Банковский маркетинг на примере ОАО «Сбербанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 19:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение банковского маркетинга, его сущности и его роли в повышении эффективности работы банков.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия банковского маркетинга, его сущности, видов и концепций;
рассмотреть применение банковского маркетинга в ОАО «Сбербанк России».

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……....3
Глава 1. Теоретические аспекты банковского маркетинга……………..…..… 5
1.1. Сущность, виды банковского маркетинга и его концепции………..….… 5
Глава 2. Банковский маркетинг на примере ОАО «Сбербанк» …………..….12
2.1. Банковские продукты и услуги для юридических лиц. ………………….12
2.2. Банковские продукты и услуги для физических лиц……………………..15
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. Маркетинг (Банковский маркетинг на примере Сбербанка).docx

— 43.17 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………..……....3

Глава 1. Теоретические аспекты банковского маркетинга……………..…..… 5

1.1. Сущность, виды банковского маркетинга и его концепции………..….… 5

Глава 2. Банковский маркетинг на примере ОАО «Сбербанк» …………..….12

2.1. Банковские продукты  и услуги для юридических лиц.  ………………….12

2.2. Банковские продукты  и услуги для физических лиц……………………..15

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Маркетинг - система управления деятельности компаний, фирм, банков, всесторонне  учитывающая на рынке процессы. Банковский маркетинг представляет собой особую отрасль маркетинга. Это внешняя  и внутренняя стратегия, политика деятельности банка, определяемая конкретной экономической  ситуацией. Реальная хозяйственная  ситуация в России сегодня привела к жизненной необходимости освоения коммерческими банками самых современных приемов и способов маркетинга.

Усиление конкуренции  и увеличение требований клиентов к  банковским услугам приводят к тому, что все большее число банков обращаются к маркетингу, разрабатывают  стратегические маркетинговые планы, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды и обеспечить успех  в конкурентной борьбе. Успех будет  за теми банками, которые сумеют найти  свои конкурентные преимущества: индивидуальность и клиентуру, сумеют приспособиться к запросам клиентов и создать  новые потребности в банковских услугах. Необходимый помощник в  этом деле - банковский маркетинг. Именно поэтому тема данной работы является актуальной.

Целью данной контрольной  работы является изучение банковского маркетинга, его сущности и его роли в повышении эффективности работы банков.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятия банковского маркетинга, его сущности, видов и концепций;
  • рассмотреть применение банковского маркетинга в ОАО «Сбербанк России».

Предметом исследования является определение роли банковского маркетинга в банковском деле.

В соответствии с поставленными  целью и задачей данная работа имеет следующую структуру. В  первой главе рассмотрены теоретические  основы банковского маркетинга, его сущнсть, виды и концепции. Во второй главе изучено непосредственное применение банковского маркетинга на примере ОАО «Сбербанк России», в частности, банковские услуги, предоставлеямые им как юридическим и физическим лицам, и используемые приемы маркетинга.

В области исследования процесса организации маркетинга в коммерческих банках, основных стратегий и комплекса  банковского маркетинга использовались работы Н.Д. Эриашвили, В.И. Хабарова, Г.Г. Поповой, А.Н. Тулембаевой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты банковского маркетинга

  1. Сущность, виды банковского маркетинга и его концепции

 

Термин «маркетинг» происходит от английского слова market – рынок  и обычно используется для обозначения  особого подхода фирмы к реализации своих товаров на рынке, иными  словами, к осуществлению своей  рыночной стратегии и политики.

Маркетинг затрагивает не только сбыт, но и производство, и  поэтому более точным является следующее  его определение. Маркетинг –  это комплексная система организации  производства и сбыта товаров, ориентированная  на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли  на основе изучения  и прогнозирования сбыта.

Банковский маркетинг, как  его составную часть, мы определяем как философию и стратегию  банка, ведущую область его управления для достижения заранее определенной цели как в данный конкретный момент, так и на перспективу.

Банковский маркетинг  появился после промышленного с  опозданием лет на десять. Использование  принципов маркетинга в банковской деятельности явилось реакцией финансовых систем экономически развитых стран  на насыщение рынка банковскими  продуктами, под которыми подразумеваются  любые услуги или операции, совершаемые  банками.

Предметом банковского маркетинга являются процессы, имеющие место  внутри банка и вне его –  на микроэкономическом уровне применительно  к финансовому рынку. Субъектами банковского маркетинга выступают  коммерческие банки, маркетинговые отделы и фирмы, маркетологи, клиенты банка (юридические и физические лица), а объектами – продуктовый ряд, конкуренты, потребители банковских услуг, виды коммуникаций и систем доставки, динамика потребительского спроса и уровня рыночного риска.

Специфика банковского маркетинга связана с особенностями банковского  продукта  - банковской услуги. Услуга – это любое мероприятие или выгода, где одна сторона может предложить другой и где в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Специфическими характеристиками банковских услуг являются: 1) абстрактность (неосязаемость и сложность для восприятия); 2) неотделимость услуги от источника; 3) непостоянство кчества (неодинаковость) услуг; 4) несохраняемость банковских услуг; 5) договорной характер банковского обслуживания; 6) связь банковского обслуживания с деньгами; 7) протяженность обслуживания во времени; 8) вторичность удовлетворяемых банковскими услугами потребностей.

Анализ рынка преследует цель изучить внешние факторы – фазы делового цикла, экономическую конъюнктуру, правительственные меры, а также внутренние – требования рынка к продукту, его фирменную структуру, формы и методы, применяемые активными участниками, рыночную сегментацию, характеристику клиентов и их мотивацию при покупке того или иного продукта. Сегментация рынка может быть проведена с использованием товарного (продуктового) или потребительского (клиентурного) признаков. Например, по продукту выделяются сегменты по кредитным, операционным, инвестиционным и другим услугам, а по потребительским – юридические и физические лица, предприятия, банки, правительственные учреждения и т.д. В настоящее время особое внимание уделяется анализу клиентов, в частности деятельности предприятий и фирм, а также демографическим и мотивационным характеристикам слоев населения, пользующихся услугами банков.[1]

На стадии реализации стратегия  приобретает форму конкретных мер  банковской политики. Так, товарная политика заключается в определении и  изменении ассортимента, качества и объема предлагаемых услуг. Ценовая политика коммерческого банка предполагает установление цен на различные банковские продукты и их изменение в соответствии с изменением рыночной ситуации. Сбытовая политика банка направлена на доведение товара до потенциального покупателя. Коммуникационная политика – это система средств взаимодействия банка с потенциальными потребителями, направленная на то, чтобы побудить их приобретать банковские услуги.

Рассмотрим концепции  маркетинга, которые могут использоваться в банковском предпринимательстве:

  • Производственная концепции. Поскольку клиенты при выборе банка ориентируются на доступные услуги, имеющие невысокую цену, банки предлагают преимущественно традиционные услуги, имеющие высокую эффективность (прибыльность). Усилия руководства банков, придерживающегося производственной концепции маркетинга, должны быть направлены, прежде всего, на исследование мотивации клиентов при выборе банка, причин, побуждающих клиентов предпочесть услуги другого банка, и на подготовку предложений по росту клиентской базы банка на основе совершенствования банковских технологий.
  • Продуктовая концепция (концепция совершенствования банковских услуг). Привлечение клиентов к тем услугам банка, которые по своим характеристикам и качествам превосходят аналоги конкурентов и тем самым предоставляют потребителям большие выгоды.
  • Торговая концепция (концепция интенсификации коммерческих усилий). Активная информация и реклама банковских услуг на основе маркетинговых исследований с целью обеспечения необходимого уровня привлечения клиентов и роста объема реализации услуг. Для реализации этой концепции банки создают многофункциональную службу маркетинга. Ее цели преимущественно являются среднесрочными: завоевать внимание потребителей банковских услуг, в частности за счет проведения более агрессивной по сравнению с конкурентами рекламной кампании и активной личной продажи.
  • Традиционная маркетинговая концепция. Рост объема потребления банковских услуг можно обеспечить в основном после анализа потребностей и мотиваций спроса отдельных социальных групп населения или контактных аудиторий на эти услуги и разработки на этой основе адресного предложения по продвижению банковских услуг. Иными словами, маркетинг должен начаться с анализа спроса и предложения на ту или иную банковскую услугу, и только после этого составляются предложения и программы по их продвижению. Банки, придерживающиеся традиционной маркетинговой концепции, чаще, чем другие имеют свой «товарный знак» или девиз, а также предоставляют полный комплекс банковских услуг.[2]

 

Основополагающие задачи маркетинга в банке:

1.   Создание эффективной системы стратегического и оперативного планирования банковской деятельности.

2.  Проведение маркетинговых исследований по всем рыночным показателям, всесторонний анализ и изучение деятельности конкурентов, клиентов, деловых партнеров.

3.   Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банком. Это создает условия для устойчивости деловых отношений.

4.   Совершенствование политики банковского продукта, создание и развитие комплекса маркетинга, получение прибыли в заданных границах времени и в пределах имеющихся средств и производственных возможностей, а также завоевание запланированной доли рынка.

5.   Комплексное решение коммерческих, организационных и социальных проблем коллектива банка.

6.   Развитие эффективной коммуникационной политики банка, создание имиджа банка, соответствующего выбранной стратегии развития.

7.   Постоянное проведение контроля и аудита маркетинговой деятельности в банке.

 

Исходя из задач и целей  маркетинга можно выделить четыре блока функций.

Функции маркетинга:

1. Аналитическая функция: изучение рынка; изучение потребителей; изучение конкурентов; изучение услуг; изучение внутренней и внешней среды банка.

2. Производственная функция: организация производства новых банковских продуктов (продукт-новинка); организация материально-технического снабжения; управление качеством и конкурентоспособностью услуг.

3. Сбытовая функция (продвижения): организация системы продвижения (реализация услуг); организация сервиса; формирование спроса и стимулирование сбыта; проведение целенаправленной продуктовой стратегии; проведение целенаправленной ценовой стратегии.

4. Функция управления и контроля: организация стратегического и оперативного планирования; информационное обеспечение управления маркетингом; управление риском; организация контроля маркетинга.

 

В рамках маркетинга должны реализовываться следующие основные принципы:

а)   направленность действий всех банковских работников на достижение конкретных рыночных целей;

б)  комплексность процесса функционирования маркетинга (планирование, организация, мотивация и контроль);

в)   единство перспективного и текущего планирования маркетинга;

г)   контроль за реализацией решений;

д)   стимулирование творческой активности и инициативы каждого работника;

е)   обеспечение заинтересованности работников в повышении квалификации;

ж)   создание благоприятного психологического климата в коллективе банка.

 

В практике коммерческого  банка существует целый комплекс различных приемов маркетинга. Методы проведения маркетинговых мероприятий  можно классифицировать по способу  общения с клиентами: реальными  и потенциальными. В связи с  этим различают активный и пассивный  маркетинг.

Активный маркетинг включает систему следующих мероприятий:

  • организацию активной рекламы при помощи почтовой и телефонной связи, а также телевидения – это так называемый прямой маркетинг;
  • проведение разовых мероприятий, в частности презентаций и конференций, на которых происходит процесс непосредственного изучения потребительских оценок качества и полноты продуктового ряда;
  • анализ потребностей потенциальных клиентов в процессе личного общения;
  • организацию дискуссий для обсуждения актуальных проблем банковской деятельности;
  • проведение анкетирования среди клиентов и опроса населения.

 

К пассивному маркетингу относятся  публикация в прессе информации о  банковских услугах и экономических  показателях, разработка эмблемы и  «девиза» коммерческого банка и т.д.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Банковский маркетинг на примере ОАО «Сбербанк»

2.1. Банковские  продукты и услуги для юридических  лиц

 

Продуктом деятельности банка является прежде всего формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительства, консультаций, управления имуществом и т.п. Различают услуги пассивного и активного характера. К первым относятся услуги по сбору средств от клиентов (вклады), ко вторым – активное распределение собранных средств на удовлетворение потребностей клиентов в данных ресурсах (кредиты).

В практике коммерческого  банка существует целый комплекс различных приемов маркетинга. Основными  из них являются общение с клиентурой, обеспечение рентабельной деятельности и достаточного размера дивидендов по акциям банка, предоставление клиентам преимуществ и уникального сервиса  по сравнению с другими кредитно-финансовыми  организациями, материальная заинтересованность служащих банка в его успешной деятельности.

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации  и СНГ. Его активы составляют более  четверти банковской системы страны (27%),  а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 июня 2010 г.). По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный  банк, удовлетворяющий потребности  различных групп клиентов в широком  спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке  вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2010 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 49%, а его кредитный портфель включал в себя около трети всех выданных в стране кредитов (33% розничных и 30% корпоративных кредитов).[4]

Информация о работе Банковский маркетинг на примере ОАО «Сбербанк»