Экономическая сущность прибыли и ее значение для предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотрение прибыли на примере ООО «Туринский Хлебозавод» и разработка путей повышения этого показателя.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
– определить сущность и значение прибыли предприятия;
– выявить отраслевые особенности и факторы формирования прибыли;
– дать краткую характеристику экономических элементов деятельности изучаемого субъекта исследования;
– анализ показателей оценки прибыли;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия.................................................................................................................6
1.1 Сущность и значение прибыли………..………………………………………..6
1.2 Отраслевые особенности и факторы формирования прибыли……………..11
Глава 2. Анализ финансового состояния ООО «Туринский Хлебозавод»…..........................................................................................................16
2.1 Экономические элементы деятельности исследуемого ООО……………...16
2.2 Оценка финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности................................................................................................................21
Заключение…………………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………………31
Приложение А Основные экономические показатели пекарни ОО «Туринский Хлебозавод»………………………………………………………………………..34
Приложение Б Исходные данные для факторного анализа прибыли…………..35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 69.93 Кб (Скачать файл)

– ассистент подготавливает продукты, заказанные покупателем, в то время как покупатель платит в кассе.

    Вся продажа регистрируется только одним лицом – кассиром. В конце дня кассир составляет перечень проданных и непроданных продуктов, и сравнивает его с продукцией оставшейся на конец прошлого дня и перечнем продуктов, полученным от пекарей.

    Нереализованная к концу дня продукция уценивается, а оставшаяся ее часть, сохранившая необходимую свежесть, возвращается в продажу на следующий день. У булочной-пекарни есть соглашения с предприятиями общественного питания по нереализованным продуктам, поскольку они являются еще пригодными для употребления, но продажа их в булочной может нанести ущерб ее имиджу.

    К факторам успеха пекарни можно отнести следующие:

– качество продуктов, в особенности, свежесть и сроки хранения,

– ассортимент продуктов,

– постоянность продуктов предложенных к продаже,

– витрина и привлекательность магазина.

    Продукция мини-пекарни представлена следующим ассортиментом: хлеб «Пшеничный», «Формовой», «Подовый», «Бородинский», булка «Венская», «Изюминка», батон нарезной и другие хлебобулочные изделия; печенье «Молочное», «Десертное», «Овсяное», «Мария», кексы, коржики и другие кондитерские изделия.

    Для каждого сорта хлеба и хлебобулочных изделий, вырабатываемых по государственным стандартам, существуют утвержденные рецептуры, в которых указываются сорт муки и расход каждого вида сырья (кг на 100 кг муки). На основании утвержденной рецептуры управляющий производством мини-пекарни составляет производственную рецептуру, в которой указывается количество муки, воды и другого сырья с учетом применяемой на данном предприятии технологии и оборудования, а также технологический режим приготовления изделий (температура, влажность, кислотность полуфабрикатов, продолжительность брожения и другие параметры).

    При исчислении себестоимости произведенного хлеба и хлебобулочных изделий применяют метод исключения затрат на побочную продукцию (отходы по ценам возможной реализации) и пропорциональный метод калькуляции. Базой для распределения фактических затрат между видами полученной продукции служит масса готовых изделий.

     В 2009 году показатели производства основных видов продукции представляли собой следующие (таблица 2):

 

Таблица 2- Показатели производства основных видов продукции ООО «Туринский Хлебозавод» в 2009 г.

Вид продукции

Себест-ть единицы продукции

Себест-ть продукции в год

Продукция в год

Розн. цена за единицу продукции

Годовая выручка

руб.

руб.

ед.

руб.

руб.

Батон

7,94

93740

11806

8,2

96809

Хлеб пшеничный

6,09

810098

133021

6,4

851334

Выпечка

5,36

40270

7513

5,7

42824

Всего:

 

944108

152340

 

990967


 

    Себестоимость продукции за 2009 год составила 944108 рублей. За год было выпущено 152340 единиц продукции. Таким образом, годовая выручка составила 990967 рублей. Причем, наибольшее увеличение себестоимости наблюдается именно по хлебу «Пшеничному», несмотря на более низкую по сравнению с другими видами продукции розничную цену.

    За последние три года существования мини-пекарни прослеживается тенденция увеличения основных экономических показателей, которые приведены в таблице 3(Приложение А).

 

    В 1995–2006 гг. финансовый результат пекарни ООО «Туринский Хлебозавод» представлял собой убыток. Начиная с 2007 года предприятие получает прибыль: в 2007 году – она составила 20135 рублей, а в 2008 году возросла до 23178 рублей, в 2009 году – до 28989 рублей.

    Последние три года показывают относительно стабильный рост прибыли пекарни: в 2008 году темпы роста прибыли составили 115%, а в 2009 г. – увеличились до 125% за счет увеличения себестоимости продукции и сдвигов в ассортименте продукции.

 

2.2 Оценка финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности

 

    Балансовая прибыль включает в себя прибыль от реализации произведенной продукции (выручка от продажи продукции за минусом НДС, акцизов, себестоимости проданной продукции, коммерческих расходов, управленческих расходов) и прибыль от операционных и внереализационных доходов и расходов.

    Анализ балансовой прибыли начинается с изучения динамики за 2005–2007 годы массы прибыли и изменения ее структуры. Для этого составляется таблица 3 с исходными данными для расчета показателей прибыльности работы ООО «Туринский Хлебозавод».

 

Таблица 3- Показатели прибыльности работы ООО «Туринский Хлебозавод» в 2005–2009 гг. (руб.)

Показатель

строка баланса

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Выручка нетто от реализации продукции

010

317205

416332

520413

693838

991268

Себестоимость реализации продукции

020

358834

415970

490737

657940

944107


 

    Продолжение таблицы 3

Операционные доходы и расходы

060

-

-

-

-

-

Внереализационные доходы и расходы

130

-5815

-7632

-9540

-12720

-18172

Прибыль (убыток)

170

-47444

-7270

20135

23178

28989


 

 В 2005–2006 гг. конечный финансовый результат пекарни ООО «Туринский Хлебозавод» представлял собой убыток: в 2005 году – в сумме 47444 рублей, в 2006 году – 7270 рублей. Начиная с 2007 года предприятие начало получать прибыль: в 2007 году – она составила 20135 рублей, а в 2008 году возросла до 23178 рублей, в 2009 году – до 28989 рублей. Расход от внереализационных операций возрос с 5815 рублей в 2005 году до 18172 рублей в 2009 году.

    Динамика финансового результата пекарни прослежена в таблице 4.

 

    Таблица 4 – Динамика финансовых результатов пекарни ООО «Туринский Хлебозавод» в 2005–2009 гг. (в процентном отношении к предыдущему году)

Показатель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Динамика финансового результата

100

653

377

115

125

Динамика выручки

100

131

125

133

143

Динамика себестоимости

100

116

118

134

143


 

    В 2005 г. убыток от деятельности пекарни сократился почти в 6,5 раз (по сравнению с 2006 г.). В 2007 году финансовый результат превысил прошлогодний показатель в 3,8 раза (377%). Следующие два года (2008–2009 гг.) показывают относительно стабильный рост прибыли (таких скачков как в предыдущие годы – более чем в 3 раза – не наблюдается).

    Резкое сокращение убытков в 2006 году обеспечивалось 131% ростом объема реализованной продукции на фоне 116% повышения ее себестоимости (динамика роста выручки в 2 раза превышает динамику роста себестоимости). Эта же тенденция, чуть в более скромных масштабах, сохранилась и в 2008 году – четырехкратное (377%) сокращение убытков произошло за счет 125%-увеличения выручки и 118%-повышения себестоимости (динамика роста выручки в 1,5 раза превышает динамику роста себестоимости). Относительно стабильный рост прибыли предприятия в 2008–2009 гг. объясняется уравновешиванием динамики роста объемов выручки и себестоимости продукции (в 2008 году темпы роста себестоимости обогнали темпы роста выручки всего на 1%, а в 2009 г. – эти показатели сравнялись).

    Для того чтобы узнать причины роста прибыли предприятия, проанализируем влияние отдельных ее составляющих на конечный финансовый результат.

    Исходные данные для проведения факторного анализа деятельности организации представлены в Приложении Б.

    В 2009 г. пекарня получила наибольшую прибыль от реализации пшеничного хлеба (выручка по этому виду продукции почти в 9 раз превышает выручку от реализации батонов, а себестоимость осталась ниже себестоимости батонов на 25%).

    Проведем анализ степени влияния различных факторов на изменение суммы прибыли от реализации хлеба «Пшеничный» в 2009 году (способом цепной подстановки).

    Прибыль от реализации пшеничного хлеба (П) равна:

 

П = (Ц – С) * О, (5)

 

где Ц – цена 1 булки  пшеничного хлеба,

С – себестоимость 1 булки  пшеничного хлеба,

О – объем реализации пшеничного хлеба.

Прибыль от реализации пшеничного хлеба составила:

– в 2007 г.: (5,3 – 5,06) * 112081 = 26899,44 руб.,

– в 2008 г.: (6,4 – 6,09) * 133021 = 41236,51 руб.

    Общее изменение прибыли (∆П) от реализации пшеничного хлеба в 2009 г. по сравнению с 2008 г.:

 

∆П = П2009 – П2008, (6)

 

где П2009 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2009 году,

П2008 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2008 году.

∆П = 41236,51 – 26899,44 = 14337,07 руб.

    Отклонение прибыли за счет изменения цены реализации пшеничного хлеба (∆Пусл1):

 

∆Пусл1 = Пусл.1 – П2007, (7)

 

где Пусл.1 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2008 году по ценам реализации 2009 года:

Пусл.1 = (Ц2009 – С2008) * О2008, (8)

где Ц2009 – цена 1 булки пшеничного хлеба в 2009 г.,

С2008 – себестоимость 1 булки пшеничного хлеба в 2008 г.,

О2008 – объем реализации пшеничного хлеба в 2008 г.

 

Пусл.1 = (6,4 – 5,06) * 112081 = 150188,54 руб.

∆Пусл1 = 150188,54 – 26899,44 = 123289,1 руб.

 

    Отклонение прибыли за счет изменения себестоимости пшеничного хлеба (∆Пусл2):

 

∆Пусл2 = Пусл2 – Пусл.1, (9)

 

где Пусл.2 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2008 году по ценам реализации и себестоимости 2009 года:

 

Пусл.2 = (Ц2009 – С2009) * О2008, (10)

 

где С2009 – себестоимость 1 булки пшеничного хлеба в 2009 г.

Пусл.2 = (6,4 – 6,09) * 112081 = 34745,11 руб.,

∆Пусл2 = 34745,11 – 150188,54 = – 115443,43 руб.

 

    Отклонение прибыли за счет изменений в объеме реализации (∆Пусл3):

 

∆Пусл3 = П2009 – Пусл.2, (11)

 

∆Пусл3 = 41236,51 – 34745,11 = 6491,4.

    Правильность расчетов отклонения прибыли за счет влияния различных факторов можно проверить следующей формулой:

 

∆П = ∆Пусл1 + ∆Пусл2 + ∆Пусл3 (12)

 

    И, действительно:

14337,07 руб. = 123289,1 + (– 115443,43) + 6491,4 руб.

    Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли составило 14337,07 руб., в том числе, за счет изменения:

  • отпускной цены пшеничного хлеба: + 123289,1 руб.,
  • количества реализованной продукции: + 6491,4 руб.,
  • себестоимости пшеничного хлеба: – 115443,43 руб.

    Основная доля прибыли в 2009 году была получена за счет увеличения цены реализации пшеничного хлеба и незначительного роста объемов его продаж. Изменение себестоимости пшеничного хлеба оказало негативное воздействие на доходы пекарни в 2009 году: за счет этого фактора предприятие недополучило прибыль в размере 115443,43 руб.

    Основным резервом роста прибыли пекарни в 2010 году является снижение себестоимости производимой продукции и увеличение объемов реализации (поиск новых рынков сбыта).

    Себестоимость хлеба и хлебобулочных изделий можно понизить за счет покупки более дешевых ингредиентов (муки, маргарина, яичного порошка), путем заключения договоров с новыми поставщиками сырья и автотранспортными предприятиями.

    Объемы реализации можно увеличить за счет приобретения новых рынков сбыта (заключение договоров на поставку хлеба и хлебобулочных изделий с другими магазинами) и путем расширения ассортимента производимой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Главная цель предприятия в современных условиях – получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу.

    Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Стиль управления организацией в условиях экономического кризиса становится непрерывной борьбой за выживание.

    Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции, роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся:

Информация о работе Экономическая сущность прибыли и ее значение для предприятия