Экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработка предложений по его ускорению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование и экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь, а также разработка предложений по его ускорению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в рыночной экономике Республики Беларусь.
рассмотреть основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработать предложения по его ускорению.

Содержание

Введение…….………………………………………….…………….………....4
Теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в Республики Беларусь………………………………
Сущность предпринимательства……………………………….
Виды, субъекты и формы предпринимательства……………..
1.3 Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………
Анализ структуры и специфики развития предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………..
Анализ функционирования предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………
Государственная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Зарубежный опыт развития малого бизнеса………………….
Основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и предложения по его ускорению…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 350.81 Кб (Скачать файл)
    1. Упрощение системы налогообложения и таможенного регулирования для субъектов малого предпринимательства;
    2. Освобождение минимум на 3 года от основных видов налогов и сборов вновь образованных субъектов малого бизнеса; предоставление налоговых льгот субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в сфере  материального производства, инноваций;
    3. Отмена административного регулирования цен и тарифов, за исключением узкого перечня социально значимых товаров и услуг;
    4. Совершенствование законодательства в имущественной сфере, в сфере арендных отношений, предоставление преференций субъектам малого бизнеса при аренде офисных, производственных и складских помещений на длительный срок;
    5. Упрощение и удешевление процедур получения лицензий и сертификатов;
    6. Формирование эффективной инфраструктуры государственной поддержки и развития предпринимательства. [14, с.126-127]

Для развития предпринимательства  необходима комплексная система  мер, направленная на либерализацию  экономики и проведение рыночных реформ.

В Республике Беларусь необходимо создать реально функционирующую  инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, которая бы могла оказывать информационную, консультационную, юридическую помощь субъектам МСБ, обеспечивала бы свободный  доступ к нормативно-правовой информации и ее разъяснению, а также оказывала кредитно-финансовую поддержку.

Для нормального ведения  бизнеса необходимо нормативно-правовое обеспечение предпринимательства, а также предоставление определенных гарантий со стороны государства.

Предпринимателю, который  вкладывает деньги в развитие своего дела, важно быть уверенным в том, что принятие очередного нормативно-правового  акта не поставит под сомнение существование  его бизнеса.

Государственная политика в  области законодательства должна быть направлена на создание нормативно-правовой базы в области предпринимательства, которая бы четко регулировала хозяйственную  деятельность, устраняла неясность  и различное толкование одних  и тех же нормативно-правовых актов. Необходима систематизация и сокращение нормативно-правовых актов, а также  свободный и своевременный доступ к принимаемому законодательству.

Для развития малого и среднего бизнеса необходимо развитие кредитования и микрокредитования, поскольку для развития любого бизнеса необходимы определенные ресурсы, которых у субъектов МСБ, только начинающих свое дело, просто не хватает.

В выдачи микрокредитов должно быть заинтересовано государство, стимулируя тем самым развитие предпринимательства. Необходимо создание специальных реально функционирующих фондов с упрощенной процедурой получения кредитов. Следует отметить, что в нашей стране существует Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, который занимается кредитованием и микрокредитованием субъектов малого бизнеса на льготной основе.

При этом кредитные средства выделяются на конкурсной основе в  соответствии с Порядком конкурсного  отбора, утвержденным Правлением фонда. Конкурсный отбор включает в себя 11 пунктов, по которым должен характеризоваться  будущий проект предпринимателя, а  также из перечня документов (всего  их 10), необходимых для получения  финансовой поддержки.

Ознакомившись с данными  условиями получения микрокредита (кредита), у предпринимателя, по всей видимости, может возникнуть вопрос о целесообразности обращения в Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

Для реальной поддержки малого бизнеса и большей доступности  кредитов и микрокредитов для предпринимателей представляется необходимым несколько сократить длинный перечень необходимых условий получения кредита на небольшие суммы (до 10 млн. руб.).

Совершенствование системы  финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства должно стать  одним из важнейших направлений  государственной политики в области  развития предпринимательства. Мероприятия  этого блока направлены на создание благоприятных условий для расширения доступа субъектов малого предпринимательства  к финансовым ресурсам, упрощение процедуры получения кредитов.

В Беларуси созданы такие  институциональные условия хозяйствования, при которых предприятию быть в государственной собственности  выгоднее, чем в частной, т.к. государство  различными мерами облегчает существование  государственных предприятий, оказывая поддержку именно им, ставя их в  более благоприятные условия.

Практика показывает, что  в Республике Беларусь крупная государственная  поддержка оказывается именно неэффективным  государственным предприятиям. В  результате такие предприятия слабо  заинтересованы в улучшении показателей  собственной работы.

При оказании государственной поддержки предпринимательскому сектору следует учитывать следующие моменты [19, с. 111]:

а) государственная поддержка  должна быть ориентирована прежде всего на структурную перестройку материального сектора экономики для выпуска конкурентоспособной продукции. Для этого требуется увеличить капиталовложения в наиболее перспективные отрасли производства и добиться улучшения технологической структуры промышленности на базе перехода к более высоким технологическим укладам. Серьезную государственную поддержку следует оказывать частным предприятиям, которые в большей степени, чем государственные предприятия, ориентированы на эффективное хозяйствование;

б) приоритеты государственной  поддержки должны вытекать из общей  стратегии развития той части  материального сектора, которая  ориентированна на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства. Прежде всего имеются в виду информационные технологии; микроэлектроника и оборудование для ее производства; приборостроение; точное машиностроение; новые материалы различного назначения; техника для быта; биологические и тонкие химические технологии; продукция для медицины и сельского хозяйства; мембранные технологии, важные для экологии и ресурсосбережения.

Способствовать развитию предпринимательства также будет  международное сотрудничество, изучение опыта других стран в области  развития предпринимательства, подписание международных соглашений, содействующих  развитию внешней торговли и установлению деловых контактов с предпринимателями других стран.

Причиной почти 60% банкротств малых предприятий на начальном  этапе развития, по оценкам западных специалистов, являются неумелое управление предприятий и неэффективное планирование предпринимательской деятельности. Поэтому большое значение имеет проведение мероприятий по более рациональному разделению управленческого труда и повышению эффективности руководства. [3, с.37].

Государственная политика в  этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных  условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования  форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизации  производственной, инновационной и  инвестиционной деятельности данной категории  субъектов хозяйствования и, как  следствие, рост эффективности национальной экономики. [11, с.53]

Важным является также  вовлечение в предпринимательскую  деятельность широких слоев населения  и создания новых рабочих мест, в том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности. [11, с.54]

Приоритетными направлениями  развития малого бизнеса должны стать  производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в  сельской местности, научная и инновационная деятельность.

Местные органы власти и  управления должны обеспечивать оказание дифференцированной и адресной поддержки  субъектов малого предпринимательства  при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности.

Основными путями ускорения  развития малого бизнеса и повышения  его эффективности являются:

    1. установление стабильного режима для иностранных инвестиций в части налогов, валютного и внешнеторгового регулирования, обеспечение условий для приватизации с участием иностранного капитала, создание системы информации об инвестиционных проектах;
    2. в сфере финансово-кредитного обращения – расширение возможности получения кредитов для малого бизнеса путем создания условий для организации новых кредитных учреждений (например, кредитно-сберегательных), оптимизация нормативов обязательной продажи валютной выручки для предпринимателей, занимающихся экспортом продукции глубокой переработки, развития системы межбанковских расчетов;
    3. ускоренная амортизация основных фондов для малых предприятий;
    4. обеспечение доступа к централизованным ресурсам, информационным базам данных;
    5. обеспечение социальных гарантий защиты предпринимателей и потребителей;
    6. активизация поддержки со стороны органов местного самоуправления, включая разработку системы налоговых льгот на местном уровне;
    7. создание республиканской информационной системы для изучения конъюнктуры рынка на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке;
    8. государственное страхование частных инвесторов, вкладывающих средства в малые венчурные предприятия;
    9. развитие лизинговых услуг.

Главными целями развития малого предпринимательства на среднесрочную  перспективу являются обеспечение  благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства  на основе повышения качества и эффективности  мер государственной поддержки, широкое использование потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства  в сферах производства и оказания услуг, развитие предпринимательства  в малых и средних городских  поселениях, сельской местности, активизация  инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства [8, с.2]

Для достижения поставленных задач необходимо устранить основные факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства, выйти на более высокий уровень государственной поддержки.

Конкретные меры государственного стимулирования деятельности малого бизнеса  закреплены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010-2012 годы. [8, с.1-6]

 

Заключение

На современном этапе повышение роли предпринимательства в экономике всех стран - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Понимание экономического процесса и места в нем предпринимательства имеет долгую и неоднозначную историю. Однако история предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает немногим более 10 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.

В этой связи действующее  законодательство в Республике Беларусь должно быть уточнено с точки зрения специфики малого бизнеса, отличительных  признаков небольших экономических  организаций как способа производства. Хотя они и не являются какой-то особой формой хозяйства, но активно влияют на становление всех хозяйственных  форм как прямо, так и косвенно.

Можно сказать, что малое предпринимательство развивается не благодаря, а «вопреки» заботам государства, ведь малое предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджета всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в нашей стране «среднего» класса.

С целью существенного  повышения вклада малых предприятий  в развитие экономики страны за счет более широкого использования их потенциала в сферах производства и  оказания услуг, активизации инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности, а также стимулирования развития предпринимательства в малых  городских поселениях и сельской местности необходимы:

    • создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамическому и устойчивому развитию предпринимательства,
    • формирование рациональной структуры предпринимательского сектора путем обеспечения его преимущественного развития в отраслях и регионах, где потенциал данного сектора используется в недостаточной степени;
    • совершенствование нормативной и правовой базы, регулирующей вопросы создания, деятельности, ликвидации, обращения субъектов хозяйственной деятельности в государственные органы (упрощения порядка прохождения документов и т.д.), а также минимизация нормативных ограничений, сдерживающих развитие субъектов малого предпринимательства;
    • создание благоприятных условий для доступа малых предприятий к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования; упрощения процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение компенсации банкам за счет средств местных бюджетов разницы между рыночной и льготной процентными ставками по выдаваемым кредитам; создание в областях сети организаций, оказывающих финансовую поддержку;
    • развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий и повышение эффективности ее функционирования;
    • организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными, путем развития кооперационных связей;
    • обеспечение в более широких масштабах имущественной поддержки малых предприятий (передача в долгосрочную аренду, продажа, в том числе в рассрочку, или передача на безвозмездное пользование зданий, сооружений и помещений, находящихся в коммунальной собственности, малым предприятиям);
    • обеспечение ускоренного развития малых предприятий в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках, предусматривающее расширение перечня видов деятельности , осуществляемой малыми предприятиями;
    • активизация отношений партнерства между государством и общественными объединениями предпринимателей;
    • разработка проектов нормативных правовых актов , направленных на упрощение налогообложения для субъектов малого предпринимательства, лицензирование отдельных видов деятельности(сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, а также лицензионных требований и условий); на развитие инновационной деятельности малых предприятий, упорядочение разрешительной системы осуществления хозяйственной деятельности субъектами малого предпринимательства путем установления общего перечня видов разрешений и органов, их выдающих, запрета на выдачу разрешений, не входящий в указанный перечень; стимулирование деятельности субъектов предпринимательства по производству товаров, оказанию услуг в малых городах сельских населенных пунктах;
    • внесение изменений в законодательство, предусматривающих возможность размещения производств (оказания услуг производственного характера) в отдельно стоящих частных жилых домах в сельских населенных пунктах в целях развития надомного производства и услуг с привлечением к осуществлению данной деятельности незанятого сельского населения.[11]

Информация о работе Экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработка предложений по его ускорению