Экономическая эффективность внедрения информационных технологий (на примере ОАО «Сбербанк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Решение же этих проблем не возможно без системного подхода к ним, что делает тему курсовой работы актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ВЫБОР КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ АВТОМАТИЗАЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩИХ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «СБЕРБАНК») 7
1.1. Организационно-правовая характеристика организации 7
1.2. Характеристика существующих бизнес процессов в ОАО «Сбербанк» 8
1.3. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов в ОАО «Сбербанк» 11
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАДАЧИ 12
2.1. Информационная модель и её описание 12
2.2.Используемые классификаторы и системы кодирования 12
2.3. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации 13
2.4. Характеристика результатной информации 16
ГЛАВА 3. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАДАЧИ 19
3.1. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога) 19
3.2. Характеристика базы данных 21
3.3. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей 26
3.4. Описание программных модулей 26
ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬНЫЙ ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ЕГО ОПИСАНИЕ 29
4.1. Описание программы «Банк-клиент» 29
4.2. Установка и настройка 29
4.3. Справочник «Клиенты» 32
4.4. Документы 34
4.5. Пакеты 37
4.6. Выписки 38
ГЛАВА 5. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 39
5.1 Выбор и обоснование методики расчёта 39
5.2. Расчет стоимостной оценки затрат на проектирование 44
5.3. Расчет экономического эффекта 47
5.4. Расчет чистого дисконтированного дохода 52
5.5. Расчет срока окупаемости проекта 54
5.6. Расчет доходности и рентабельности проекта 54
5.7 Выводы по экономической оценке проекта 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59

Вложенные файлы: 1 файл

комплексный курсовой проект Экнмк и Инфрм (Сбербанк).docx

— 3.31 Мб (Скачать файл)

В СССР в течение 1986 г ряда лет анализировалось состояние разработки и внедрения СУБД и ПС их окружения, а также определяются перспективы развития.

К в нашей стране насчитывалось уже более 50 СУБД. Однако правильная техническая политика позволила применять около 10—15 систем.

В реализации СУБД и ПС их окружения отмечаются существенные различия:

– поддерживаемая модель данных и организация баз данных в целом (иерархические, сетевые, дескрипторные, реляционные системы и их многочисленные разновидности);

– способы организации структуры хранения данных (среда хранения, представление и размещение, методы доступа);

– программная реализация СУБД: соотношение между комплексным интегрированным ПС (с возможными вариантами) и в качестве альтернативы совокупностью собственно СУБД (ядро) и ПС системного и функционального окружения.

Такое положение имеет как позитивные (ориентация на конкретные классы приложений, стимулирование разработок, поиск новых решений), так и негативные (трудности выбора СУБД, дублирование разработок) стороны.

Тем не менее в мире определился набор СУБД, обладающих высокой конкурентоспособностью: TIS/XA (TOTAL), IDMS, IMS/VS, DB2, ADABAS, ORACLE, DATACOM/DB, INGRES.

Анализ значительной части разработанных и используемых в настоящее время в нашей стране СУБД проводился по следующим направлениям:

– классификация по обобщенным параметрам;

– систематизация по функциональным возможностям и характеристикам;

– оценка применяемости.

Анализ позволил оценить качество СУБД и сформулировать концепции их дальнейшего создания и внедрения.

Классифицированы по обобщенным параметрам следующие СУБД, разработанные в 16 организациях страны: ОКА, ИНЕС, БАНК-ОС, СЕТОР-3.0, СИОД-3-ОС, АИСТ-Развитие, ПАРМА, РЕБД, ВЕРА, БАЙКАЛ, УНИСОН, ДАБУ, КВАНТ, ДИСОД, СЕТЬ, РИС, ПАЛЬМА, СПЕКТР, ЕНФ, СЕТОР-СМ, МИРИС, КВАНТ-М, БАРС, БАЗА-CM, БАЗИС, МИКРОСЕТОР, КАРС.

По функциональным возможностям и характеристикам СУБД систематизировались на основе представленных разработчиками таблиц с некоторыми уточнениями и дополнениями. Такие таблицы можно считать «паспортом» конкретной СУБД (рис. 1).

Управление размещением данных в среде хранения характерно в основном для иерархических и сетевых СУБД и нехарактерно для реляционных.

Практически все СУБД имеют средства вторичной индексации, кроме БАНК-ОС, СИОД-3-ОС, БАЙКАЛ, БАЗИС, ЕНФ.

Сжатие данных характерно для СУБД ЕС ЭВМ, так как при поддержке крупных баз данных значительно экономится внешняя память.

Типичный набор включающих языков для СУБД ЕС ЭВМ: ПЛ/1. КОБОЛ, ассемблер (реже ФОРТРАН), а для СМ ЭВМ: ФОРТРАН, КОБОЛ, ассемблер. Используются также языки Паскаль (БАЗИС, БАРС, КВАНТ-М), БЕЙСИК (МИРИС).

Минимальный набор функций (хранение, актуализация и доступ к данным), реализуемых каждой СУБД, обеспечивается их языковыми и программными компонентами. Однако функциональная полнота системы определяется наличием средств, пользователей: конечный пользователь, не имеющий специальной подготовки для работы с СУБД; конечный пользователь-— специалист по проблемной области, имеющий подготовку для работы с применением средств СУБД для непрограммиста; прикладной программист, администратор задач (приложений); администратор БД. Функциональная тошнота СУБД может быть также охарактеризована степенью основных функций по созданию и ведению БД (рис.2). Для большинства промышленно - сопровождаемых СУБД разработаны словари-справочники для пользователей-непрограммистов. В достаточной степени во всех СУБД представлены программные средства администратора БД.

Рис. 3.2.1. Пример таблицы систематизированных параметров СУБД.

Рис 3.2.2. Состав функций по созданию и ведению БД.

3.3. Структурная схема пакета (дерево  вызова программных модулей)

Рис. 3.2.1. Схема работы системы АРМ банковского агента. (Продолжение схемы см. в приложении 4)

3.4. Описание программных модулей

Технологический процесс машинной обработки экономической информации представляет собой совокупность операций, осуществляемых в строго определенной последовательности с начального момента до окончательного получения заданных результатов. Его можно подразделить на четыре укрупненных этапа: первичный, подготовительный, основной и заключительный. На первичном этапе осуществляется сбор исходных данных, их регистрация и передача для ввода в ЭВМ. Подготовительный этап охватывает операции по приему, контролю и регистрации входной информации и переносу ее на машинные носители. Основной этап обеспечивает непосредственную обработку информации на ЭВМ. На заключительном этапе осуществляется контроль, выпуск и передача результатной информации потребителю.

В условиях диалоговой обработки внемашинная и внутримашинная технологии тесно связаны друг с другом и не имеют четкой границы, также как и нет четкого разграничения подготовительного, основного и заключительного этапа технологического процесса. Это происходит по причине того, что работа в диалоговом режиме не имеет заранее определенной последовательности действий. Поэтому схема технологического процесса в диалоговом режиме представляет собой совокупность технологических операций, соответствующих схеме диалога задачи и представлена в виде схемы работы системы (см. рис.33.).

Отдельные части (блоки) схемы реализуют выполнение пунктов меню, соответствующих схеме диалога. Рассмотрим подробнее режим формирование пачек заявок (пункт M 12 схемы работы системы). При выборе пункта "Формирование пачек" из главного меню на экране появляется меню, состоящее из четырех пунктов: "Формирование", "Просмотр", "Печать" и "Выход". При выборе пункта "Формирование" появляется подменю с выбором критерия по которому можно сформировать пачку заявок, это: "по отрасли права", "по кредитному агенту-исполнителю" и "по сроку выполнения". При выборе пункта "Просмотр" на экран выводятся для просмотра все заявки из базы данных ZAYAVKI ("Заявки"), сгруппированные по формировочному критерию, а если критерий не был выбран, то на экран выводится сообщение-подсказка. После просмотра происходит возврат в меню формирования пачек. При выборе пункта "Печать" осуществляется печать пачек заявок, которые передаются в дальнейшем кредитному агенту для обработки. Затем происходит возврат в главное меню.

 

 

ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬНЫЙ ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ЕГО ОПИСАНИЕ программы «Банк-Клиент»

4.1. Описание программы «Банк-клиент»

Система дает возможность удаленного оперативного управления счетами с помощью системы «Банк—клиент». Программа разработана фирмой Bank's Soft Systems и гарантирует многоуровневую систему защиты информации. Система «Банк—клиент» требует подключения специализированного программного обеспечения на ПК.

В рамках услуги «Банк—клиент» предлагает направление «Интернет-клиент» — это система удаленного банковского обслуживания, с помощью которой вы в любое время, из любой точки мира можете удобно и безопасно управлять вашими счетами с компьютера, подключенного к сети интернет. Система работает через интернет-браузер, поэтому вам не потребуется устанавливать специальное программное обеспечение.

С помощью системы «Банк—клиент» вы можете:

отправлять платежные поручения;

осуществлять перевод, покупку, продажу, конверсию иностранной валюты;

отправлять справки о валютных операциях, о поступлении валюты РФ, о подтверждающих документах;

отправлять паспорта сделок по контракту/кредитному договору;

запрашивать и получать выписки по счету;

получать сообщения, касающиеся отказа в принятии к исполнению ранее отправленных документов;

отправлять заявление на отзыв ранее отправленных документов

отправлять и получать сообщения произвольного формата с использованием электронно-цифровой подписи и шифрования

Преимущества системы «Банк—клиент»

Оперативное поступление информации от клиента и из банка

При использовании услуги «Интернет-клиент» возможность работы с любого компьютера имеющего выход в интернет (имеются ограничения – см. «Требования к аппаратно программному обеспечению» в разделе «Необходимые документы»)

Платежный документ клиента автоматически попадает в требуемую платежную систему и в тот же день передается к исполнению (есть ограничения в зависимости от тарифов)

По каждому отправленному клиентом документу приходят квитанции по движению документа в банке. По каждому зачислению средств на счет клиента он получает платежное поручение и полную информацию о платеже в составе выписки.

Система «Банк—клиент» обеспечивает безопасность при обмене информацией. Информация шифруется и подписывается сертифицированной электронной подписью

Программа помогает правильно заполнить поля документов, распечатать их на компьютере и ведет архив документов и справочников

Программа обеспечивает возможность работы как с нескольких рабочих мест по одному счету, так и с одного рабочего места с несколькими счетами

4.2. Установка и настройка

Для работы системы «Банк-Клиент» (далее по тексту БК) требуется программа Microsoft Access из пакета Microsoft Office. Если Microsoft Access отсутствует, можно установить бесплатную Среду исполнения Access (Access Runtime).

Программа может работать как в локальном варианте, так и с общего диска по сети. Единственным условием сетевой работы является подключение сетевого диска (т.е. работа не через «сетевое окружение», а через подключенный сетевой диск).

Связь с Банком осуществляется через Интернет или прямым модемным соединением с почтовым сервером Банка. Вся передаваемая в Банк и получаемая из Банка информация шифруется.

Для Microsoft Access 97 и Microsoft Access 2000 (и более поздних) используются разные дистрибутивы БК. Дистрибутив можно скачать с сайта банка http://www.forbank.ru/mos или http://www.probank.ru/ (меню Банк-Клиент). Для установки запустите exe-файл и следуйте указаниям инсталлятора.

После завершения работы инсталлятора запустите ярлычком оболочку управления БК, выберите вкладку «Сервис» и нажмите кнопку «Установить новый БК».  Можно занести все настройки вручную, а можно воспользоваться специальным файлом автонастройки. Чтобы его получить, надо прислать письмо на адрес 1@forbank.ru или 1@probank.ru с указанием названия Вашей организации. Файл автонастройки содержит в себе реквизиты клиента (в том числе и счета),  реквизиты банка, открытый ключ банка, настройки соединения. Файл имеет расширение bk. Первые два символа в имени файла соответствуют ИД клиента, последний символ – банк клиента (F – ФорБанк, P - ПроБанк)

Сохраните полученный файл автонастройки на Вашем компьютере, затем запустите оболочку управления БК, выберите вкладку «Сервис» и нажмите кнопку «Установить новый БК».

Появится сообщение:

Надо

ответить Да и указать путь к настроечному файлу:

Если ответить Нет, то настройки придётся вводить вручную (Приложение 1. Ручная настройка БК).

Для генерации ключей шифрования нажмите кнопку «Генерация ключей». От Вас потребуется ввести некоторое количество нажатий клавиатуры для инициализации случайной последовательности. После того, как завершится работа программы генерации ключей и Вы нажмёте кнопку «Сохранить», будут созданы два файла – открытый ключ в папке PGP и закрытый ключ в том месте, которое Вы указали. Для отправки открытого ключа нажмите «Связь с Банком». Через несколько минут нажмите еще раз «Связь с Банком» для получения протокола, в котором будет прописана сигнатура Вашего открытого ключа. Закрытый ключ является аналогом Вашей печати и подписи, поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО создайте копию.

4.3. Справочник «Клиенты»

Чтобы попасть в справочник нажмите кнопку «Клиенты». Справочник состоит из двух частей – “рублёвые” клиенты (для заполнения платёжных поручений) и “валютные” клиенты (для валютных переводов). Для ввода нового клиента, нажмите кнопку «Новый», заполните поля «Имя клиента» , «ИНН» и нажмите кнопку «Сохранить».

Поле «Группа» не является обязательным к заполнению, его удобно использовать для группировки клиентов по какому либо признаку, чтобы в дальнейшем было проще найти нужного клиента из списка (в форме «Клиенты» есть поле «Группа», при выборе которого остаются только клиенты, принадлежащие указанной группе).

Рис.4.2.1. Справочник «Клиенты».

При вводе нового клиента система проверяет в базе наличие клиента с таким ИНН, и при нахождении, пользователю будет выдано предупреждение.

Для ввода расчётного счёта и банка клиента, перейдите мышью в под-форму «Счета клиента» (надпись над группой кнопок справа изменится с «Клиент» на «Счёт клиента»), нажмите кнопку «Новый». Введите счёт клиента и БИК банка клиента, название банка система сама возьмёт из «Справочника БИК». Если Вам надо найти точный БИК банка, нажмите на кнопку со стрелкой справа от поля «БИК» (или «Наименование Банка»), и Вы попадёте в «Справочник БИК». В данном справочнике указаны БИКи всех банков страны (см. также раздел «Обновление справочника БИК» данного руководства). Для поиска и сортировки по справочнику используйте кнопки в панели инструментов (при поиске по названию, в поле «Совпадение» формы «Поиск» указывайте «С любой частью поля»). После выбора нужного Банка, нажмите кнопку «Принять» и данные Банка запишутся в форму «Счета клиента».

Поле «Кличка» не является обязательным к заполнению, его удобно использовать для визуального различия счетов данного клиента в различных Банках.

Номер указанного счета проверяется по ключевому символу на принадлежность к указанному Банку (БИКу), и если выдаётся сообщение «Номер счёта указан не верно», то значит, этот счёт не может принадлежать указанному БИКу (ищите ошибку в номере счёта).

Возможен импорт клиентов из другой базы (Приложение 2. Импорт клиентов из другой базы).

4.4. Документы

Для занесения новых документов необходимо нажать на кнопку «Новый». Появиться контекстное меню, в котором по системе «Банк-Клиент» передаются следующие документы:

1) Платёжное  поручение

2) Валютный  перевод

3) Заявка  на конвертацию

4) Сообщение  в свободном формате

5) Поручение  на обязательную продажу валютной  выручки

6) Отмена  платежного поручения

7) Запрос  на выписку

8) Импорт  из 1С

9) Импорт  п/п из другой базы

– Платёжное поручение

При вводе нового платёжного поручения его номер устанавливается автоматически, но его можно изменить по желанию пользователя. Реквизиты получателя можно, либо напрямую заносить в форму, либо выбрать из «Справочника клиентов» (нажмите кнопку «Получатель»).

Если в «Настройках» установлено  «Автоматически заносить клиентов в справочник», то при сохранении платёжного поручения, если клиент с таким ИНН отсутствует в справочнике, пользователю будет дана возможность сохранить его там.

Информация о работе Экономическая эффективность внедрения информационных технологий (на примере ОАО «Сбербанк»)