Экономическая эффективность производства яиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Прирост производства яиц, как правило, происходит на тех предприятиях, где хорошо работает маркетинговая служба и налажена глубокая переработка продукции.
Целью курсовой работы является оценка экономической эффективности производства яиц и поиск путей ее повышения. Объектом исследования является яичное птицеводство ЗАО «Марийское» Медведевского района Республики Марий Эл.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 119.95 Кб (Скачать файл)

 

Из приведенной таблицы видно, что валовое производство яиц увеличивается из года в год, в 2011 году оно увеличилось на 2713 тыс. шт. по сравнению с 2009 годом и на 2493 тыс. шт. - по сравнению с 2010 годом. Затраты труда в 2011 году по сравнению с 2009 годом значительно уменьшились, что означает повышение производительности труда, а по сравнению с 2010 годом увеличились. Увеличивается и поголовье кур с каждым годом, что говорит о расширении производства. Производство валовой продукции на 1 чел.-ч. в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличилось на 79 шт., а по сравнению с 2010 годом незначительно уменьшилось – на 2 шт. Предприятие должно стремиться к увеличению этого показателя, что будет означать производство бо́льшего количества продукции за 1 чел.-ч. Затраты труда на 1ц продукции и на 1 курицу-несушку в целом снижаются, что является хорошим показателем.

 

2.4. Динамика себестоимости  яиц

Себестоимость – это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Динамика себестоимости - изменение затрат на единицу продукции, в том числе на производство и сбыт с течением времени в результате воздействия различных внутренних и внешних факторов. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

«Таблица 10»

Динамика себестоимости 1 тыс. штук яиц

(руб.)

 

Вид продукции

 

2009г.

 

2010г.

 

2011г.

Отклонение (+,-)

2011 года к

2009г.

2010г.

1

2

3

4

5

6

Яйцо

4805,92

3892,50

5528,84

722,92

1636,34


 

Рассмотрев динамику себестоимости 1 тыс. штук яиц, мы видим, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом предприятию удалось значительно снизить себестоимость, а в 2011 напротив, себестоимость значительно увеличилась, по сравнению с 2009 годом на 722,92 руб., по сравнению с 2010 на 1636,34 руб. Предприятие всегда должно стремиться к снижению себестоимости единицы продукции, т.к. это ведет к увеличению прибыли. Прибыль – это разница между выручкой и полной себестоимостью. Соответственно, при увеличении себестоимости предприятию нужно либо повышать цены на продукцию, а это может снизить спрос, либо предприятие будет получать меньше прибыли, что приведет к снижению уровня рентабельности. Таким образом, увеличение себестоимости является тревожным показателем, и следует стремиться искать пути ее снижения.

 

Рис. 3. Динамика себестоимости 1 тыс. штук яиц

 

2.5. Экономические показатели  производства яиц

Система экономических показателей  — совокупность взаимосвязанных, систематизированных показателей, характеризующих экономику предприятия в целом. Экономические показатели производства яиц: производственные затраты - затраты, непосредственным образом связанные с производством яиц, входящие в себестоимость продукции (прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, общепроизводственные расходы); выручка от реализации продукции - это сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятий. Прибыль (убыток) от реализации яиц – разница между выручкой от реализации яиц и полной себестоимостью яиц. Сумма производственных затрат на 1 курицу-несушку – затраты, связанные с производством яиц в расчете на 1 курицу-несушку. Средняя цена реализации 1 тыс. шт. яиц высчитывается путем деления количества выручки на количество реализованной продукции.

«Таблица 11»

Экономические показатели производства яиц

 

Показатели

 

2009г.

 

2010г.

 

2011г.

Отклонение (%)

2011 года к

2009г.

2010г.

1

2

3

4

5

6

Производственные затраты, т.р.

 

54546

 

51583

 

77754

 

23208

 

26171

Поголовье кур, гол.

43700

53000

74000

30300

21000


Продолжение таблицы 11

Выручка от реализации, т.р.

 

22080

 

16981

 

24704

 

2624

 

7723

Количество реализованной продукции, тыс.шт.

 

4512

 

4023

 

5247

 

735

 

1224

Прибыль (убыток) от реализации яиц, т.р.

 

4165

 

2110

 

4212

 

47

 

2102

Сумма производственных затрат на 1 курицу-несушку, р.

 

 

1248,19

 

 

973,26

 

 

1050,73

 

 

-197,46

 

 

77,47

Средняя цена реализации 1 тыс. шт., р.

 

4893,62

 

4220,98

 

4708,21

 

-185.41

 

487,23

Сумма прибыли в расчете:

-на 1 курицу-несушку, р.

-на 1 тыс. шт. яиц, р.

 

 

 

95,3

367,09

 

 

 

39,81

182,43

 

 

 

56,92

299,6

 

 

 

-38,38

-67,49

 

 

 

17,11

117,17


 

Из приведенной выше таблицы видно, что производственные затраты в 2011 году увеличились по сравнению с 2009 и 2010 годами, в то же время значительно увеличилось и поголовье кур, с чем также связано увеличение производственных затрат. Выручка от реализации яиц в 2010 году по сравнению с 2009 годом несколько снизилась, но в 2011 году составила сумму большую, чем в 2009 и 2010 годах. Это напрямую зависит от следующего показателя – количества реализованной продукции, который снизился в 2010 году, а затем значительно увеличился в 2011 по сравнению с 2009 и 2010 годами. Финансовый результат производства яиц положительный – предприятие имеет прибыль, которая в 2011 году увеличилась вдвое по сравнению с 2010 годом и незначительно увеличилась по сравнению с 2009 годом. Сумма производственных затрат на 1 курицу-несушку в 2011 году заметно снизилась по сравнению с 2009 годом (на 197.,46 руб.) и увеличилась по сравнению с 2010 годом на 77,47 руб. Предприятие должно стремиться к снижению этого показателя, т.к. он напрямую влияет на количество прибыли. Средняя цена реализации 1 тыс. шт. яиц в 2011 году снизилась по сравнению с 2009 годом и повысилась по сравнению с 2010 годом. Увеличение цены может быть связано с увеличением производственных затрат. Сумма прибыли в расчете на 1 курицу-несушку и на 1 тыс. шт. яиц в 2011 году в 2011 году снизилась по сравнению с 2009 годом и увеличилась по сравнению с 2010 годом. В целом мы видим, что в 2010 году произошло снижение всех экономических показателей, но в 2011 году предприятие наверстало и показало увеличение большинства показателей по сравнению и с 2010 и с 2009 годами.

 

2.6. Уровень рентабельности  производства яиц

Рентабельность (доходность, прибыльность) – важнейшая экономическая категория, которая присуща всем предприятиям, работающим на основе хозяйственного расчета. Доходом является часть стоимости валовой продукции, остающаяся после возмещения затрат на ее производство. Рентабельность отражает результаты затрат не только живого, но и общественного труда, качество реализуемой продукции, уровень организации производства и его управления, использование конъюнктуры рынка и др.


Используется относительный показатель – уровень (норма) рентабельности, под которым понимается процентное отношение прибыли к сумме материальных и трудовых затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Уровень рентабельности показывает эффективность производства с точки зрения получения прибыли на единицу материальных и трудовых затрат по производству и реализации продукции.

«Таблица 12»

Уровень рентабельности производства яиц

 

 

 

Вид

продукции

Выручка от реализации, т.р.

Полная себестоимость, т.р.

Прибыль (+), убыток (-), т.р.

Уровень рентабельности, %

2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010г.

2011г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

Яйцо

22080

16981

24704

17915

14871

20492

4165

2110

4212

23,2

14,2

20,6


 

Из приведенной выше таблицы видно, что выручка от реализации продукции в 2011 году составила бо́льшую сумму, чем в 2009 и 2010 годах. То же можно сказать и о полной себестоимости продукции и полученной прибыли. Также мы видим, что в 2010 году было снижение этих показателей, и в 2011 году сумма прибыли была в два раза больше, чем в 2010 году и немного больше, чем в 2009 году. Уровень рентабельности в 2011 году составил 20,6%, это на 6,4% больше, чем в 2010 году и на 2,6% меньше, чем в 2009 году. Таким образом, уровень рентабельности упал в 2010 году по сравнению с 2009 годом, в 2011 году уровень рентабельности возрос, но пока не «догнал» уровень 2009 года. Это связано с тем, что в 2010 году произошло падение всех показателей экономической эффективности. Возможно, из-за погодных условий и неурожайности того года. Для того чтобы повысить уровень рентабельности, следует стремиться к увеличению суммы прибыли и к одновременному снижению полной себестоимости. На величину прибыли влияют следующие факторы: уровень цен на ресурсы, уровень технологий на предприятии, конкурентоспособности продукции, уровня заработной платы работников, налоговой системы и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

 

В настоящее время ЗАО «Марийское» - многоотраслевое сельскохозяйственное предприятие по производству и переработке мяса цыплят-бройлеров, яиц, молока, мяса КРС и зерна. Основная отрасль – птицеводство, развивается по двум направлениям: выращивание родительского стада кур для производства инкубационных яиц и  интенсивный откорм цыплят-бройлеров. В отрасли животноводства приоритетным является молочное скотоводство, основная задача отрасли растениеводства – производство зерна и кормовых культур для собственных нужд.

Переработкой продукции птицеводства и животноводства занимаются: цех убоя птицы, цех по глубокой переработке мяса, цех по переработке молока. Ассортимент выпускаемой продукции более 35 наименований, имеется собственная торговая сеть, которая насчитывает 40 фирменных магазинов.

В отчетном 2011 году в целом мы видим рост показателей размера предприятия: увеличение стоимости валовой продукции, суммы выручки, поголовья птицы. Увеличилась урожайность зерновых и зернобобовых, продуктивность сельскохозяйственных животных, уровень производства на 100 га с.-х. угодий и на 100 га пашни, производительность и оплата труда. В то же время произошло снижение себестоимости единицы продукции, что является хорошим показателем, т.к. напрямую влияет на сумму прибыли. Состав и структура земельных угодий остались без изменений. Общая численность работников на предприятии незначительно увеличилась в основном за счет увеличения численности работников торговли и общественного питания и работников, занятых в подсобных и промышленных производствах и промыслах. По остальным категориям работников мы видим снижение их численности. Это говорит о расширении торговой сети и о повышении уровня автоматизации труда, т.к. численность работников, занятых на производстве снизилась, а работников, занятых в торговле – увеличилась. Уровень обеспеченности предприятия основными средствами увеличился по всем показателям, кроме, как уже говорилось выше, среднегодовой численности работников.

Состав и структура стада птицы за отчетный год не изменились, поголовье птицы увеличилось. Наибольший удельный вес в структуре стада птицы занимает молодняк на выращивании, что объясняется специализацией предприятия. Отрицательным моментом является то, что в отчетном году произошло снижение яйценоскости на 1 курицу-несушку. Это важный показатель продуктивности птицы, предприятие всегда стремится к его повышению. Пути повышения рассматриваются  ниже. В 2011 году увеличилось валовое производство яиц, что произошло за счет увеличения поголовья кур, т.к. яйценоскость, как мы знаем, снизилась. Так же, как следствие увеличения поголовья кур, увеличились затраты труда в целом и на 1 ц продукции, а в расчете на 1 курицу-несушку – снизились. Что является хорошим показателем. Себестоимость 1 тыс. шт. яиц в отчетном году увеличилась, что является отрицательным моментом в оценке эффективности работы предприятия, т.к. себестоимость единицы продукции напрямую влияет на прибыль, предприятие должно стремиться к снижению этого показателя.  Оценивая экономические показатели производства яиц в 2011 году, мы видим их увеличение. Выросло поголовье кур, соответственно увеличились производственные затраты, количество реализованной продукции, увеличилась также средняя цена реализации и вдвое, по сравнению с предыдущим годом, выросла выручка от реализации продукции. Уровень рентабельности также увеличился и составляет в 2011 году 20,6%.

В целом за три года работы предприятия (2009, 2010, 2011г.) мы видим следующую динамику: в 2010 по большинству показателей произошло снижение уровня производства и экономической эффективности, затем в 2011 году эти показатели выросли, перегнав предыдущий год, но не по всем показателям еще «догоняют» 2009 год. Можно сделать вывод, что производство яиц является экономически эффективным производством. ЗАО «Марийское» входит в число наиболее успешных предприятий в российском птицеводстве и является бесспорным лидером в своей отрасли в республике. Производство яиц является рентабельным, но имеет много слабых сторон, особенностей и сложностей, над которыми нужно работать.

На основании изучаемой литературы и проведенного анализа можно выделить следующие пути и направления повышения экономической эффективности производства яиц в ЗАО «Марийское»:

  • Материальное стимулирование работников.

Среди факторов, положительно влияющих на увеличение производства продукции яичного птицеводства, повышение её качества, снижение себестоимости, важное место принадлежит организации материального стимулирования труда работников отрасли. Наилучших результатов добиваются те предприятия, в которых система материального стимулирования обеспечивает организационную увязку роста объема производства  сельскохозяйственной продукции с рациональным использованием материальных затрат. Этим требованиям соответствует система материального стимулирования от валового дохода. Поэтому оплата труда коллектива от валового дохода является наиболее надежными противозатратным механизмом.

Информация о работе Экономическая эффективность производства яиц