Органы государственного регулирования ВЭД, их функции и полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:43, реферат

Краткое описание

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Органы государственного регулирования ВЭД в РФ 5
2. Распределение полномочий между органами, участвующими в механизме государственного регулирования 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией.docx

— 40.18 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Экономический факультет

Кафедра мировой экономики  и международных отношений

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД, ИХ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ».

 

 

студентки 5 курса очной

формы обучения по специальности

080102 – мировая экономика

Лысаковой Ирины

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону  -  2013 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Органы государственного регулирования ВЭД в РФ 5

2. Распределение полномочий между органами, участвующими в механизме государственного регулирования 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственное регулирование  внешнеэкономических связей - это  система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном  разделении труда с целью повышения  эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических  связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений  в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов  субъектов внешнеэкономической  деятельности в конкретном временном  периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных  норм и правил.

Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к  международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые  определяют характер и формы регулирования  внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм - это защита внутреннего рынка от иностранной  конкуренции. Проводится через высокие  ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через  такие нетарифные ограничения, как  количественные и валютные ограничения  импорта товара. Чрезмерный протекционизм  может привести к падению эффективности  производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.

Свобода торговли - означает устранение ограничений во внешнеэкономических  отношениях. В своем крайнем выражении  для стран с развивающейся  экономикой это может привести к  поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.

Организация государственного регулирования внешней торговли означает систематическую координацию  в решении важнейших задач  внешнеторговой политики, которые стоят  перед субъектами и институтами, составляющими институциональную  подсистему механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Исследование организационных  основ государственного регулирования  внешнеторговой деятельности предполагает необходимость изучения, во-первых, системы органов, участвующих в  механизме государственного регулирования, во-вторых, распределения между ними полномочий в сфере внешнеторгового  регулирования и, в-третьих, организации  координации и взаимодействия между этими органами.

Формирование механизма  государственного регулирования - это постоянная работа по его оптимизации, совершенствованию его институциональной составляющей.

За последнюю четверть века, ознаменовавшую собой переход  от монополии государства на внешнюю  торговлю к современному состоянию  внешнеторгового регулирования, до неузнаваемости изменился субъектный состав отношений по государственному регулированию внешнеторговой деятельности. Если раньше институциональная составляющая механизма государственной монополии  была представлена соответствующим  отраслевым министерством и небольшим  количеством внешнеторговых объединений, непосредственно осуществлявших внешнеторговые операции, то в современном внешнеторговом механизме задействованы десятки  различных субъектов (участников).

 

  1. Органы государственного регулирования ВЭД в РФ

 

Система органов, участвующих  в процессе внешнеторгового регулирования, является объективно обусловленной  и определяется конкретно-историческими  условиями развития внешней торговли в конкретной стране.

В ее нынешнем виде система  органов государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в Российской Федерации сформировалась в 2005 году.

Основные итоги организационных  преобразований в этой сфере нашли  свое отражение в нормативных  актах, закрепивших результаты административной и федеративной реформ, а также  перестройки самого механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Речь идет в первую очередь об актах, принятых в период 2003--2005 гг.,  -- О Таможенном кодексе Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федеральных законах «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 N 165-ФЗ, «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N116-ФЗ и, наконец, об Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 N 314, в котором были закреплены основные идеи и параметры административной реформы в Российской Федерации Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Знание, 2007. - С. 99..

Система органов, участвующих  в государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, отражает структуру государственного устройства Российской Федерации и включает три уровня - федеральный, региональный (субъект Российской Федерации) и местный. Таким образом, она может быть представлена как совокупность:

 

1) федеральных органов  государственной власти;

 

2) органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации;

 

3) органов местного самоуправления.

 

На федеральном  уровне в систему органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности входят органы государственной власти Российской Федерации общей компетенции и государственные органы, наделенные специальной компетенцией. Во втором случае речь идет о федеральных органах исполнительной власти, основной задачей которых является осуществление государственного управления в сфере внешней торговли.

В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следующими функциями:

  • осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой;
  • подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;
  • регулировать военно-техническое сотрудничество;
  • определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.

 

Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.

Правительство РФ выполняет следующие функции:

  • проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ;
  • участвует в организации и проведении международных переговоров;
  • участвует в формировании экспортного и импортного режимов;
  • осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;
  • регулирует величины ставок таможенного тарифа;
  • принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;
  • разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.

На Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) возложены следующие регулирующие функции:

  • государственное регулирование на основе разработки рекомендаций по совершенствованию: нормативно-правовой базы ВЭД, тарифного и нетарифного регулирования деятельности участников ВЭД, защиты внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров, участия в валютном и экспортном контроле РФ; организации импортных поставок для федеральных государственных нужд, контроля за обеспечением государственных интересов и т. д.;
  • координация действий российских участников ВЭД с помощью разработки мер по совершенствованию внешнеэкономической политики, обеспечению совместных действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД, совершенствованию институциональной организационной структуры управления ВЭД, объединению усилий российских экспортеров и т. д.;
  • оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ на базе анализа и прогноза мировой экономической конъюнктуры, участия в разработке платежного баланса, ведения внешнеэкономической статистики, анализа эффективности ВЭД и разработки мер по повышению ее уровня;
  • кадровое и информационное обеспечение ВЭД на основе подготовки и повышения квалификации специалистов по ВЭД, формирования единой информационной системы, выпуска соответствующих специальных изданий, консультирования участников ВЭД содействия проведению выставок, ярмарок, презентаций;
  • создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами на базе подписания двусторонних межправительственных договоров и протоколов, участия в деятельности международных организаций, борьбы против дискриминации российских экспортеров, обеспечения равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство, участия в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне;
  • руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных МЭРТ в субъектах РФ.

Министерство  финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД определяет методические основы разработки платежного баланса.

Центральный банк России определяет совместно с Министерством финансов условия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс рубля по отношению к валютам других государств, вывоз российского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций. Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту.

Федеральное агентство  по науке призвано контролировать и координировать международное научно-техническое сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.

Федеральная таможенная служба (ФТС) выполняет следующие функции:

  • осуществляет контроль пересечения государственной границы РФ гражданами и грузами, декларированием соответствующих грузов и имущества;
  • принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;
  • участвует в формировании доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств имущества граждан;
  • осуществляет защиту экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей из России и путем предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т. д.;
  • ведет таможенную статистику;
  • принимает участие в валютном и экспортном контроле;
  • принимает участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней.

 

Характеризуя институциональную  составляющую механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности на федеральном уровне, отметим две, на наш взгляд, существенные тенденции. Первая состоит в постоянном расширении круга субъектов, взаимодействующих  с органами государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в целях реализации задач внешнеторговой политики.

Специфика объекта государственного регулирования - сфера внешней торговли - предполагает активное взаимодействие Минэкономразвития России с другими федеральными министерствами: во-первых, с Министерством иностранных дел и, во-вторых, с рядом отраслевых министерств по профилю внешнеторговой деятельности (например, Министерством сельского хозяйства, Министерством природных ресурсов и т.д.). Курируя сферу таможенного дела, Минэкономразвития осуществляет ряд полномочий совместно с Министерством финансов Российской Федерации (например, определение порядка расчета таможенной стоимости, уплаты таможенных платежей и т.д.). Важное значение имеет также сотрудничество с налоговыми органами (Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами) для осуществления совместных мероприятий по налоговому регулированию экспортно-импортных операций.

Информация о работе Органы государственного регулирования ВЭД, их функции и полномочия