Налоги и их роль в развитии рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. В курсовой работе раскрыта сущность и роль налогов в условиях рыночной экономики.
Тема работы чрезвычайно актуальна сегодня и будет интересна тем, кто занимается проблемами экономики, финансов, налогообложения.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
1. Налоговая система в рыночной экономике.........................................................4
1.1. Сущность, структура и основные принципы налогооблажения....................4
1.2. Основные виды и группы налогов....................................................................6
2. Налоговая система Российской Федерации........................................................13
2.1. Основные виды налогов субъектов Федерации..............................................13
2.2. Налоги как метод мобилизации доходов в условиях рыночной
экономики...........................................................................................................14
Заключение................................................................................................................18
Список используемой литературы..........................................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги готовая.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение....................................................................................................................3

1. Налоговая система  в рыночной экономике.........................................................4

1.1. Сущность, структура и основные принципы налогооблажения....................4

1.2. Основные виды и  группы налогов....................................................................6

2. Налоговая система  Российской Федерации........................................................13

2.1. Основные виды налогов  субъектов Федерации..............................................13

2.2. Налоги как метод  мобилизации доходов в условиях  рыночной 

       экономики...........................................................................................................14

Заключение................................................................................................................18

Список используемой литературы..........................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Необходимость налогов  предопределена комплексом объективных  факторов развития человеческого общества, факторов экономического и социального  характера. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.

Налоги являются главной  статьёй бюджетных доходов государства.

Огромные средства, взимаемые  в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную  экономическую силу государства. Проблемам налогов и современной налоговой системы Российской Федерации уделяется сегодня столь пристальное внимание, так как именно они определяют жизнь современного общества.

Налоговой системе налогообложения  сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

В курсовой работе раскрыта сущность и роль налогов в условиях рыночной экономики.

Тема работы чрезвычайно актуальна сегодня и будет интересна тем, кто занимается проблемами экономики, финансов, налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоговая система  в рыночной экономике

 

 

1.1. Сущность, структура  и основные принципы налогообложения

 

 

Система налогов и  сборов стран представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено налоговым законодательством. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривал 53 вида налога и сбора (при взимании налога с продаж - 36), А по Налоговому Кодексу РФ их существенно меньше - 28 (при взимании налога на недвижимость и того меньше - 25).

В то же время всякая система  есть целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Такой системой более высокого порядка по отношению к системе налогов и сборов РФ является налоговая система.

Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система Российской Федерации, в частности, включает:

- систему налогов и сборов РФ;

- систему налоговых  правоотношений;

- систему участников  налоговых правоотношений;

- нормативно-правовую  базу сферы налогообложения.

В России роль отдельных  налогов в доходах бюджета  несколько иная.

Эффективное функционирование налоговой системы страны нацелено на выполнение нескольких задач. Прежде всего налоговая система должна усиленно решать фискально-перераспределительную задачу, т.е. путём перераспределения доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть госбюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90% доходов госбюджета). Эта система должна функционировать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и вообще экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.

Налоговые поступления  являются основными доходами бюджетов всех уровней. Доля налоговых доходов  от общего объёма поступлений составила 74%. Больше всего - 22,9% от всех налоговых  поступлений - в казну приносят НДС и налог на прибыль (19,9%).

По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы  принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам, налогам на прибыль предприятий  и подоходному налогу с физических лиц.

Российской системе  государственных доходов, переживающей в 90-х гг. трудности трансформационных  преобразований присущи особые тенденции  становления и развития в переходный период. Система публичных финансов России основывается как на традиционных принципах и методах формирования бюджетных доходов, так и на рыночно ориентированных налоговых элементах, используемых в экономически развитых государствах. Налоговая система РФ образца 2000 г. представляет собой типичный пример такого конгломерата.

Механизм реализации принципов её функционирования определяется Налоговым Кодексом РФ (частью первой).

В Налоговом Кодексе  РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение  на всей территории России:

1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются  в целях финансового обеспечения  функционирования и развития  общества.

3) Налоги не могут применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.

4) Не допускается установление  налогов, нарушающих экономическое  пространство и налоговую систему  РФ.

5) Не допускается устанавливать  дополнительные налоги, повышение либо дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

Налоговый Кодекс РФ отразил  все свойства экономики и политики переходного периода. С одной  стороны сделан фундаментальный  вклад в развитие российской налоговой  системы, а с другой, принципы налогообложения наслоились на традиции административного управления. В таком состоянии налоговой системе России трудно развиваться в русле мобильных социально- рыночных отношений.

 

 

1.2. Основные виды и  группы налогов

 

 

Основу систем налогообложения  составляют прямые и косвенные налоги.  Прямыми налогами облагаются доходы и имущество; косвенные налоги включаются в цену (в виде надбавки к ней, либо в качестве составной части издержек обращения). Предполагается, что прямые налоги полностью оплачивают владельцы облагаемых доходов имущества, а косвенные - конечные потребители продукции (хотя вносят эти налоги в бюджет либо производители, либо продавцы данной продукции).

Российская налоговая  система с момента её образования  в 1992 году базируется, в основном, на косвенном налогообложении. Традиция косвенного налогообложения обусловлена рядом причин, важнейшей из которых являлось стремление реализовать, в условиях экономического спада, фискальную функцию налогов. Регулирующая функция, особенно в её стимулирующем аспекте, отходила на второй план.

Косвенные налоги, являясь  регулятором спроса, влияют, в первую очередь, на решения потребителей. Производители  воспринимают регулирующее воздействие  опосредовано, через колебания спроса. В условиях рынка косвенные налоги в полной мере, через механизм ценообразования, перекладываются на конечного потребителя, что снижает регулирующий эффект таких налогов в отношении производства.

Прямые налоги, взимаемые  как доля налоговой базы (прибыль, доход) в меньшей мере, чем косвенные, способны к переложению.

Активизация регулирующей функции налогов в аспекте  стимулирования производства является одной из приоритетных задач экономической  политики российского государства  в ближайшие годы.

В странах с рыночной экономикой прослеживается чёткая взаимосвязь между распределением налогов на прямые и косвенные и уровнем экономического развития (и, соответственно, уровнем жизни населения) этих стран.

Чем ниже этот уровень, тем  большую долю в общем, объёме налогов  составляют косвенные налоги. По примерным оценкам, ныне в развивающихся странах доля косвенных налогов в общем, объёме собираемых налогов составляет 60-70%, а в развитых - 30-40 %.

Однако, до Второй мировой  войны в большинстве развитых стран в условиях низкого жизненного уровня населения доля косвенных доходов колебалась от 2/3 (Германия, Япония) до 3/4 (Франция, Италия). В США же огромную роль играет мощный общественный настрой против косвенного налогообложения, поэтому косвенные налоги составляют 1/3 всех собираемых налогов, а прямые - 2/3.

Налоговое бремя - это  отношение общей суммы налоговых  сборов к совокупному национальному  продукту, которое показывает, какая  часть произведённого обществом  продукта перераспределяется посредством  бюджета.

По некоторым оценкам  уровень налоговой нагрузки западноевропейских государств в настоящее время находится в пределах 45-50% валового внутреннего продукта (ВВП), который, по теоретическим представлениям близок к предельному уровню.

Стабильность налоговой  системы характеризует не только длительное постоянство состава налогов, условий их сбора, но и чёткое разграничение налогов по звеньям (уровням) государственного управления. Во многих зарубежных налоговых системах законодательно определены полномочия центральной и территориальных властей и установлены принципы взаимовыгодных фискальных взаимоотношений.

Федеральные налоги, например в США, представляют собой обособленную систему, самостоятельны также и  налоговые системы штатов и муниципалитетов.

В то же время действует  и механизм налогового регулирования, когда часть федеральных налогов зачисляется в бюджеты штатов, наиболее нуждающихся в дополнительном привлечении доходов.

Регулируются и доходы местных бюджетов. наиболее централизованной считается налоговая система  Японии, но и там, за счёт центральных налогов финансируется развитие административных единиц по чётко отработанным правилам, преимущественно в разрезе общенациональных программ развития.

Практически во всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями  налоговая система, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства: в унитарных государствах налоговая система централизована, в федеративных - отдельные налоги закреплены по уровням власти, но действует механизм их перераспределения, в конфедерациях каждая структурная единица государства имеет собственную систему налогов.

В России налоговые полномочия федерального центра и регионов (субъектов  РФ) определены Конституцией Российской Федерации.

В Налоговом Кодексе  РФ (ст.12,13,14) утверждён закрытый перечень федеральных, региональных местных налогов.

Федеральные налоги - налоги, устанавливаемые налоговым законодательством и обязательные к уплате на всей территории страны.

Основными из них являются налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины и другие.

Налоги регионов (субъекты Федерации) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются также как и федеральные налоги на всей территории РФ.

К ним относятся:

- налог на имущество  предприятий;

- лесной налог;

- сбор на нужды общеобразовательных  учреждений с юридических лиц.

Среди местных налогов  и сборов, в зависимости от компетенции  органов государственной власти и местного самоуправления, фискальной значимости, продолжительности функционирования различают:

- налоги, введённые законодательной  властью и действующие на всей  территории РФ в обязательном  порядке;

- налог на имущество  физических лиц;

- земельный налог;

- налог на рекламу;

- сбор на право торговли и остальные налоги и сборы, вводимые специальными решениями органов местного самоуправления и действующие лишь на их территории;

- сбор за парковку  автомобилей;

- сбор на содержание  милиции;

- сбор на благоустройство  территорий и другие сборы.

По использованию различают общие налоги, которые обезличены и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий и специальные налоги - налоги, имеющие строго определённое назначение.

Например, «Налог на реализацию горюче-смазочных материалов» поступает в дорожные фонды.

Рассмотрим наиболее важные для бюджета виды налогов :

1. Налог на добавленную стоимость.

Главной опорой развития государства с переходной (трансформационной) экономикой, как Россия служит налог  на добавленную стоимость (НДС).

С 1996 года НДС обеспечивает до половины всех налоговых поступлений в федеральный бюджет и более трети - в консолидированный бюджет.

В настоящее время  НДС является главным источником пополнения казны российского государства. НДС представляет собой форму  изъятия части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товара, выполненных работ, оказания услуг, в бюджет по иерее реализации товара (работ, услуг). НДС - налог на приобретение, как и все косвенные налоги, он крайне перелагаем, поэтому несправедлив, антисоциален.

Вместе с тем НДС - наиболее стабильный источник дохода бюджетов всех уровней, так как он препятствует налоговому уклонизму  по причине очевидности в бухгалтерском  учёте величины облагаемой базы.

Информация о работе Налоги и их роль в развитии рыночных отношений