Водные ресурсы стран Центральной Азии в рыночных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Центрально-Азиатские государства расположены в аридной зоне, где без орошения возделывать сельскохозяйственные культуры и получать устойчивые урожаи невозможно. Поэтому почти во всех государствах региона существует и преобладает ирригация, которая требует большого количества водных ресурсов. Центральная Азия имеет примерно 170-180 км3 поверхностных водных ресурсов, из которых на сегодня используется свыше 90%.

Вложенные файлы: 1 файл

vodnyie_resursyi_stran_tsentralnoy_azii_360.doc

— 2.15 Мб (Скачать файл)

Второе: создание Центрально-Азиатского Банка Развития для финансирования инвентаризации, ремонта и эксплуатации единой водной системы региона; поступления в Банк для этой цели могут быть получены на начальной стадии за счет поэтапного введения платы за водопользование и ирригацию.

Третье: создание максимальных возможностей для кооперации водных институтов региона с целью упорядочения нормативной базы, регулирующей использованием воды внутри и за пределами страны; денонсирование устаревших нормативных актов

Четвертое: создание сельскохозяйственной кооперации в регионе; профилирование частей региона по отдельным направления сельского хозяйства должно опираться на рыночные механизмы для сокращения объёмов водопользования.

Пятое: внедрение рыночных механизмов вододеления путем создания водного банка Центрально-Азиатского региона для определения и утверждения товарной стоимости на воду; взимание платы как с внутренних, так и с внешних потребителей для обеспечения расходов по укреплению берегов рек, дноуглубительным работам, прогнозированию и другим регулярным мероприятиям; каждая страна региона по "Водно-энергетическому пакту стран Центральной Азии" имеет определенную долю от общих водных ресурсов и возможность продавать неиспользуемую часть этой водной доли по установленному тарифу другому участнику пакта, аналогично квотам на выбросы углекислого газа в «Киотском протоколе».

2 сентября 2006 г. в Астане  состоялся неформальный саммит  с участием президентов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Были обсуждены ключевые региональные вопросы по выработке совместных мер в деле укрепления многостороннего сотрудничества стран Центральной Азии. Одним из наиболее актуальных вопросов саммита стало дальнейшее обсуждение процесса создания международного Водно-энергетического консорциума для решения проблем рационального использования гидроэнергетических ресурсов региона.

В связи с идеей  создания Центрально-Азиатского Банка Развития, водного банка Центрально-Азиатского региона, международного Водно-энергетического консорциума, Специальной Биржи и других финансовых центров для управления и совместного использования водных, земельных, энергетических и трудовых ресурсов России и стран Центральной Азии целесообразно сказать несколько слов о правовой стороне этой проблемы.

Поскольку водные объекты (реки, озера, водохранилища, каналы, пруды) сохраняют гидравлическую и экологическую связь с естественно-природными водными объектами (в частности, с подземными водами) и имеют назначение для комплексного использования (питьевое водоснабжение, рекреация, рыбное хозяйство и т.д.), они не могут быть предметом частной собственности и, соответственно, не могут включаться в систему товарооборота.

ГТС, построенные за счет смешанного капитала, могут находиться в акционерно-долевой собственности с контролирующим пакетом акций у государства. Водоресурсный потенциал водного объекта характеризуется как потенциал «многоразового использования», но каждый «раз использования» оказывает воздействие на водные объекты и требует проведения мероприятий по поддержанию водного объекта в экологически полноценном и водохозяйственно приемлемом состоянии. Поэтому, за каждый «раз использования» водного ресурса водопользователь должен платить. Поэтому:

Вода, изъятая  из водного объекта, утратившая экологическую  и гидравлическую связь с ним, становится товарно-материальной ценностью, за которую потребитель обязан платить.

«Общий  комментарий» (ООН, 2002) о праве на воду водный ресурс определяет, прежде всего, как социальное и культурное благо, а не только как экономический товар. Мировая практика показывает, что попытки приватизации водных ресурсов приводили к социальной напряженности. В США, например, создана неправительственная организация «Справедливость Земли» («Earthjustice»), которая оказывает существенное противодействие приватизации водных ресурсов, в частности в Боливии.

В решении проблем  устойчивого природопользования в  Центральной Азии необходимо рассматривать  четыре взаимосвязанных компонента –водные, земельные, энергетические и  трудовые ресурсы, которые распределены крайне неравномерно. Для создания условий свободного рыночного взаимодействия этих составляющих целесообразно основать единую биржу ресурсов.

Как было выше разъяснено, наиболее надежный союзник и партнер для стран  Центрально-Азиатского региона – Россия. Можно предложить следующую последовательность этапов интеграции интересов различных стран для решения водно-энергетических проблем Центрально-Азиатского региона после подписания «Водно-энергетического пакта стран Центральной Азии».

 Этап 1. Создание межреспубликанской Комиссии по использованию водных, земельных, энергетических и трудовых ресурсов. К работе в этой комиссии необходимо привлечь представителей общественности, ученых, политологов, экологов, неангаржированных различными ведомствами, для максимальной «прозрачности» её деятельности. На основании подписанного «Водно-энергетического пакта стран Центральной Азии» Комиссия должна подготовить в трёхмесячный срок экономическую и правовую основу для создания Водно-энергетического консорциума (региональной компании или открытого акционерного общества со 100% государственным капиталом стран региона в начальный  период деятельности).

Этап 2. Создание Водно-энергетического консорциума для оперативного управления ресурсами на основе рыночных механизмов через специальную биржу. На этом важном этапе должны быть установлены и зафиксированы эталоны ресурсов, отработаны биржевые технологии (классический и срочный рынки ресурсов), отлажен механизм установления справедливых цен на торгуемые активы (вода, электроэнергия, газ, с/х продукция, технологии повышения эффективности водопользования и земледелия). Для предотвращения межгосударственных и межэтнических трений строительство гидроэлектростанций в регионе необходимо превратить в общерегиональный проект с инвестициями со всех заинтересованных в воде республик и с привлечением частного капитала (см. схему водно-энергитические структуры Центрально-Азиатского региона).

Один из ключевых моментов этого этапа – выбор валюты (корзины валют) для осуществления взаимных расчетов. Можно ориентироваться на мировые валюты, но можно использовать и российский рубль. Кроме этого, можно попытаться ввести новую валюту Центрально-Азиатского региона.    

Этап 3. Уточнение параметров проекта совместного использования водных,  земельных, энергетических и трудовых ресурсов России и стран Центрально-Азиатского региона (приложение 5) с последующим выбором рационального; оценка затрат на реализацию проекта, ожидаемой прибыли и экономической эффективности. 

Этап 4. Принятие решений по реализации проекта совместного использования водных, земельных, энергетических и трудовых ресурсов Россией и странами Центральной Азии с учетом уточненных данных по глобальным климатическим изменениям и их влиянию на Россию и страны Центрально-Азиатского региона (приложение 6).

Исторически в государственных системах водоснабжения, в том числе в Царской России и СССР, складывалась такая ситуация, что единая отрасль обеспечивающая население и промышленность водными ресурсами, существовала как бы в двух ипостасях – поверхностные воды и подземные воды. В начале ХХ в. советской властью в России были предприняты мощные усилия по развитию водного хозяйства страны. Тем не менее, эта отрасль оставалась и остается  разделенной. Не вдаваясь в исторические корни такого разделения водной среды, здесь предлагается базовая структура и функции отрасли «водное хозяйство» в новых исторических условиях для Центрально-Азиатского региона (приложение 7)

В 60-х годах прошлого столетия в ЮНЕСКО разрабатывался крупный  проект по изучению засушливых зон  Земли, в котором среднеазиатские  республики СССР, США, Франция, Германия принимали активное участие. Были выявлены основные причины возникновения водно-земельной проблемы Арало-Каспийского региона. Резюмировалось, что с одной стороны необходимо оценить возможности водообеспечения социально-экономических потребностей субъектов региона, а с другой стороны – соизмерить антропогенные воздействия на природную среду с её экологической емкостью, объем и качество которой генетически связаны с метафизическими угрозами Евразии (приложение 8). Отмечалось также, что культура земледелия, в частности использование капельного орошения, оставляет желать лучшего в этой части планеты. Отечественные специалисты предложили провести тендер на оптимальный вариант водообеспечения субъектов Центральной Азии. Ими выдвигалась идея создания «артезианских городов» в регионе.

 

 

Схема водно-энергетической структуры

 Ценрально-Азиатского  региона

 

 

 

 

Водно-энергетический консорциум Казахстана, Кыргызстана, России,

Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана

 

 

 

ОАО «Воды Центральной Азии»

 

 

 

Центрально-Азиатский  банк развития

 

 

Биржа ресурсов Центральной Азии


 

 

 

Отношение к общим  водным ресурсам как к основе жизни, естественному капиталу и совместной ответственности может быть сформировано в странах Центральной Азии в полной мере лишь в том случае, если такое отношение к воде окончательно сформурируется в самой России.  Надо отметить, что этот вопрос находился (как в Исторической России, так и в СССР) по разным причинам в состоянии перманентных решений. Например, созванный в 1931 году в Ленинграде Первый гидрогеологически съезд до сих пор так и не собрался вторично. «Между тем, – как отмечает профессор С.Л. Шварцев из СО РАН (Томск), – такое положение гидрогеологии вредит не только ей самой, но и в целом наукам о Земле».

В последнее время  крупные ученые, писатели, артисты  стали весьма активно поднимать этот вопрос перед Президентом РФ В. Путиным. Ниже приводятся некоторые из таких документов, в которых видна озабоченность общественности о состоянии базовых национальных ценностей постсоветского  пространства (приложение 9).

Элиты государств,  в  том числе в Центральной Азии, всегда понимали, что в случае распада Советского Союза, его десоветизация приведет в конечном счете к захвату его природных ресурсов, в том числе и рыночными механизмами. Рамочная Конвенция ООН по водным ресурсам до настоящего времени не выработана, хотя по климату, например, она имеется, в результате чего проблема глобального изменения климата разработана международным сообществом довольна глубоко и всесторонне.

Представляется, что странам  Центральной Азии, в которых конкурентная борьба за водные ресурсы разгорается с нарастающей силой, нецелесообразно ждать от международных организаций в условиях экономических и политических вызовах XXI века очередных «разрешительных документов» по водной проблеме.

Этот вопрос необходимо координировать исключительно в  рамках «Водно-энергетического консорциума» пяти стран Центральной Азии и России. Настало время преодолеть инерционные тенденции прошлых веков, когда само ощущение «безграничности пространства своей родной земли, ее морей и рек» кроме гордости за свою Родину не вызывало никаких конкретных шагов по рациональному (в том числе рыночному) использованию этого достояния в интересах своей страны.

 

Выводы:

    • Решение проблемы справедливого распределения водных ресурсов в странах Центральной Азии может быть достигнуто только с полноправным участием России.
    • Подписание «Водно-энергетического пакта Центральной Азии» главами Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана – начало отсчета поступательного улучшения политической обстановки в Центрально-Азиатском регионе.
    • Оценка запасов поверхностных и подземных водных ресурсов Центральной Азии должна проводиться с приоритетом демографического и гидрогеологического факторов.
    • Конечной целью создания «Вводно-энергетического консорциума» является совместное использование водных и земельных ресурсов России и стран Центральной Азии.

 

 

Приложение 1

 

Рис. 1

 

Рис. 2

 

Центральная Азия охватывает территорию 5 стран – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Она расположена в центре Евразийского континента на территории общей площадью 3 882 000 км2 с населением около 55 млн. чел.  Она граничит с Афганистаном и Ираном на юге, Китаем на востоке и Россией на западе и севере.

Территория Центральной  Азии, за исключением высокогорных районов, имеет недостаточное, а  на большей части  крайне недостаточное увлажнение: отношение среднегодового объема осадков к среднегодовому объему испаряемости меньше единицы. С этим связана значительно большая по сравнению с другими странами СНГ разреженность гидрографической сети. Густота речной сети на пространствах пустынных равнин Центральной Азии составляет порядка 2 м на 1 км2, в то время как, например, в северной половине Русской равнины она достигает 300-350 м на 1 км2.

Климатические условия  равнинной части Центральной  Азии (малое количество осадков при большой испаряемости) не благоприятствуют образованию речного стока. Поверхностный речной сток здесь очень незначителен и рек с постоянным течением, которые начинались бы в пустынной зоне равнинной части Центральной Азии, нет. Только в горных районах, начиная с  высоты 700 м, количество осадков заметно увеличивается, соответственно увеличивается и речной сток. Здесь густота речной сети в некоторых горных районах превышает 600 м на 1 км2.

Большинство рек Центральной  Азии имеет ледниково-снеговое питание. Реки ледниково-снегового питания характеризуются малыми колебаниями годового стока и сильно растянутым во времени половодьем (июнь – начало августа), что вместе с крутым падением русла делает их особенно ценными для хозяйственного использования, т.е. получения гидроэлектроэнергии и орошения.

Информация о работе Водные ресурсы стран Центральной Азии в рыночных отношениях