Водные ресурсы стран Центральной Азии в рыночных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Центрально-Азиатские государства расположены в аридной зоне, где без орошения возделывать сельскохозяйственные культуры и получать устойчивые урожаи невозможно. Поэтому почти во всех государствах региона существует и преобладает ирригация, которая требует большого количества водных ресурсов. Центральная Азия имеет примерно 170-180 км3 поверхностных водных ресурсов, из которых на сегодня используется свыше 90%.

Вложенные файлы: 1 файл

vodnyie_resursyi_stran_tsentralnoy_azii_360.doc

— 2.15 Мб (Скачать файл)

Сооружения, обеспечивающие непосредственную подачу воды населению и на технологические процессы, должны находиться в ведении города и предприятий, использующих воду, что даст возможность им рационально использовать отпущенную воду, не нарушая действия хозяйственного механизма.

 

Структура отрасли «водное хозяйство» стран «Центральной Азии»

 

        В  о  д  н  о  е    х  о  з  я  й  с  т  в  о

                                (отрасль)

 
   

Водный фонд

 

Сооружения по обеспечению экономики и общества водой

 

Сооружения и предприятия по защите природы, общества от вредного воздействия вод

                           

Реки

Моря

Озера, водохранилища, пруды

Подземные воды

Ледники, снежники

Болота

 

Крупные водозаборные сооружения

Сооружения по добыче подземных вод

Каналы и водоводы территориального перераспределения  стока

Напорные сооружения (энергетические, воднотранспортные, сельскохозяйственные)

Рекреационные сооружения

 

Крупные межотраслевые очистные сооружения

Защитные сооружения

Противоселевые сооружения

Русловыправительные сооружения




 

Функции  отрасли  «водное хозяйство»

 

Функции отрасли «водное  хозяйство» определяются, в первую очередь, наличием и характеристиками водного фонда. Например, в Казахстане, запасы пресных поверхностных вод в котором составляют порядка 170 км3. Выявленные вековые запасы подземных вод содержат суммарные эксплуатационные возобновляемые запасы порядка 45 км3.

В пределах определенной выше сферы деятельности отрасли  «водное хозяйство» можно в первом приближении сформулировать его  основные функции:

  1. Охрана водных объектов от загрязненных стоков и истощения;
  2. Охрана производственных объектов, мест проживания от вредного воздействия вод;
  3. Охрана окружающей природной среды от неблагоприятных последствий воздействия вод и  вызываемых строительством водохозяйственных сооружений;
  4. Обустройство водных источников для санитарно-гигиенических и рекреационных целей;
  5. Обеспечение населения водой питьевого качества;
  6. Выполнение работ и оказание услуг водопользователям по обеспечению резервных источников питьевого и технического водоснабжения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
  7. Обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений;
  8. Регулирование режимов работы водохранилищ и обеспечение специальных попусков в интересах всех водопользователей;
  9. Мониторинг водных объектов и гидротехнических сооружений, формирование и ведение российского регистра гидротехнических сооружений;
  10. Разработка и осуществление противопаводковых мероприятий;
  11. Обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
  12. Оказание услуг водопользователям по выносу из водоохранных зон особо опасных загрязняющих объектов;
  13. Выполнение работ и оказание услуг водопользователям по предотвращению фильтрации вод из хвосто- и шламохранилищ, накопителей отходов животноводческих комплексов в водные объекты;
  14. Выполнение работ и оказание услуг водопользователям по расчистке, дноуглублению и выправлению русел рек и водохранилищ;
  15. Выполнение работ и оказание услуг водопользователям по организации и строительству новых регулирующих емкостей для питьевого и технического водоснабжения;
  16. Выполнение работ и оказание услуг водопользователям в части технического перевооружения и реконструкции существующих водохозяйственных систем и сооружений (водохранилищ, каналов, групповых водопроводов и водозаборов);
  17. Проведение комплексных исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, изыскательских, строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ;
  18. Разработка автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов и гидротехнических сооружений, режиме, качестве и использовании подземных и поверхностных вод;
  19. Осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти государств Центральной Азии, органами исполнительной власти субъектов государств Центральной Азии, водопользователями.

Каждая из перечисленных  функций отрасли «водное хозяйство» может иметь, конечно, более  дробные и конкретные аспекты деятельности.  Например, подземные воды, входящие в  блок «водный фонд» отрасли «водное хозяйство» в Казахстане:

1). оценка прогнозных  эксплуатационных ресурсов и  качества питьевых вод в Южном, Центральном, Северо-Западном округах;

2). оценка  состояния  запасов и качества разведанных  за последние 30-40 лет месторождений  питьевых вод, в том числе  эксплуатируемых без проведения геологоразведочных работ;

3). выявление причин,  приведших к использованию лишь 20 % разведанных и утвержденных в период СССР запасов питьевых  вод в ГКЗ и ТКЗ;

4). анализ состояния  химико-аналитической базы и тенденций  развития нормирования и оценки качества питьевых вод с точки зрения векового использования подземных вод в различных регионах;

5). безопасность питьевых  вод как  комплекс мероприятий:  обоснование площадей проведения поисково-оценочных работ; учет природной защищенности основных водоносных горизонтов, их взаимосвязей с поверхностными водами и водами смежных горизонтов; контроль уровня и качества воды в отдельных скважинах в процессе эксплуатации водозабора; соблюдение требований зон санитарной охраны.

 

Существующая  организация управления водным хозяйством и пользование основными производственными фондами водохозяйственного назначения в Центрально – Азиатском регионе

 

В настоящее время  в странах Центральной Азии единой системы управления водным хозяйством не существует. Водное хозяйство раздроблено   и    управляется отдельными министерствами  и ведомствами, владеющими, в основном, производственными фондами водного хозяйства. Сотни разрозненных государственных организаций и их филиалов, работающих на водных объектах и гидротехнических сооружениях, дублируют и   решают схожие задачи. Для эксплуатации даже десятка сооружений одного речного бассейна приходиться содержать специализированные штаты ряда министерств, федеральных агентств и их территориальных органов, федеральных служб по надзору с соответствующими территориальными органами, структуры отраслевых эксплуатантов стран Центральной Азии. При этом даже на одном гидроузле могут работать несколько эксплуатирующих организаций, подведомственных различным министерствам и ведомствам, - работать по своему разумению, имея различную нормативно-правовую и нормативно-техническую базу, различный эксплуатационный персонал, собственную охрану и как бы независимо от «соседей».

Координация действий в  водохозяйственном комплексе не осуществляется. Отсутствует взаимодействие между федеральными центрами и их субъектами. Водопользователи полностью отстранены от участия в процессе управления водным хозяйством. Все это не позволяет проводить единую техническую политику в области безопасности на водных объектах и гидротехнических сооружениях, концентрацию средств для решения важнейших водохозяйственных задач, ведет к неоправданно высоким затратам и неэффективности использования государственного имущества.

Важнейшими условиями  реализации принятых основных направлений развития в регионе являются совершенствование водного законодательства, механизмов регулирования водопользования, гармонизация водного законодательства, стран Центральной Азии с законодательством стран СНГ и Европейского союза. Однако данная работа практически не ведется. Не определена стратегия развития водохозяйственного комплекса на долгосрочную перспективу, не принимаются меры по совершенствованию системы  управления использованием и охраной водных ресурсов и водохозяйственным комплексом и внедрению эффективного экономического механизма в этой области. Недостаточно  ведутся работы по улучшению условий водообеспечения населения и объектов экономики (хозяйственного комплекса регионов и стран в целом), снижению ущерба от наводнений и другого вредного воздействия вод, совершенствованию нормативной правовой базы в области рационального использования и охраны водных ресурсов, снижению негативных тенденций и стабилизации ситуации в водохозяйственном комплексе. Частные средства для реализации задач водохозяйственного комплекса не привлекаются. Имеет место дублирование полномочий и низкая исполнительская дисциплина.

Сложность происходящих на водных объектах гидрологических, гидрогеологических, гидрохимических и гидробиологических процессов, на которые оказывает влияние антропогенная деятельность, обусловливает высокие требования к научно-техническому обеспечению водного хозяйства, включая проведение фундаментальных и прикладных исследований водных проблем, постоянное научное сопровождение проектирования, строительства и эксплуатации крупных водохозяйственных объектов.

 

 

Международный опыт управления водными ресурсами и объектами

 

В международной практике права человека по свободному доступу  к воде закреплены в ряде документов ООН и других важных международных соглашениях. По оценкам неправительственных международных организаций 100 % водных ресурсов и 90 % объема мирового водоснабжения находится в ведении государства и общества.

Вода не является объектом собственности, что подтверждено также  Европейской рамочной водной директивой. При этом в водный сектор допускаются частные компании только на основе концессионных соглашений, предусматривающих передачу концессионерам инфраструктуры водохозяйственной отрасли.

Во Франции, например, 36800 муниципалитетов, ответственных за решение проблем водоснабжения и канализации, осуществляют,  в основном, эту работу через делегирование своих управленческих функций частному оператору посредством концессионных договоров. Это не связано с передачей фондов в частные руки. Они остаются собственностью муниципалитетов, даже если финансируются частными операторами. По такой схеме во Франции частные компании обеспечивают водоснабжение 75 % населения страны и услуги по канализации 35 % населения.

Муниципалитеты используют гибкую схему, применяются:

а) договоры аренды (в  их рамках частные компании отвечают за управление системами водоснабжения и канализации, а муниципалитет – за инвестирование развития этих систем);

б) концессионные контракты, в рамках которых частный оператор отвечает, в том числе, и за инвестиционную деятельность.

Практика такова, что  концессионные контракты охватывают, в основном, сферу водоснабжения, а договоры аренды – сектор канализации. Указанная система экономически эффективна. Она предусматривает заключение долгосрочных договоров на 20-50 лет, в отдельных случаях – до 75 лет. Аналогичная система показала экономическую целесообразность и в Германии.

 

 

  Предлагаемая модель управления  водной средой и

организация отрасли «водное хозяйство»

в странах  Центральной Азии

 

Сущностная особенность  управления охраной и использованием водной среды состоит в том, что  мы имеем дело с единым, интегрированным  объектом «водный фонд» – «водное хозяйство». Это обусловливает триединство функций управления и её три уровня:

  • государственно-административное управление;
  • системообразующее управление;
  • контрольно-надзорное управление. 

Государственно-административное управление с присущими ему функциями осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Системообразующее управление – это деятельность по:       

1) созданию (строительство, эксплуатация и т.п.) конкретных сооружений, объектов, продуктов, услуг, средств и т.д., совокупность которых предназначена для достижения определённо поставленной цели,

2) обеспечению целенаправленного  движения  материальных, трудовых, финансовых, информационных потоков. 

Контрольно-надзорное  управление с присущими ему функциями  осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти  субъекта государства в Центральной Азии.

Управление единым интегрированным  объектом «водный фонд» – «водное хозяйство» на всех вышеперечисленных уровнях управления необходимо осуществлять на основе нормативно-правовых актов и решений системообразующего документа – «Схемы устойчивого развития водного фонда». Предлагаемая «Схема устойчивого развития водного фонда» будет содержать сгруппированную по наиболее важным гидролого-гидрогеолого-экологическим и водохозяйственным створам водоохранную и водоресурсную информацию. Эта информация будет служить основой для органов исполнительной власти субъектов в странах региона, отраслевых министерств, ведомств, акционерных обществ и предпринимателей о наличии, размещении и ориентировочной (по укрупненным показателям) стоимости водных ресурсов для принятия прединвестиционных решений по развитию и размещению объектов экономики.

Только на этой основе возможно системно-обоснованное принятие решений в составе бассейновых «Схем комплексного использования и охраны водных объектов», а также принятие решений бассейновыми советами.

 Главной функцией  предлагаемой «Схемы устойчивого развития водного фонда» является формирование экологической устойчивости водных объектов и, соответственно, условий устойчивого социально-экономического развития регионов стран Центральной Азии. Это согласуется с положениями «Экологической доктрины Российской Федерации» (2002 год) и введением договорных отношений в водный сектор экономики (водные ресурсы,  водные объекты). 

Для реализации этой функции  используются не локальные показатели предельно-допустимых концентраций (ПДК),  санитарный попуск и т.д.,  а   система  интегральных  показателей:  необходимый   и   достаточный экологический сток (попуск); потенциальные эксплуатационные ресурсы водных объектов; экологически допустимое безвозвратное изъятие стока; экологически допустимый сток химических веществ; целевые показатели по достижению качества вод к определённому временному уровню.

Такая система показателей  необходима: во-первых, – потому, что ни один водопользователь не заинтересован финансировать создание условий для других хозяйствующих субъектов, поскольку их финансовые интересы не совпадают и  такого рода затраты не окупаются;  во-вторых, – водопользователь ещё на прединвестиционном этапе должен иметь возможность оценить свои затраты.

Для создания «Схемы устойчивого  развития водного фонда» необходимо нормативно-правовое закрепление конкретных условий использования, охраны, восстановления водных ресурсов и водной среды конкретных водных объектов. Это должно быть обеспечено путём законодательного введения в действие системы типовых, соответствующих специфике водной среды (и потому отличающихся от обычных), гражданско-правовых  договоров и решений на водопользование.

Стоящая перед странами Центральной Азии проблема преодоления  системного кризиса в едином интегрированном  объекте «водный фонд» - «водное хозяйство» может найти своё разрешение только  путём создания  специализированного управляющего органа с приданием ему производственно-хозяйственных функций,  то есть путём организации ОАО «Воды Центральной Азии», что соответствует современным экономическим реалиям. Создание и внедрение технико-экономического обоснования ОАО «Воды Центральной Азии» включают:

    • создание правовой основы безопасности и восполнения водных ресурсов, а так же их использования;
    • инвентаризация и стоимостная оценка водного комплекса стран «Центральной Азии»;
    • получение синдицированного кредита;
    • первичное предложение акций ОАО «Воды Центральной Азии» частным инвесторам (ipo-initial public offering)

Информация о работе Водные ресурсы стран Центральной Азии в рыночных отношениях