Органы государственного регулирования ВЭД, их функции и полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:43, реферат

Краткое описание

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Органы государственного регулирования ВЭД в РФ 5
2. Распределение полномочий между органами, участвующими в механизме государственного регулирования 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией.docx

— 40.18 Кб (Скачать файл)

Вторая тенденция состоит  в усилении того влияния, которое  оказывают общественные организации  и институты на процесс государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Решения, принимаемые в  сфере государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, должны быть не только легальными, то есть формируемыми в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с установленными процедурами, но и легитимными. Легитимным будет являться такое управленческое решение, которое опирается на широкие  слои общественности, получает поддержку  со стороны деловых и предпринимательских  кругов. Государство охотно идет на контакт с бизнесом и предпринимательскими кругами при формировании важнейших  решений, связанных с формированием  ориентиров и приоритетов российской внешнеторговой политики. Организационные  формы такого сотрудничества могут быть самыми различными - от участия представителей бизнеса и предпринимательских кругов в обсуждении важнейших вопросов в рамках заседаний государственных органов до делегирования отдельным общественным организациям (например, Торгово-промышленной палате Российской Федерации) ряда полномочий по государственному регулированию внешнеторговой деятельности.

 

Региональный  уровень институциональной составляющей механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности так же, как и федеральный, представлен государственными органами общей компетенции (глава субъекта Российской Федерации, законодательное собрание, региональная администрация - правительство субъекта Российской Федерации) и органами специальной компетенции (министерства или комитеты, наделенные правительством субъекта Российской Федерации полномочиями по внешнеторговому регулированию).

 

Наконец, на муниципальном уровне институциональная система включает представительные органы муниципального образования, глав муниципального образования, местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципального образования), другие органы и выборные должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования и другими муниципальными правовыми актами полномочиями во внешнеторговой сфере.

 

  1. Распределение полномочий между органами, участвующими в механизме государственного регулирования

 

Вторым направлением исследования организационных основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности является распределение полномочий между органами, участвующими в механизме  государственного регулирования.

Данная проблема напрямую связана с принципом федерализма  и его реализацией в сфере внешнеторгового регулирования.

Распределение полномочий между  тремя основными уровнями власти в федеративном государстве - федеральным, региональным и местным - одна из наиболее важных и в тоже время острых и деликатных в политическом смысле проблем.

Многочисленные полномочия федеральных органов государственной власти во внешнеторговой сфере могут быть объединены в три основные группы.

 

1. Общеполитические вопросы:

  • защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц;
  • формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации.

2. Вопросы, связанные с  участием Российской Федерации  в международных экономических  отношениях:

  • заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;
  • участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;
  • учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.

3. Вопросы, непосредственно  касающиеся государственного регулирования  внешнеторговой деятельности:

  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;
  • установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;
  • определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию ряда товаров;
  • установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;
  • информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации;
  • создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности;
  • координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации.

Такой вариант определения  полномочий федеральных органов  государственной власти полностью  соответствует конституционным  нормам, закрепляющим сферу компетенции  Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), а также действующему российскому законодательству.

 

Субъекты РФ в условиях рыночной экономики правомочны:

  • осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
  • контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
  • предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ;
  • заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции;
  • иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

 

Местное самоуправление в Российской Федерации пока еще находится в стадии становления. Однако первые результаты муниципальной реформы уже позволяют выявить основные направления внешнеторговой активности муниципальных образований.

Как правило, органы местного самоуправления не могут иметь свои представительства на территории иностранных  государств и осуществляют свои внешнеэкономические  связи на территориях иностранных  государств в рамках представительств органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или дипломатического или торгового представительства Российской Федерации.

На сегодняшний день вопросы  внешнеэкономической деятельности органов местного самоуправления остаются неурегулированными или слабо урегулированными большинством субъектов Российской Федерации.

 

Определенные вопросы  находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов:

  • координация действий участников ВЭД;
  • выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
  • разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
  • регулирование приграничной торговли;
  • информационное обеспечение ВЭД.

 

Осуществление последней  группы действий невозможно без четко  организованного и отлаженного  механизма взаимодействия федерального и регионального уровней.

В механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности можно выделить два типа координации  и взаимодействия -- горизонтальный и вертикальный.

Первый тип (горизонтальный) предполагает осуществление координации  и взаимодействия органов и институтов, расположенных на одном и том  же уровне государственного устройства. В данном случае речь может идти, например, об организации взаимодействия между Минэкономразвития России и МИД России по вопросам заключения международных внешнеторговых соглашений, открытия торговых представительств Российской Федерации за рубежом и т.д., сотрудничества между таможенными и налоговыми службами в рамках процедуры освобождения экспортеров от уплаты НДС. К данному  типу координации и взаимодействия можно отнести отношения, складывающиеся между уполномоченными государственными органами, с одной стороны, и различными общественными институтами и  организациями, с другой (например, отношения между Федеральной  таможенной службой и Российской Ассоциацией таможенных брокеров, между  ФТС и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и т.д.). Аналогичные схемы взаимодействия могут создаваться на региональном и муниципальном уровнях (например, между региональным министерством (управлением, департаментом), уполномоченным на осуществление внешнеэкономических (внешнеторговых) связей, и торгово-промышленной палатой данного субъекта Российской Федерации).

Вертикальный тип координации  и взаимодействия между органами государственного регулирования внешнеторговой деятельности предполагает, что взаимодействующие  органы находятся в соподчиненном  положении. Налаживание координации  и взаимодействия данного типа представляет собой одну из наиболее сложных и  злободневных проблем современного этапа развития механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально  новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Все это  является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными  партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Однако спад промышленного  производства, ухудшение конъюнктуры  мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса  рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране.

По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции  в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических  связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение  таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным  партнерам вызвало сокращение удельного  веса оборудования и технологий в импорте.

Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность  их участия во внешнеэкономических  связях, разграничение собственности  отдельных субъектов, определения  статуса природных ресурсов в  регионах, распределение доходов  от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами.

Все это является сильным  тормозом в развитии внешнеэкономических  связей, а значит, развития экономики страны в целом.

Тем не менее, не смотря на возникающие  трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о  некотором улучшении экономической  ситуации в стране, а также о  развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная  необходимость государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов  экспорта, привлечения иностранных  инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать  законодательные акты, устанавливающие  правила осуществления ВЭД, и  контролировать их неукоснительное  соблюдение.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Основы внешнеэкономических знаний: Учеб. / Под ред. И.П. Фламинского. – М.: Международные отношения, 2002. – 353 с.
  2. Справочник. Внешнеэкономический бизнес в России: справ. / Под ред. И.П. Фламинского. – М.: Республика, 2003. – 294 с.
  3. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. - М.: ТПК «Квадрат», 2001. – 442 с.
  4. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Юристъ, 1999.
  5. Райзберг Б. А. «Курс экономики». -  М.: «Инфра-М», 1999. – 410 с
  6. Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли.//  Мировая экономика и международные отношения. – М.: 2001, № 11.
  7. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 640 с.
  8. Журнал «Внешнеэкономический бюллетень». Дипломатическая академия при МИД РФ, 1997.
  9. Райзберг Б. А. «Рыночная экономика». – М.: 2001. – 348 с.
  10. Внешнеэкономическая деятельность РФ. // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. – 2001. - № 2.
  11. Авдокушкин Е. Ф. “Международные экономические отношения”. – М.: 2000. – 315 с.
  12. Чечевицина Л. Н. «Микроэкономика». – М.:  «Феникс», 2001. – 367 с.
  13. Рыбалкин В. Е. «Международные экономические отношения». – М.:     «Просвещение», 1999. – 312 с.
  14. Указ Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991г., № 11.
  15. Основы внешнеэкономических знаний: Учеб. / Под ред. И.П. Фламинского. – М.: Международные отношения, 2002. – 353 с.
  16. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Юристъ, 1999.
  17. Безруков В. Внешнеэкономическая деятельность. // Экономист. – 2000. - № 7.
  18. Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли.//  Мировая экономика и международные отношения. – М.: 2001, № 11.
  19. Внешнеэкономическая деятельность РФ. // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. – 2001. - № 2.
  20. Глобальные процессы и перспективы взаимодействия России и мира.// Под ред. Т. В. Бабяк - М.: ИМЭМО РАН, 2003.

Информация о работе Органы государственного регулирования ВЭД, их функции и полномочия