Сущность и значение туризма как экономической Сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Учитывая актуальность заданной темы, целями курсовой работы являются:
-оценка развития туризма в Кузбассе, состояния его фактической базы на современном этапе развития экономики страны;
-анализ положительных и отрицательных сторон развития процессов, протекающих в туризме, применительно к России;
- формирование основных направлений дальнейшего развития и совершенствования туризма в Кузбассе на основе анализа развития туристических процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СФЕРЫ
Сущность туризма и его классификация
Роль туризма в доходной части бюджета
Международный туризм
ТУРИЗМ В РОССИИ
История туристического бизнеса в России
Современные проблемы туризма
Президентская программа по туризму
ТУРИЗМ В КУЗБАССЕ
Кузбасс как объект туризма
Современное состояние туризма в Кузбассе
Организация предпринимательской деятельности в сфере
туризма
ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО
БИЗНЕСА В КУЗБАССЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Головко.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  ВВЕДЕНИЕ

1 СУЩНОСТЬ И  ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 

СФЕРЫ

    1. Сущность туризма и его классификация
    2.   Роль туризма в доходной части бюджета
    3.   Международный туризм
  1. ТУРИЗМ В РОССИИ
    1.   История туристического бизнеса в России
    2.   Современные проблемы туризма
    3.   Президентская программа по туризму
  2. ТУРИЗМ В КУЗБАССЕ
    1.   Кузбасс как объект туризма
    2.   Современное состояние туризма в Кузбассе
    3.   Организация предпринимательской деятельности в сфере

туризма

  1. ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО

БИЗНЕСА В КУЗБАССЕ

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  ЛИТЕРАТУРА

  ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Курсовая работа разработана на основании: ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 2.106-96, ГОСТ 2.104-2006, ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.32-2001,ГОСТ 2.316-68,ГОСТ 14249-89,ГОСТ 26291-94,ГОСТ 24755-89.

Туризм - категория экономическая, потому, что государство, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает огромные доходы от ввоза валюты. Во многих странах туризм является наиболее прибыльным видом экономической деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации» туризм – это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Тур представляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные и др.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенный срок. Кроме того, туристы могут покупать товары туристского назначения.

Под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства или работы. [7]

Одно из первых определений туриста принадлежало Комитету экспертов по вопросам статистики Лиги Наций (1937 г.). Оно получило международное признание и в основном дошло до наших дней с некоторыми, более поздними поправками.

Туризм представляет собой сложное образование. Как  нечто целое он предстает, прежде всего, в отношениях с окружающими  макросредами: политической, экономической, социальной, технологической и экологической. Внешний мир активно воздействует на туризм, в одних случаях открывая перед ним широкие возможности, в других - грозя новыми опасностями. В целях устойчивого развития он вынужден приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении.

Учитывая актуальность  заданной темы, целями курсовой работы являются:

-оценка развития туризма в Кузбассе, состояния его фактической базы на современном этапе развития экономики страны;

-анализ положительных и отрицательных сторон развития процессов, протекающих в туризме, применительно к России;

- формирование основных направлений дальнейшего развития и совершенствования туризма в Кузбассе на основе анализа развития туристических процессов.

 

1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА КАК      ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

    1. Сущность туризма и его классификация

 

В законе « Об основах туристской деятельности в  РФ» отражена классификация туризма:

-  туризм внутренний — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

-  туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну; 
-  туризм въездной — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации; 
-  туризм международный — туризм выездной или въездной;

-  туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

-  туризм самодеятельный — туризм, организуемый туристами самостоятельно.

-  рекреационный туризм — классический вид туризма, включающий в себя: оздоровительный, познавательный и спортивный виды. 
-  деловой туризм — в его сферу входят бизнес-туры, конгресс-туры, шопинг-туры.[13]

Каждый из этих видов туризма может подразделяться на более специализированные подвиды - пешеходный, водный, космический, инвалидный и т.д. (см. Приложение А).

 

1.2 Роль туризма в доходной части бюджета

 

Устойчивое  развитие туризма обеспечивает единство трех составляющих: развитие туризма и рекреации с основными экологическими процессами; экономическая устойчивость, обеспечивающаяся, благодаря роли туризма как эффективного способа развития местной экономики; социально-культурная устойчивость, позволяющая повысить занятость и доходы населения регионов, сохранить историко-культурные памятники, укреплять местную самобытность и сложившийся уклад жизни.

Суть принципа устойчивого развития для каждой страны и ее отдельных регионов состоит  в том, чтобы построить экономику, которая удовлетворяла бы нужды и желания людей, но при этом ее рост вписывался бы в пределы экологических возможностей данной страны.

Экономическое развитие туризма способствует через  налоги - пополнению доходной части бюджета, что стимулирует через реализацию социальных программ повышение уровня и качества жизни и платежеспособного спроса населения. (см. Приложение Б).

Одновременно  с этим увеличиваются инвестиционные ресурсы отрасли. При этом вместе с экономической функцией должна реализовываться в аналогичной пропорции социальная функция туризма, направленная на физическое и духовное оздоровление нации, в том числе повышение качества человеческих ресурсов. Это, в свою очередь, трансформируется через повышение производительности труда и увеличение доходной части бюджета в экономическую составляющую.

Посредством экономического развития туризма решается еще ряд  важных социальных задач. Туристская сфера  становится крупнейшим работодателем, создавая новые рабочие места, как  в собственной инфраструктуре, так  и в других отраслях национальной экономики.

Положительными  внешними эффектами со стороны экономики  являются: увеличение доходов, поступающих  в регионы, развивающие туризм; мультипликативное  воздействие на экономику; создание новых рабочих мест; привлечение  инвестиций в развитие инфраструктуры. Концепция развития туризма в отдельно взятом регионе зачастую отражена в концепции социально-экономического развития, что вполне закономерно. Туризм в зависимости от сложившейся структуры въезда-выезда, числа прибытий, интенсивности туризма, туристской подвижности, туристского оборота, конъюнктуры туристского рынка и многих других экономических, социальных, политических факторов, может стать как важнейшим источником бюджетных поступлений, так и мощным источником вывоза твердой валюты за рубеж. Целенаправленное и устойчивое развитие туризма в регионе может быть обеспечено с помощью разработки стратегических планов развития, к числу которых относится и разработка целевых программ на разных уровнях.

 

1.3 Международный  туризм

 

Международный туризм является активным источником поступлений иностранной

валюты и  оказывает влияние на платёжный  баланс страны. Международный туризм быстро растет и видоизменяется. Этот факт, с одной стороны, открывает новые возможности, с другой - постоянно создает проблемы людям, занятым в индустрии, ставшей сейчас крупнейшей в мире. Важно отметить, что в XXI веке международный туристский бизнес видоизменился, расширился и преобразовался. Туристская индустрия настолько велика и разнообразна, а перемены происходят так быстро, что появление чего-то нового в каком-либо одном уголке мира может стать тенденцией развития на другом конце света, по пути неизбежно преобразуясь и меняясь в соответствии с особенностями восприятия и методами реализации, присущими различным культурам на Земном шаре. За первый квартал 2011 года поток иностранцев заметно снизился. Число туристов из Финляндии сократилось на 24%, из Германии - на 19% и из Франции – на 16% (см. Приложение В).

 Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. Пересечение государственной границы для них связано с определенными формальностями: оформлением заграничных паспортов и виз, прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. [6]

В международном туризме  выделяют две его формы - въездной и выездной, которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение. Различают страну происхождения туриста, которую он покидает, и страну назначения, куда он прибывает.

В первом случае речь идет о выездном туризме, во втором - о въездном туризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки.[14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТУРИЗМ В РОССИИ

2.1 История туристического бизнеса в России

 

Для формирования нормативно-правовой базы развития туризма очень важным и своевременным стало принятие в конце 1996 г. ФЗ «О туризме». Закон определил принципы государственной политики, которая направлена на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, на регулирование отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, туризм и путешествие»[1]

Как гласит статья 3 Закона: «Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку туристов, туроператоров, турагентов и их объединений».

В историческом плане развитие туризма в бывшем СССР берет свое начало со дня основания государства. В результате действующей на тот момент политики, очень мало людей выезжало из страны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным приглашениям к своим родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, и ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп. Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и ему была предназначена роль непроизводственной индустрии. Поэтому капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень низкими, хотя государство субсидировало развитие внутреннего туризма, как части всей социальной политики. Следствием такой политики было ограниченное число иностранных туристов, прибывавших в страну. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г. Тренд прибытий туристов показывает рост числа иностранцев, посетивших нашу страну. В 1986 г. уровень прибытий сократился по сравнению с 1985 г. из-за чернобыльской аварии. Однако рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-х годов, а самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 г. Затем оно медленно пошло на спад из-за политической и экономической нестабильности. После распада СССР и образования СНГ самый низкий уровень в регионе за весь период с начала перестройки был зафиксирован в 1992 г., около 3 млн. человек. Но постепенно число туристов начало расти, и в 1995 г. Россию уже посетило 10, 3 млн. иностранных гостей Перспективы России в ХХI веке. Больше всего иностранцев в 1995 г. в Россию прибыло из Финляндии - всего 1276,3 тыс. человек, что составляет 12,4% всех прибытий в страну. Почти половина из них прибыла с целью туризма. Второе место занимала Польша, хотя в советский период опережала Финляндию, - 666 тыс. человек, большинство из которых приезжало с целью туризма - 532 тыс. человек. В 1989 г. поляки составляли 3,9% всех прибывших в СССР, всего - 3034,7 тыс. человек, а туристов в их числе было всего 792,5 тыс. человек. К этим статистическим данным надо относиться критически, так как СССР не использовал принятые ВТО категории и стандарты. Гости из несоциалистических стран в конце 80-х годов составляли одну треть всех приезжающих. В этом немалую роль сыграли бюрократические ограничения, связанные с визовым оформлением. Естественно, что из-за слабого развития туризма инвестиции в развитие его инфраструктуры были крайне низкие. Сначала в СССР, а потом и в России динамика численности граждан, выезжавших за границу, показывает, что в перестроечный период их число начало быстро расти с небольшим перерывом в 1992 г. В 1995 г. оно составило 21,3 млн. человек против 2,8 млн. человек в 1985 г. Если посмотреть тренд выехавших в дальнее зарубежье, то наибольшее количество было накануне распада СССР, т.е. в 1989-1991 гг. - с 8 до 10,8 млн. человек, но даже эти показатели были меньше 1% общего мирового туристского потока. После 1992 г. большая доля численности выехавших из России обеспечивается за счет  выезжавших в ближнее зарубежье. Так, в 1995 г. в дальнее зарубежье выехало всего 5,3 млн. человек. В среднем, по оценкам экспертов, каждый российский турист тратит за рубежом более 1,5 тыс. долл., что в 2 раза больше среднемирового уровня расходов. Если в конце 80-х годов лидирующими странами по приему советских гостей были Польша, ГДР, Болгария, Финляндия, то в середине 90-х годов лидерство захватила Турция, куда в 1995 г. выезжали 764 тыс. человек, из них 538 тыс. с целью туризма. Далее идут Финляндия, Польша, Германия и Китай - соответственно 640,9 478,7 442,8 и 342,9 тыс. человек. У российских туристов популярны такие страны, как Италия, Испания, Греция, Кипр, Марокко, Тунис, Египет, которые предлагают нашим туристам и познавательный продукт, и пляжный туризм.[12]

Информация о работе Сущность и значение туризма как экономической Сферы