Лакокрасочная промышленность Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:38, реферат

Краткое описание

В Беларуси около половины выпускаемых строительных красок приходится на 7-8 предприятий, являющихся основой отечественной лакокрасочной промышленности. Всего же в нашей стране насчитывается более 100 производителей лакокрасочной продукции.
В Беларуси около половины выпускаемых строительных красок приходится на 7-8 предприятий, являющихся основой отечественной лакокрасочной промышленности. Всего же в нашей стране насчитывается более 100 производителей лакокрасочной продукции.
ОАО «Лакокраска», г. Лида является единственным лакокрасочным предприятием в Республике Беларусь, производящим современные лакокрасочные материалы в больших объемах.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по НЭБ.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ

 

1.1 Анализ развития в  Республике Беларусь

 

В Беларуси около половины выпускаемых строительных красок приходится на 7-8 предприятий, являющихся основой отечественной лакокрасочной промышленности. Всего же в нашей стране насчитывается более 100 производителей лакокрасочной продукции.

В Беларуси около половины выпускаемых строительных красок приходится на 7-8 предприятий, являющихся основой отечественной лакокрасочной промышленности. Всего же в нашей стране насчитывается более 100 производителей лакокрасочной продукции.

ОАО «Лакокраска», г. Лида является единственным лакокрасочным предприятием в Республике Беларусь, производящим современные лакокрасочные материалы в больших объемах.

Предприятие владеет технологиями и имеет необходимое оборудование, и квалифицированные кадры, для производства широкого ассортимента современных лакокрасочных материалов различного назначения, практически для всех отраслей народного хозяйства. ОАО «Лакокраска» выпускает следующие виды продукции:

- лаки на конденсационных смолах;

- эмали и грунтовки на конденсационных смолах;

- лаки, эмали и грунтовки на полимеризационных смолах;

- водно-дисперсионные краски и грунтовки;

- поливинилацетатную дисперсию;

- фталевый ангидрид;

- синтетические смолы;

- пластификаторы;

- полиэфирную ненасыщенную смолу ПН-1.

Выпускаемые заводом материалы по основным качественным и эксплуатационным характеристикам являются конкурентоспособными как на внутреннем рынке республики, так и за ее пределами. С целью более успешного продвижения продукции на внешний рынок в 2003-2004 году проводилась сертификация продукции. Внедрена и сертифицирована система управления качеством на базе международных стандартов серии ИСО 9001. ОАО «Лакокраска» является единственным отечественным производителем лакокрасочной продукции, имеющим сертифицированную систему управления окружающей средой как на соответствие требованиям национального стандарта ИСО серии 14001, так и на соответствие требованиям международного стандарта 15014001.

Спрос на лакокрасочную продукцию зависит от многих факторов, первую позицию среди которых занимает соотношение цена/ качество. Немаловажным критерием, имеющим значение не только для производителей лакокрасочных материалов, но и для их потребителей, является состояние рынка сырьевых компонентов. Само собой разумеется, что изменение цен на сырье, главная причина которого — монопольный характер ценообразования, немедленно отражается на стоимости продукции.

Отсутствие отечественного производства целого ряда сырьевых компонентов — акриловых мономеров, высококачественных наполнителей, гликолей, пигментов, функциональных добавок и т.д., сдерживает переход к еще более широкому выпуску лакокрасочных материалов. Применение импортного сырья существенно повышает стоимость готовой продукции отечественных производителей. Однако при этом обеспечивается достаточно высокая стабильность свойств материалов от партии к партии.

Импортеры, не имея реальной перспективы увеличения поставок готовой продукции в Беларусь, гибко реагируют на эту ситуацию. Они предпринимают практические шаги по строительству лакокрасочных производств на территории Беларуси.

Дешевая рабочая сила, высокая квалификация кадров, которых сегодня готовят два ведущих вуза страны БИТУ и БГТУ, и не всегда удовлетворенный спрос на высококачественные лакокрасочные материалы — эти факторы позволяют значительно снизить цены на продукцию фирм инвесторов и укрепляют их позиции на рынке.

Следует особо отметить, что квалификация персонала — качественное выполнение каждодневной работы, включающей четкое проведение приемосдаточных испытаний лакокрасочной продукции, разработку совместно с научно-исследовательскими институтами новых материалов, умение преподнести их заказчику на семинарах и конференциях и, что еще важнее, при продаже, — играет далеко не последнюю роль в процветании фирмы.

Конкурентная борьба заставляет предприятия пересматривать свои взгляды на ассортимент и качество выпускаемых материалов. Многие из них начали активно внедрять в производство акриловые материалы для строительства (грунтовки, шпатлевки, фасадные и внутренние краски, краски для отделки и обработки древесины и т.д.). Расширяется ассортимент, увеличивается выпуск продукции в мелкой фасовке, улучшаются внешний вид и полиграфическое исполнение упаковки.

Несмотря на то, что более половины лакокрасочный продукции выпускается группой ведущих предприятий, расположенных в центральном и западном регионах Беларуси, значительная доля прироста объемов достигается за счет создания новых предприятий и фирм. Для них этот вид деятельности крайне привлекателен, так как уровень рентабельности лакокрасочных производств составляет 40-60 %.[1]

В настоящее время наблюдается тенденция создания небольших предприятий производительностью 100-500 т в год. Они, как правило, имеют заводы по производству сухих смесей, выпускают достаточно широкую их номенклатуру, в том числе для фасадного утепления зданий, и занимаются строительно-монтажными работами.

За последнее десятилетие повысился не только общий выпуск лакокрасочных материалов, но и значительно улучшились условия для развития технического потенциала и научного обеспечения лакокрасочных производств. Сегодня предприятия республики, самостоятельно развивая научную базу и устанавливая тесный контакт с потребителем, разрабатывают и выпускают современные высококачественные лакокрасочные материалы. В результате в этом сегменте отечественного рынка появились материалы собственного производства, составляющие достойную конкуренцию импортным.

Остановлюсь еще на одной из важных проблем — неразвитости научно-технического маркетинга и научно-технического менеджмента, без которых отечественная промышленная политика рискует остаться неэффективной.

Маркетинг, главная задача которого — изучение рынков, при внедрении современных технологий превращается в процедуру формирования спроса на принципиально новые товары, технологии и услуги. И здесь очень важно наладить тесные связи ученых и специалистов-разработчиков с рекламным бизнесом, средствами массовых информаций и другими элементами системы связи с общественностью. Кстати, следует заметить, что до 1990 г. лакокрасочные материалы в республике, по сути, не продавались, а распределялись специально созданными государственными органами.

Важным достижением последнего десятилетия является коренное изменение подходов к проблеме реализации готовой продукции. Практически по всей стране сформирована современная динамичная дилерская и маркетинговая сеть. Созданные и функционирующие в Беларуси дилерские фирмы, как правило, хорошо оснащены материально, имеют современные базисные склады, широко используют прогрессивные методы маркетинга, рекламу, информационное обеспечение, делают первые попытки технического сопровождения продаваемой продукции. Принципиально новым в последние годы является создание сети специализированных магазинов по продаже лакокрасочной продукции.

В настоящее время снижение импорта красок возможно только путем улучшения ассортимента, совершенствования технологии, повышения качества белорусских лакокрасочных материалов.

К сожалению, в республике нет аналитиков, которые могли бы прогнозировать спрос на лакокрасочную продукцию. Но, ориентируясь на пример России, где в 2000-2006 гг. достигнут рост производства, превышающий 5 % в год, перспективы белорусского рынка лакокрасочных материалов выглядят весьма оптимистично.

 

 

1.2 Характеристика структуры, ключевых предприятий, оценка конкурентной  среды в отрасли

 

Рынок лакокрасочных материалов (ЛКМ) характеризуется широким ассортиментом материалов с различными качественными и ценовыми характеристиками. Основной объем производства ЛКМ в Беларуси приходится на Минскую, Гродненскую и Брестскую области. Только в Минской области производится продукция как минимум на 50 предприятиях. Следует отметить, что около 50% выпускаемых в стране строительных красок приходится ориентировочно на 8-10 предприятий, которые составляют основу отечественной лакокрасочной промышленности. При этом всего предприятий, выпускающих ЛКМ, в стране около 200. Основная их часть располагает небольшими производственными мощностями (100-200 т ЛКМ в год). Продукция таких производителей распространяется локально, и ее присутствие в соседних областях практически не наблюдается. Очень часто на указанных предприятиях изготавливают продукцию без точного соблюдения технологий и требований нормативных документов, что приводит к ее низкому качеству и — как следствие — к подрыву доверия потребителей к белорусским ЛКМ. Продукция, выпускаемая на небольших предприятиях, не отличается разнообразием, относится к низкому ценовому сегменту и ориентирована на недостаточно осведомленных покупателей.

Строительные лаки и краски составляют ориентировочно 60% общего ассортимента производимой в мире лакокрасочной продукции. При этом на фасадные покрытия приходится около 39%. Таким образом, основные объемы производства ЛКМ приходятся на ЛКМ строительного назначения. ЛКМ, применяемые в строительстве, условно можно разделить на четыре основные группы: фасадные краски, в том числе пропитки и грунтовки; краски для внутренних работ; краски для защиты металла от коррозии; краски, лаки, пропитки для древесины. Ассортимент ЛКМ на белорусском рынке определяется рядом факторов. На него в первую очередь влияют структура реальных потребностей, обеспеченных платежеспособным спросом; сырьевые возможности для производителей; технологические возможности; энергетические и транспортные расходы. Далеко не последнее место занимает экологическая безопасность. В настоящее время в технически развитых странах приняты нормы по охране окружающей среды, которые ограничивают применение экологически небезопасных материалов. В связи с этим наблюдается устойчивая тенденция к снижению потребления традиционных органо-разбавляемых ЛКМ. Так, например, прирост производства красок на органических растворителях с 1996 года составил всего 0,6%.

Одним из наиболее прогрессивных направлений как за рубежом, так и в Беларуси является использование в строительстве водно-дисперсионных красок, которые стоят в ряду экологически благоприятных, высококачественных и экономичных материалов. Доля водно-дисперсионных красок в общем потреблении ЯКМ превышает 60%, а в строительстве достигает 85%. Технология производства водных Л КМ значительно проще, чем производство продукции на органических растворителях. В связи с этим водная продукция минимально защищена от подделок. Высокий спрос на данные краски объясняется не только экологической безопасностью, но и пожаро- и взрывобезопасностью, отменными эксплуатационными показателями, высокой концентрацией твердых веществ, безотходностью производства, доступной ценой. Поэтому наибольший прирост объемов производства приходится на предприятия, специализирующиеся на производстве водных ЛКМ.

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ

 

Таблица 2.1 Среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь по отраслям экономики за 1,2 3 и 4 кварталы 2013 года

 

В январе 2014 г., рублей

Изменение з/пл в январе 2014 г. к январю 2013 г.,%

Всего

5 322 441

105,8

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

3 842 483

103,0

сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях

3 754 427

102,3

животноводство

3 834 035

101,1

лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области

4 586 420

107,9

Рыболовство, рыбоводство

3 521 891

98,9

Промышленность

5 903 876

102,2

горнодобывающая промышленность

6 648 284

91,2

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

6 612 358

86,3

добыча угля, лигнита и торфа

4 497 139

99,3

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

6 688 892

97,7

обрабатывающая промышленность

5 872 032

100,6

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

5 905 088

109,5

текстильное и швейное производство

4 190 996

104,0

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

4 592 938

101,2

обработка древесины и производство изделий из дерева

4 749 954

107,7

целлюлозно-бумажное производство. Издательская деятельность

5 495 923

103,8

производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

4 969 026

99,2

издательская деятельность

6 603 335

111,4

полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области

5 751 323

105,4

производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов

10 771 251

102,5

химическое производство

8 055 159

98,6


 

Из таблицы 2.1 видно, что среднемесячная заработная плата работников лакокрасочной промышленности относительно высокая по сравнению с другими отраслями экономики.

Таблица 2.2 Среднегодовая численность работников

Из таблицы 2.2 видно, что самая большая численность работников приходится на обрабатывающую промышленность, в которую входит лакокрасочная промышленность.

Отечественная лакокрасочная промышленность не защищена от импорта мерами таможенного регулирования. Ставка ввозимых пошлин на готовую лакокрасочную продукцию составляет лишь 5%, в то время как на сырье для производства ЛКМ, которое в Беларуси не выпускается, установлены пошлины, равные пошлинам на готовую продукцию или превышающие их. Так, на пигменты установлена пошлина в размере 15%, на синтетические смолы — 10%. В России таможенные пошлины на ввозимые ЛКМ в 2-3 раза ниже таможенных пошлин на подобную продукцию, ввозимую в западные страны: 5-15% в России против, например, 40% в США.

Самым крупным производителем водно-дисперсионных ЛКМ в Западной Европе является Германия — 563 тыс. т в год, из них 300 тыс. т в год приходится на фасадные краски. Затем идут Италия — 407 тыс. т в год — и Франция — 360 тыс. т в год. В США производится 850 тыс. т водно-дисперсионных красок в год, что составляет там 70% от всего объема строительных красок. Тем не менее, самым крупным поставщиком (импортером) красок и лаков на органических растворителях в Беларусь, по данным Государственного таможенного комитета, является Россия, а водно-дисперсионных — Польша. Значительные объемы импорта поступают из Германии, Словении, Италии, Венгрии. В 2007 году в РБ было поставлено более 28.000 т красок. Экспорт красок и лаков из Беларуси производится исключительно в страны СНГ, и в первую очередь — в Россию. В 2007 году белорусский экспорт ЛКМ в целом составил более 20.000 т, в том числе в Россию было поставлено более 15.000 т. Согласно прогнозу, подготовленному Государственным таможенным комитетом по итогам внешней торговли Беларуси за январь-май 2008 г., в 2008 году общий объем экспорта и импорта ЛКМ на неводной основе может превысить уровень 2007 года.

У каждого предприятия, производящего ЛКМ, имеется своя группа наиболее успешных разработок. Одни выпускают высококачественные средства для очистки фасадов, другие — грунты и краски на водной основе, третьи — грунты и краски на органическом растворителе и т.д. Монополизация производства пока еще не достигла таких размеров, чтобы все отделочные материалы выпускал один производитель. Применение импортного сырья для производства ЛКМ заметно

повышает стоимость готовой продукции отечественных производителей. Однако при этом обеспечивается достаточно высокая стабильность свойств материалов от партии к партии.

Информация о работе Лакокрасочная промышленность Республики Беларусь