецк- Абакан), Среднесибирская (Кустанай-Барнаул). От Новосибирска через Барнаул на Семипалатинск проходит Туркестано-Сибирская магистраль. В этом направлении также действуют железная дорога Усть-Кут – Тайшет – Абакан – Новокузнецк, западный участок БАМа.

Железнодорожный транспорт  получил наибольшее развитие на юге  Сибири, где проходят широтные Транссибирская и восточные участки Среднесибирской и Южносибирской железнодорожных магистралей с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

От основных железнодорожных  магистралей отходят небольшие  ветки к местам разработки природных  ресурсов в Монголию и Китай.

Не менее широкомасштабным проектом в процессе освоения Сибирского региона стало строительство  Байкало-Амурской железнодорожной  магистрали. Эта железная дорога проходит севернее Транссибирской железнодорожной магистрали, пересекая на своем пути горные хребты и многочисленные реки. Ее строили в надежде освоить природные ресурсы Восточной Сибири, расположенные в труднодоступных местах. На протяжении Байкало-Амурской магистрали планировалось построить несколько крупных промышленных комплексов, но в действительности появился лишь один, который назвали Южно-Якутский угольный комплекс.

В настоящее время, несмотря на то, что оборот грузов, проходящих по этой железной дороге, вырос, она все еще является нерентабельной. По мнению специалистов, если не будут освоены другие месторождения полезных ископаемых, расположенные вблизи БАМа, он в любом случае не будет приносить дохода. Как бы то ни было, Байкало-Амурская магистраль является перспективным направлением, и правительство страны приняло ряд мер по ее модернизации, с целью увеличения пропускной способности дороги и строительства дополнительных капиллярных веток, которые будут вести к месторождениям полезных ископаемых. Сейчас появились новые ветки железной дороги, такие как "Тайшет-Братск-Усть-Кут" и "Тайшет–Абакан", соединившие БАМ с Транссибом и Южно-Сибирскую магистраль с Транссибом.

 

Железнодорожный транспорт занимает доминирующее положение в транспортной системе Красноярского края. На его долю приходится 94 % всего грузооборота края.  С запада на восток край пересекают Транссибирская и Южно-Сибирская магистрали. Край (центральная часть) имеет железнодорожное сообщение с регионами Российской Федерации; г. Норильск имеет железнодорожное сообщение с морским портом Дудинка. Эксплуатационная длина Красноярской железной дороги составляет 3,2 тыс. километров.

 

В 2007 г. объем отправления  грузов железнодорожным транспортом  увеличился на 3,3 % по сравнению с 2006 г. и составил 54,9 тыс. тонн. Основной объем перевозок по Красноярской железной дороге составляют: каменный уголь — 49,1 %, нефть и нефтепродукты  — 15,5 %, руда железная и марганцевая — 6,3 %, лом черных металлов — 1,0 %, черные металлы — 0,2 %, химические и минеральные удобрения — 0,1 %, цемент — 0,8 %, лесные грузы — 7,9 %, зерно и продукты перемола — 0,5 %, другие грузы — 18,6 %.

 Восточно-Сибирская железная  дорога через ст. Наушки имеет  выход на Монгольские железные  дороги. Здесь осуществляются перевозки  грузов не только в Монголию, но и в Китай, а также в  небольших количествах в КНДР  и Вьетнам. 

 На Забайкальской дороге  расположена приграничная станция  Забайкальск (российско-монгольская  граница), которая является основной  железнодорожной пограничной станцией  в осуществлении транспортных  связей между Россией и Китаем. На нее приходится более 70% перевозок в этих связях, осуществляемых  в прямом железнодорожном обращении.

 

В состав железнодорожного транспорта Сибирского федерального округа входят:

  • Красноярская железная дорога;
  • Забайкальская железная дорога;
  • Восточно-Сибирская железная дорога;
  • Западно-Сибирская железная дорога.

Красноярская железная дорога — железная дорога на юге Сибири. Дорога связывает Западно-Сибирскую и Восточно-сибирскую дороги, является основной транзитной линией, находится в середине Транссиба. Большая часть дороги проходит по территории Красноярского края и Республики Хакасия, небольшие участки дороги также расположены на территории Кемеровской и Иркутской областей. Структурные подразделения ОАО "Российские железные дороги" находящиеся и функционирующие в границах Красноярской железной дороги подчинены региональному центру корпоративного управления Красноярская железная дорога - филиалу ОАО "РЖД", расположенному в Красноярске.

Забайкальская желеезная дороога (филиал ОАО РЖД) — железная дорога, пролегающая по территории Забайкальского края и Амурской области. Протяженность дороги на 2009 год составляет 3336,1 км. Управление дороги в городе Чите.

Восточно-Сибирская железная дорога (филиал ОАО РЖД) — железная дорога, пролегающая на территории Бурятии и Иркутской области. Управление в городе - Иркутске. Главной станцией дороги считается Иркутск-Пассажирский.

Восточно-Сибирская железная дорога через ст. Наушки имеет выход  на Монгольские железные дороги. Здесь  осуществляются перевозки грузов не только в Монголию, но и в Китай, а также в небольших количествах в КНДР и Вьетнам.

 

Западно-Сиби́рская железная дорога (филиал ОАО РЖД) — железная дорога, один из участков Транссибирской магистрали. Железная дорога пролегает в основном по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края Российской Федерации, а также частично по территории Казахстана. 

Забайкальская железная дорога

Забайкальская железная дорога является филиалом ОАО «РЖД», пролегает по территории Амурской области, Забайкальского края и Бурятии. Управление Забайкальской железной дороги находится в Чите.

Забайкальская железная дорога включает в себя следующие отделения: Читинское, Могочинское и Свободненское. Самые крупные станции: Завитая, Белогорск, Шимановская, Магдагачи, Уруша, Ерофей Павлович, Сковородино, Могоча, Зилово, Чернышевск, Шилка, Карымская, Петровский Завод и Чита. Граничит с Дальневосточной железной дорогой (по станции Архара), Восточно-Сибирской железной дорогой (по станции Петровский Завод), железными дорогами Китая (по станции Карымская) и Монголии (по станции Соловьевск). Эксплуатационная длина Забайкальской железной дороги по данным 2008 года составляет 3336,1 км.

 Всего на дороге 191 станция;  техническое обслуживание подвижного  состава осуществляется в 10 локомотивных  и 10 вагонных депо. На всем протяжении  дороги действует диспетчерская централизация с использованием автоблокировки. Магистральная кабельная линия связи протяженностью 8300 км, аналоговая сеть (12 000 каналов), АТС всех систем с использованием волоконно-оптической линии связи позволяют контролировать продвижение грузов и пассажиропотоков. Создан центр фирменного транспортного обслуживания для обеспечения высокого качества обслуживания в сфере организации грузовых перевозок и предоставления комплекса услуг отправителям грузов. Управление перевозочным процессом осуществляется из единого диспетчерского центра, в работе которого используются новейшие компьютерные технологии.

На Забайкальской дороге расположена приграничная станция  Забайкальск (российско-монгольская  граница), которая является основной железнодорожной пограничной станцией в осуществлении транспортных связей между Россией и Китаем. На нее  приходится более 70% перевозок в  этих связях, осуществляемых в прямом железнодорожном обращении.

Объем перевозок внешнеторговых грузов через  станции Наушки и  Забайкальск составил 3,9 млн.т (1,4% от перевозок грузов внешней торговли России железнодорожным транспортом),из них 3,1  млн.т экспорта(сдача) и 0,8 импорта(прием).

Строительство Забайкальской железной дороги, первоначально входившей  в состав Транссибирской магистрали, проводилось в период с 1895 по 1905 год. С востока дорога граничила с Кругобайкальской железной дорогой.Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1975).

По Забайкальской железной дороге перевозят грузы, в числе которых  преобладает уголь, нефтепродукты, лесоматериалы, оборудование, машины и  товары легкой промышленности. Объем  пассажирских грузоперевозок составляет 1,5% от общесетевого.

Забайкальская железная дорога обслуживает районы угледобычи (Черновские копи, пос. Букачача, Арбагарское и Харанорское месторождения), предприятия лесной, лёгкой, пищевой промышленности, машиностроения, цветной металлургии, а также сельскохозяйственные районы. Крупные пункты отправления: ст. Райчихинск, Забайкальск, Чита, Поярково. Грузооборот дороги составлял 4% от общесетевого. Ежегодно по Забайкальской железной дороге перевозилось свыше 30 млн. тонн различных грузов, в т. ч. лес, уголь, минеральное сырьё; во ввозе и транзите преобладают нефтепродукты, уголь, лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, товары лёгкой промышленности. В составе перевозок местное сообщение занимает около 30%, ввоз 15%, вывоз 20%, транзит ок. 40%. Объём пассажирских перевозок - 1,5% от общесетевого, причём более половины приходилось на пассажирооборот, связанный с сообщением Дальнего Востока с остальными районами страны. В 1989 участковая скорость на дороге составила 42,2 км/ч. Повышению производительности локомотивов и вагонов способствуют увеличение среднего веса состава и повышение статической нагрузки на вагон.  

В октябре 2012 года Забайкальская  железная дорога перевезла через  международный пункт пропуска Забайкальск 1 млн. 473 тыс. тонн внешнеторговых грузов. Из РФ в КНР экспортировано 1 млн. 320 тыс. тонн грузов. Основную долю экспорта (88%) составляют: руда - 542,5 тыс. тонн, лесные грузы - 435 тыс. тонн, каменный уголь - 187,5 тыс. тонн. При этом к уровню октября 2012 года достигнут рост экспорта руды (+3,2%) и грузов в контейнерах (+71,2%).

Информация о работе Сибирский Федеральный округ