Экономическая эффективность внедрения информационных технологий (на примере ОАО «Сбербанк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Решение же этих проблем не возможно без системного подхода к ним, что делает тему курсовой работы актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ВЫБОР КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ АВТОМАТИЗАЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩИХ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «СБЕРБАНК») 7
1.1. Организационно-правовая характеристика организации 7
1.2. Характеристика существующих бизнес процессов в ОАО «Сбербанк» 8
1.3. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов в ОАО «Сбербанк» 11
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАДАЧИ 12
2.1. Информационная модель и её описание 12
2.2.Используемые классификаторы и системы кодирования 12
2.3. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации 13
2.4. Характеристика результатной информации 16
ГЛАВА 3. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАДАЧИ 19
3.1. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога) 19
3.2. Характеристика базы данных 21
3.3. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей 26
3.4. Описание программных модулей 26
ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬНЫЙ ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ЕГО ОПИСАНИЕ 29
4.1. Описание программы «Банк-клиент» 29
4.2. Установка и настройка 29
4.3. Справочник «Клиенты» 32
4.4. Документы 34
4.5. Пакеты 37
4.6. Выписки 38
ГЛАВА 5. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 39
5.1 Выбор и обоснование методики расчёта 39
5.2. Расчет стоимостной оценки затрат на проектирование 44
5.3. Расчет экономического эффекта 47
5.4. Расчет чистого дисконтированного дохода 52
5.5. Расчет срока окупаемости проекта 54
5.6. Расчет доходности и рентабельности проекта 54
5.7 Выводы по экономической оценке проекта 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59

Вложенные файлы: 1 файл

комплексный курсовой проект Экнмк и Инфрм (Сбербанк).docx

— 3.31 Мб (Скачать файл)

Поле «Назначение платежа» сделано в виде справочника, для сохранения введённого текста в справочнике нажмите кнопку «Добавить в словарь», расположенную справа. Для удаления значения из справочника, выберите его, и нажмите кнопку «Удалить из словаря». Кнопки «НДС 20%» и «Без НДС» используйте для добавления во введённое назначение платежа фраз «В т.ч. НДС 20% - …….» и «НДС не облагается».

При вводе названия Банка получателя и БИКа можно воспользоваться «Справочником БИК» .

Внимание! Если значение поля «Дата исполнения платежа» отличается от поля «Дата», то платёжное поручение будет исполнено банком датой, указанной в поле «Дата исполнения платежа».

Для отправки налоговых платежей необходимо поставить галочку Налоги , как показано на рисунке заполнить все поля.

Платёжные поручения с исполнением «день в день» принимаются Банком до 19 часов по Московскому времени.

Убедительная просьба, если Вы формируете документы и отправляете их в Банк вечером, после окончания операционного дня Банка, ставьте «Дату исполнения платежа» следующим рабочим днём.

Если при формировании платежного поручения программа сообщает Вам об отсутствии БИКа, необходимо обновить справочник БИКов (Приложение 4. Обновление справочника БИКов).

Для создания платёжки, подобной уже существующей, встаньте на нужное Вам платёжное поручение (в форме «Документы») и нажмите кнопку «Копировать».

– Отмена платежного поручения

Эта операция предназначена для исправления платежного поручения, которое уже было отправлено в БАНК, но ошибку обнаружили позже. Для того чтобы Ваши деньги не пропали зря, Вам следует создать отмену и отправить ее в Банк. Если в Банке П/П еще не было проведено, то к Вам вернется положительный ответ об отмене, и Статус отмененной платежки будет  ОТМЕНЕН , в случае отрицательного ответа статус будет ОТКАЗАНО.

– Запрос на выписку

«Запрос на выписку» предназначен для формирования отдельного запроса для получения выписок за определенный период времени. Это случается в связи с проблемами связи между Банком и Клиентом или наоборот.

– Импорт из 1С

Функция написана специально для клиентов, которые используют ПО 1С. С помощью этой процедуры вы можете заносить платежи, которые ввели в программе 1С в систему «Банк-Клиент». Для этого Вам нужно выгрузить нужные Вам платежи из программы 1С в папку Import программы.

– Импорт п/п из другой базы

Используется для копирования п/п из другого БК (Приложение 3. Импорт платёжных поручений из другой базы)

4.5. Пакеты

Для того, чтобы отправить в Банк созданные Вами документы, надо сформировать их в пакет. Для этого Вам нужно нажать кнопку «Пакеты». Вашему вниманию будет предоставлена таблица с отправленными Вами пакетами в банк.

Нажмите кнопку «Сформировать новый пакет». Вам будут представлены все введённые в текущем числе и ещё не отправленные в Банк документы. Если Вы, по каким либо причинам, не хотите пока отправлять в Банк какой либо документ, то у данного документа в поле «Выбор»  снимите пометку. При нажатии кнопки «Сформировать пакет», система зашифрует Ваши документы и создаст файл для отправки в Банк (на этом этапе программа потребует ключевую дискету, созданную на этапе установки). В окне «Пакеты документов» в поле «Имя файла» можно увидеть имя созданного для отправки в Банк файла. Данный файл создаётся в директории “\Export\” и имеет следующую структуру названия – IdDDMMNN.pgp,

где Id – ваш персональный номер

DDMM –  текущий день и месяц

NN – номер  пакета в текущем дне.

После того, как Банк получит и удачно расшифрует Ваш пакет, Вам будет отправлен «Чек-файл» (подтверждение о приёме – файл с расширением *.chf). После получения «Чек-файла» у пакета и входящих в него документов статус изменится на «Получен Банком». Если, в течение одного часа, после отправки пакета, Вы не получили «Чек-файл» на него, то свяжитесь с Банком (Чек-файл принимается нажатием кнопки «Связь с Банком»).

После отправки в Банк пакета документов, Вы можете распечатать эти документы, для этого встаньте на нужный Вам документ в правом окне формы и нажмите кнопку «Печать документа». Если Вами получен Чек-файл о приёме Банком данного пакета документов, то в поле «Отметки Банка» платёжного поручения будет проставлена отметка Банка (электронная подпись или штамп) с датой получения. Если Вы получили выписку с отметкой о проведении данного документа (в разделе «Документы» статус данного документа имеет значение «Выполнен Банком») , то в поле «Отметки Банка» будет стоять и дата выполнения данного документа Банком.

Если по какой-то причине пакет документов не дошел до банка, Вы можете переформировать пакет с тем же номером или расформировать его и сформировать заново(если пакет не отправлен), а потом отправить этот пакет к нам снова.

4.6. Выписки

Выписки по Вашим счётам отправляются до 9-30 часов по Московскому времени следующим рабочим днём. Структура названия файла выписки– Id_DDMM.pgp,

где Id – ваш персональный номер

DDMM –  текущий день и месяц.

Существует три варианта получения выписок:

– выписки отправляются, только если были движения по Вашему счёту

– выписки отправляются каждый день (в том числе нулевые)

– с понедельника по четверг выписки отправляются, только если были движения по Вашему счёту, а за пятницу выписка отправляется всегда (в том числе нулевая)

По умолчанию действует первый вариант, если Вы хотите перейти на другой, то позвоните в Банк или пришлите «Сообщение» об этом по Банк-Клиенту.

В «Банк-Клиенте» существует два вида выписок, Вид1 – это альбомный формат, Вид2 – книжный формат выписки.

Здесь Вы еще можете просмотреть платежные поручения по приходу на Ваш  р/счет. Для этого необходимо нажать на кнопку «Платежка по приходу». Также вы может воспользоваться кнопкой «Мемордера» для просмотра списания с Вашего р/счета комиссий.

- Экспорт в 1С  - экспорт выписок  в файл, указанный в настройках  для последующей загрузки в 1С. 
ГЛАВА 5. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

5.1 Выбор и обоснование методики  расчёта

Оценка проекта1 - важнейшая процедура на начальной стадии проекта, но она также представляет собой непрерывный процесс, предполагающий возможность остановки проекта в любой момент в связи с появляющейся дополнительной информацией. Таким образом, это одна из процедур оперативного управления НИОКР. Она должна основываться на четком формальном базисе и включать следующие компоненты:

- выявление факторов, относящихся  к проекту;

- оценку проектных предложений  по этим факторам с использованием  количественной информации или  экспертных оценок;

- принятие или отказ  от проектных предложений на  основе сделанных оценок;

- выявление областей, где  нужна дополнительная информация, и выделение ресурсов на ее  получение;

- сопоставление новой  информации с той, что использовалась  при первоначальной оценке;

- оценку воздействия на  проект выделенных новых переменных;

- принятие решения о  продолжении или прекращении  работы над проектом.

Основные факторы, которые должны быть учтены в процедуре оценки:

- финансовые результаты  реализации проекта;

- воздействие данного  проекта на другие в рамках  портфеля НИОКР корпорации;

- влияние проекта в  случае его успеха на экономику  корпорации в целом.

Большая часть критериев оценки не относится к научно-технической области. Инновации (успешные и неуспешные) распространяются на деятельность всей компании и становятся частью ее экономической деятельности. Эффективность решений по оценке проектов можно обеспечить, лишь вовлекая в этот процесс тех, кого затрагивают факторы оценок. В группу, производящую оценку проекта, целесообразно включать:

- специалистов в соответствующей  научной области;

- специалистов в других  научно-технических областях;

- пользователей результатами  проектов;

- людей, обладающих навыками  менеджмента и знающих экономику;

- специалистов, прежде участвовавших  в проведении оценок;

- людей, обладающих опытом  в области формирования научно-технической  политики.

Такие процедуры, как оценка проектов, являются частью операционных взаимодействий в рамках структуры фирмы. Однако такие процедуры требуют и хороших межличностных и межгрупповых отношений. Процедура оценки, там, где она осуществляется эффективно, может стать важным элементом инновационного процесса, позволяя учесть мнения руководителей других подразделений фирмы (кроме НИОКР) на ранних стадиях НИОКР. Это ведет к усилению их  ответственности и облегчает переход проекта от стадии НИОКР к производству и маркетингу.

Простейшим методом оценки является составление перечня всех критериев. В качестве рабочего перечня критериев такой оценки2 предлагается следующий:

А. Критерии связанные с целями корпорации, ее стратегиями, политиками и ценностями:

1. Совместимость  проекта с текущей стратегией  компании и ее долгосрочными планами.

2. Допустимость  изменений в стратегии фирмы  с учетом потенциала проекта.

3. Согласованность  проекта с представлениями о  компании.

4. Соответствие  проекта отношению корпорации  к риску.

5. Соответствие  проекта отношению корпорации  к нововведениям.

6. Соответствие  временного аспекта проекта требованиям  корпорации.

Б. Рыночные критерии:

1. Соответствие  проекта четко определенным потребностям  рынка.

2. Общая емкость  рынка.

3. Доля рынка, которую сможет контролировать  корпорация.

4. Жизненный  цикл продукта в виде товара.

5. Вероятность  коммерческого успеха.

6. Вероятный  объем продаж.

7. Временной  аспект рыночного плана.

8. Воздействие  на существующие продукты.

9. Ценообразование  и восприятие продукта потребителями.

10. Позиция  в конкуренции.

11. Соответствие  продукта существующим каналам  распределения.

12. Оценка стартовых  затрат.

В. Научно-технические критерии:

1. Соответствие  проекта стратегии НИОКР.

2. Допустимость  изменений в стратегии НИОКР  с учетом потенциала проекта.

3. Вероятность  технического успеха проекта.

4. Стоимость  и время разработки проекта.

5. Патентная  чистота проекта.

6. Наличие  научно технических ресурсов  для выполнения проекта.

7. Возможность  выполнения будущих НИОКР на базе данного проекта и новой технологии.

8. Воздействие  на другие проекты.

Г. Финансовые критерии:

1. Стоимость  НИОКР.

2. Вложения  в производство.

3. Вложения  в маркетинг.

4. Наличие  финансов в нужные моменты  времени.

5. Влияние  на другие проекты, требующие  финансовых средств.

6. Время достижения  точки безубыточности и максимальное  отрицательное значение расходов.

7. Потенциальный  годовой размер прибыли.

8. Ожидаемая  норма прибыли.

9. Соответствие  проекта критериям эффективности  инвестиций, принятым в компании.

Д. Производственные критерии:

1. Новые технологические  процессы.

2. Достаточная  численность и квалификация производственного  персонала.

3. Соответствие  проекта имеющимся производственным  мощностям.

4. Цена и  наличие материалов.

5. Производственные  издержки.

6. Потребности  в дополнительных мощностях.

Е. Внешние и экономические критерии:

1. Возможные  вредные воздействия продуктов  и технологии.

2. Влияние  общественного мнения.

3. Текущее  и перспективное законодательство.

4. Воздействие  на уровень занятости.

Использование любого формализованного метода оценки не является математическим расчетом потенциальной или ожидаемой эффективности проекта, а имеет лишь цель определить его выбор. Каждая компания сама выбирает форму и критерии оценки. Рейтинговые оценки имеют ряд преимуществ:

- легкость проведения  оценок проекта по разнородным  критериям;

- возможность свертывания  в единую оценку субъективных  оценок и объективных данных;

- возможность при выборе  критериев оценок учета специфики фирмы.

Кроме оценок по частным критериям необходимо установить рейтинговые веса групп факторов и отдельных факторов, а далее осуществить свертывание всех оценок в одну по выбранной методике (например, аддитивным или мультипликативным образом). Более подробно получение интегральной технической оценки и интегральной экономической оценки технических систем будет рассмотрено ниже.

Прежде всего важно четко различать окончательную эффективность проекта и затраты компании до того момента, когда проект начнет давать отдачу.

Высокая оценка окончательной эффективности проекта может отвлечь внимание от истощения финансовых ресурсов компании ввиду затрат на разработку и внедрение, которые состоят из затрат на НИОКР, включая создание опытного образца, капитальных вложений в производственные мощности, затрат на подготовку производства на серийном заводе, а также стартовых рыночных затрат.

Крайне важны не только размер отвлеченных средств, но и время их инвестирования. Наличие финансовых ресурсов для реализации проекта НИОКР зависит от состояния компании, определяемого всей ее деятельностью, всеми затратами и доходами. Поэтому денежные потоки компании, в том числе и при реализации проекта, должны оцениваться с максимально возможной точностью. Такой анализ может выявить следующее:

- максимальное значение  отрицательного денежного потока  не превышает финансовых ресурсов  фирмы. В этом случае финансовые  ограничения будут слабо влиять  на выбор проекта;

- требуемые финансовые  ресурсы достигли предела ожидаемого  наличия средств. Риск нехватки  средств возрастает, и надо пересмотреть  график разработки, передвинуть  максимум затрат во времени  или разработать чрезвычайный  план пополнения финансовых ресурсов;

- потребности в фондах  могут превзойти их вероятное  наличие. Проект может быть прекращен  или может быть использовано  лицензирование, совместная разработка  с другими фирмами.

Ни одна из инвестиционных возможностей не должна рассматриваться изолированно от всего портфеля инвестиций (на диверсификацию компании, расширение и модернизацию производства, НИОКР). Портфель НИОКР постоянно меняется. Его содержание всегда зависит от прошлых решений, однако балансировка требует появления новых проектов.

Информация о работе Экономическая эффективность внедрения информационных технологий (на примере ОАО «Сбербанк»)