Экономическая эффективность производства на примере ЗАО АФ "Сад – Гигант"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является определение путей повышения экономической эффективности производства и реализации продукции плодоводства в ЗАО "Сад-Гигант" Славянского района.
Реализация поставленной цели вызвала необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты экономической эффективности сельскохозяйственного производства;
- дать характеристику производственной структуры и структуры управления ЗАО "Сад-Гигант";
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику хозяйства;
- провести анализ эффективности производства и реализации продукции растениеводства в ЗАО "Сад-Гигант";
- предложить основные направления повышения экономической эффективности производства и реализации продукции растениеводства в ЗАО "Сад-Гигант".

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты эффективности сельскохозяйственного производства
1.1 Значение, сущность и виды экономической эффективности производства
1.2 Система показателей и критерии оценки экономической эффективности сельскохозяйственного производства
1.3 Пути повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий
2. Современный уровень эффективности производства продукции в ЗАО АФ "Сад – Гигант"
2.1 Организационная структура и структура управления предприятия
2.2 Краткая организационно-экономическая характеристика хозяйства
2.3 Обеспеченность трудовыми ресурсами и организация их использования
2.4 Организация воспроизводства и использования основных и оборотных средств
2.5 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности
2.6 Анализ состояния основных отраслей ЗАО "Сад-Гигант"
3. Основные направления повышения эффективности производства и реализации продукции плодоводства в ЗАО "Сад-Гигант"
3.1 Совершенствование инвестиционной деятельности
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по упаковке плодов
Выводы и предложения
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

383662.rtf

— 3.82 Мб (Скачать файл)

 

Т = К / П, (2)

 

где Т - срок окупаемости капитальных вложений, лет;

П - чистая годовая прибыль за вычетом налогов, но с учетом амортизации, руб.

Максимальный денежный отток - это наибольшее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает общую стоимость предпринимательского проекта и увязывает ее с источниками финансирования затрат. [1]

Точка (норма) безубыточности - это минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором достигается "нулевая прибыль", т.е. равенство доходов от продаж и издержек производства. Дальнейшее увеличение объема продаж приводит к появлению прибыли. Точка безубыточности находится графическим и аналитическим способом. Графически точка безубыточности находится на пересечении линий объема продаж и полных издержек производства (в разбивке последних на постоянные и переменные). Аналитически точка безубыточности определяется по формуле:

 

Н0 = Ипост / (Цед - Ипер), (3)

 

где Н0 - точка (норма) безубыточности по объему реализации продукции в натуральных единицах;

Ипост - суммарные постоянные издержки производства;

Цед - удельная цена продукции, руб.;

Ипер - удельные переменные издержки производства, руб.

Развитие любого производства всегда требует определенного времени. Количественное определение экономического значения фактора времени основывается на соизмерении затрат и результатов со временем и опирается на приведение (капитальных вложений) и результатов (прибыли) к единому моменту времени - начальному или конечному, т.е. к началу осуществления или к моменту завершения проекта. На практике учет фактора времени связан с использованием коэффициента приведения (дисконтирования), рассчитываемого по формуле сложных процентов:

 

Ввр = (1+ Ед)t, (4)

 

где Ввр- коэффициент приведения разновременных затрат и результатов в сопоставимый вид с целью измерения;

Ед- норма дисконта для соизмерения разновременных затрат, равная ставке банковского процента за кредитные ресурсы или внутреннему коэффициенту эффективности предприятия, %;

t - год приведения.

Другим не менее известным методом оценки денежных доходов является метод рентабельности, характеризующий размер полученной прибыли в зависимости от объема продаж и стоимости активов предприятия. На основе прибыли рассчитывают относительные показатели:

  1. рентабельность общая (Робщ) рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств:

 

Робщ = Пб / (Ос + Об), (5)

 

где Пб - балансовая прибыль;

Ос и Об - среднегодовая стоимость основных и нормированных


оборотных средств;

  1. фондоотдача

 

Фот = Q / Ос (6)

 

и фондоемкость

 

Фемк = Ос / Q, (7)


 

где Q - выпуск продукции.

Фондоотдача - это выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных средств; фондоемкость - это среднегодовая стоимость основных средств, приходящаяся на 1 руб. продукции;

  1. рентабельность продаж (оборота):

 

Рп = Прибыль / Объем продаж * 100%; (8)

 

Прибыль (валовая или чистая) и объем продаж берутся за один и тот же отчетный период, как правило, за год;

  1. рентабельность основного капитала:

 

Ро.к = Прибыль / Основной капитал * 100%; (9)

 

  1. рентабельность собственного капитала:

 

 

Рс.к = Прибыль / собственный капитал * 100%. (10)

 

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования. [2]

Важным показателем является и объем продаж. По объему продаж судят о масштабах деятельности фирмы, ее производственных возможностях. Анализ объема продаж за ряд лет дает представление о тепах роста производства фирмы. Объем продаж используется для определения оборачиваемости активов предприятия (Ко.а) и оборачиваемости основного капитала (Ко.к):

 

Ко.а = Объем продаж / Общая сумма активов; (11)

Ко.к = Объем продаж / Основной капитал. (12)

 

Конкурентоспособность фирмы связна с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту показателей рентабельности. Загрузка производственных мощностей, увеличение портфеля заказов, увеличение капиталовложений в производство свидетельствует о повышении конкурентоспособности предприятия.

Финансовое состояние предприятия характеризуется платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования активов и собственного (акционерного) капитала, ликвидностью. [4]

Платежеспособнось предприятия - это способность выполнять свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы. Коэффициент платежеспособности (Кп) определяется отношением:

 

Кп = Собственный капитал / Общие обязательства * 100% . (13)

 

Коэффициент измеряет финансовый риск, т.е. вероятность банкротства. Высокий коэффициент платежеспособности отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечения дополнительных средств со стороны.

Ликвидность предприятия отражает его способность вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства) или возможность превратить статьи актива баланса (основные и оборотные средства, включая ценные бумаги и прочие активы) в деньги для оплаты обязательств

Коэффициент общей ликвидности (Ко.л) определяется отношением:

 

Ко.л = Оборотные средства в деньгах/Краткосрочные обязательства. (14)

 

Чем выше Ко.л, тем выше платежеспособность фирмы.

Коэффициент покрытия (Кпо) определяется отношением:

 

Кпо = Все оборотные средства / Краткосрочные обязательства. (15)

 

Коэффициент показывает, в какой мере краткосрочная задолженность предприятия покрывается его оборотными активами. Выбор и использование тех или иных показателей диктуется целями проводимого анализа. Следует отметить, что для определения реального состояния дел предприятия необходим анализ его баланса и основных показателей не менее чем за три года. Кроме точки безубыточности важное значение имеют такие показатели, как безопасность коммерческой деятельности (запас финансовой прочности) фирмы и сила воздействия операционного рычага.

Показатель безопасности коммерческой деятельности Бк (или запас финансовой прочности) - это сумма, на которую предприятие может себе позволить уменьшить выручку от реализации, не выходя из зоны прибыли. Он определяется по формуле:

 

Бк = Выручка от реализации - Точка безубыточности. (16)

 

Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным действием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И на оборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие операционного рычага уменьшается.

Маржинальная прибыль определяется как разность выручки от реализации и переменных затрат. Сила действия операционного рычага показывает степень коммерческого риска фирмы. Чем больше эффект операционного рычага, тем больше коммерческий риск.

 

1.3 Пути повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий

 

Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в экономике - решающей сфере человеческой деятельности. Необходимо осуществить крутой поворот к интенсификации производства, переориентировать каждое предприятие, организацию, фирму на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста. Должен быть обеспечен переход к экономике высшей организации и эффективности со всесторонне развитыми производительными силами и производственными отношениями, хорошо отлаженным хозяйственным механизмом. В значительной степени необходимые условия для этого создает рыночная экономика.

При обосновании и анализе всех показателей экономической эффективности учитываются факторы повышения эффективности производства по основным направлениям развития и совершенствования производства. Эти направления охватывают комплексы технических, организационных и социально-экономических мер, на основе которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Важнейшими факторами повышения эффективности производства здесь выступают:

ускорение научно- технического прогресса, повышение технического уровня производства, производимой и осваиваемой продукции (повышение ее качества), инновационная политика;

структурная перестройка экономики, ее ориентация на производство товаров народного потребления, конверсия оборонных предприятий и отраслей, совершенствование воспроизводственной структуры капитальных вложений (приоритет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий), ускоренное развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей;

совершенствование развития диверсификации, специализации и кооперирования, комбинирования и территориальной организации производства, совершенствование организации производства и труда на предприятиях и в объединениях;

разгосударствление и приватизация экономики, совершенствование государственного регулирования, хозяйственного расчета и системы мотивации к труду;

усиление социально- психологических факторов, активизация человеческого фактора на основе демократизации и децентрализации управления, повышения ответственности и творческой инициативы работников, всестороннего развития личности, усиления социальной направленности в развитии производства (повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение культуры производства, улучшение экологии).

Среди всех факторов повышения эффективности и усиления интенсификации производства решающее место принадлежит разгосударствлению и приватизации экономики, научно- техническому прогрессу и активизации человеческой деятельности, усилению личностного фактора (коммуникации, сотрудничество, координация, приверженность делу), повышению роли людей в производственном процессе. Все другие факторы находятся во взаимозависимости от этих решающих факторов.

В зависимости от места и сферы реализации пути повышения эффективности подразделяются на общенациональные (государственные), отраслевые, территориальные и внутрипроизводственные. В экономической науке стран с развитыми рыночными отношениями эти пути подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны фирмы и неконтролируемые факторы, к которым предприятие может только подстроиться. Вторая группа факторов - это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, система госзаказов, налогообложение, льготы по налогам и так далее.

Внешние факторы зависят от проводимой государством экономической политики в отношении сельского хозяйства. К ним относятся вопросы налогообложения, компенсаций и дотаций, выявление приоритетов развития отрасли, аграрное законодательство и др. Аграрный сектор, в силу своей специфики, к которой можно отнести зависимость от природных условий, наличие постоянных рисков, высокую фондоемкость, требует постоянного вмешательства государства. Поэтому, основным направлением повышения эффективности аграрного производства является усиление государственного регулирования, которое выражается в следующем:

  • государственная поддержка аграрного сектора, основанная на формировании единой аграрной политики по отношению ко всем производителям сельхозпродукции и поддержке отечественного товаропроизводителя;
  • устранение диспаритета цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;
  • реализация социальных программ по поддержке платежеспособного спроса населения в условиях освобождения рыночных цен;
  • решение проблемы финансирования сельской социальной инфраструктуры;
  • совершенствование аграрного законодательства в области регулирования кредитования и налогообложения оборота земель, аграрных предприятий;
  • сохранение и развитие научно-аграрного потенциала, стимулирование инновационной деятельности в сельском хозяйстве;
  • обеспечение условий для развития конкуренции, борьба с монопольным положением промышленных и перерабатывающих предприятии;
  • повышение квалификации работников всех сфер АПК;
  • стимулирование роста конкурентоспособных производств аграрного сектора;
  • проведение внешнеэкономической политики, основанной на защите внутреннего рынка от недоброкачественной конкуренции со стороны иностранных компаний.

Информация о работе Экономическая эффективность производства на примере ЗАО АФ "Сад – Гигант"