Экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработка предложений по его ускорению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование и экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь, а также разработка предложений по его ускорению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в рыночной экономике Республики Беларусь.
рассмотреть основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработать предложения по его ускорению.

Содержание

Введение…….………………………………………….…………….………....4
Теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в Республики Беларусь………………………………
Сущность предпринимательства……………………………….
Виды, субъекты и формы предпринимательства……………..
1.3 Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………
Анализ структуры и специфики развития предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………..
Анализ функционирования предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………
Государственная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Зарубежный опыт развития малого бизнеса………………….
Основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и предложения по его ускорению…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 350.81 Кб (Скачать файл)

Если можно просто зарегистрировать бизнес, даже получить налоговую льготу, но при этом сложно купить землю, построить  здание, получить разного рода лицензии, разрешения и сертификаты, то ждать потока инвестиций не стоит.[4]

В национальных интересах  Беларуси синхронизация действий бизнес сообщества и власти, гражданского общества и органов государственного управления. Полноценный внутренний диалог по основным направлениям системных  экономических реформ, главной частью которых являются реформы делового климата, является важнейшей предпосылкой для успешной реализации настоящей  Платформы бизнеса.[18]

Задачи и вызовы белорусской  экономики частично обусловлены  внешними факторами. Протекционизм  идет на смену глобализации. Ужесточаются условия внешнего кредитования. Растут требования инвесторов к продавцам  активов. Заметно ослабли международные  организации и институты. Разрушается  доверие к твердым валютам  и финансовым организациям. Буксует  международная система принятия решений по глобальным экономическим  и финансовым проблемам.[18]

Есть целый ряд внутренних факторов, которые в 2011 году оказывали и продолжают оказывают существенное влияние на поведение предприятий, финансовых организаций и органов государственной власти:

    1. Ускоренная адаптация к мировым ценам на энергоресурсы. Это значит не только акцент на экономию, но, в первую очередь, повышение энергоэффективности. Без закупки новых станков, машин и оборудования не обойтись. Ресурсов внутри страны на полноценную модернизацию не хватает. Значит, нужна открытость, партнерство с авторитетными производителями и финансовыми организациями мира, защита прав собственности и полноценная экономическая свобода. Нам нужна честная, открытая приватизация, которая будет способствовать становлению национального бизнеса.
    2. Нельзя больше закрывать глаза на проблему баланса внешней торговли и дефицит текущего счета платежного баланса. Из года в год мы тратим больше валюты, чем зарабатываем. Жизнь в долг чревата попаданием в финансовую ловушку и даже дефолтом. Сокращение золотовалютных резервов, проедание валютных кредитов, минимальное количество предприятий, зарабатывающих валюту – все это говорит о необходимости серьезной корректировки экономической политики. Реализуемые на протяжении более 10 лет государственные программы импортозамещения и стимулирования экспорта не привели к выполнению поставленных задач. Требуется изменение подходов к обеспечению конкурентоспособности белорусских товаров и услуг.
    3. Усугубляется проблема неплатежей, складских запасов и «замороженных» активов в низкокачественных инвестиционных проектах. Механизмы обновления экономической структуры страны работают очень медленно. Предоставляемые отдельным предприятиям и секторам льготные условия хозяйствования не приводят к созданию современных конкурентных в региональной экономике проектов. Обеспечения свободного входа на рынок должно идти в паре с рыночными механизмами санации и банкротства, противодействия монополистическим практикам.
    4. Обостряется проблема неравных условий работы на внутреннем рынке страны. Государственные посредники в лице концернов, министерств и структур местной исполнительной власти создали, по сути дела, двухуровневую экономику. Малый и средний бизнес страны, индивидуальные предприниматели работают в худших ценовых условиях по доступу к сырью, кредитным ресурсам, аренде недвижимости, условиях оплаты за поставленные товары и оказанные услуги.
    5. Падает качество макроэкономической политики. По-прежнему высокой остается инфляция. Реальна угроза девальвации. Существенно хуже стали условия покупки валюты и оплаты импорта. Нелогично плохим и непозволительно дорогим остается доступ к земле. Не созданы условия для беспрепятственного доступа белорусских товаров на рынок стран Евросоюза и Украины. Не разрешены проблемы зачета НДС, нетарифных барьеров в торговле с Россией. Не остановлено бегство мозгов и отток из страны высококвалифицированных кадров.
    6. Вопреки ожиданиям белорусского предпринимательства, в стране сильно запаздывают либерализация и системные реформы делового климата. Несмотря на громкие декларации по поддержке национального предпринимательства и создания благоприятных инвестиционных условий, Беларусь ухудшила свое положение в рейтинге стран по качеству делового климата, переместившись с 64-го на 68-ое место. Наша страна остается на последнем,183-м месте в мире по качеству налоговой системы. По уровню экономической свободы наша страну опустилась с 150-го места в 2010г. на 155-ое в 2011г. Не решен базовый вопрос ценовой либерализации. По-прежнему чрезвычайно высокими остаются штрафы и наказания бизнеса.

В Беларуси перед сторонниками модернизации нет непреодолимых  преград или не решаемых задач. Главное, чтобы реформаторы бизнес сообщества и органов государственного управления объединили свои усилия. Пришло время капитализировать положительный опыт нашего взаимодействия.[18]

Ресурс косметических  мер по улучшению делового климата практически исчерпан. МСБ требует конкретных, значимых перемен в сфере налогообложения, снижения штрафов. Для поддержки МСБ нужно существенно сократить арендные ставки, отменить лицензирование торговли и разного рода услуг, отпустить цены на свободу, упросить и удешевить стоимость прохождения административных процедур. Без принятия этих мер нашей стране не может претендовать на место в Топ-30 стран мира с самым благоприятным деловым климатом.[18] 

2.4 Зарубежный опыт развития малого бизнеса.

Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма  давно ощутили эффективность  малых предприятий в экономике  и научились решать многие проблемы, связанные с фирмами, которые  занимаются деятельностью в небольших  масштабах. Экономика таких стран  как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях.

Многолетний опыт развития малого и среднего предпринимательства в европейских странах, показал, что данный субъект экономических отношений играет огромную роль в экономике страны, которая заключается в стимулировании конкуренции, что побуждает крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, следовательно, эффективность всей экономики европейского союза (ЕС) напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, главная цель осуществляемой в рамках Евросоюза политики поддержки малого и среднего предпринимательства заключается в установлении баланса интересов государства и бизнеса, обеспечении оптимальных условий для предпринимательской деятельности, а также увеличении конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. На 1000 граждан в странах - членах ЕС приходится не менее 30 предпринимателей. В странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.[6]

Таким образом, основные цели регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в Европе состоят в укреплении единого внутреннего рынка ЕС, устранении административных барьеров для ведения малого и среднего бизнеса, унификация законодательной базы, а также усиления взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества с другими странами. [6]

Посмотрим, как же развивается  и действует малый бизнес в  различных странах.

Роль государства в  поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ) в США.

На сегодняшний день в  США зарегистрировано более 20 млн. предприятий  МСБ, которые обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного  населения страны. По подсчетам американских ученых каждая третья американская семья  занята в бизнесе, а некоторые  американские учебники по предпринимательству  утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000–5000, и более  половины из них менее чем за 2–3 года увеличивают свой ежегодный  доход до $1 млн.

В США малое и среднее предпринимательство выглядят достаточно крупно: согласно американскому законодательству к категории МСБ относятся хозяйствующие субъекты экономики с численностью персонала не более 500 человек, при этом малое и среднее предпринимательство, в зависимости от того, в какой отрасли оно работает, может называться компания с числом сотрудников от 1 до 1500 человек и годовым оборотом, не превышающим $15 млн. [6]

Государственная стратегия  развития МСБ определяется «Законом о малом бизнесе», в котором  говориться, что экономика страны, основанная на частном предпринимательстве  и свободной конкуренции, не может  развиваться без развитого сектора  МСБ, который нуждается в постоянной поддержке со стороны государства, которую обеспечивает Администрация малого бизнеса (АМБ). Она оказывает помощь в виде обучения, консультаций, пробивания различных льгот, защиты интересов малых компаний. Помимо моральной поддержки, у АМБ можно получить и материальную помощь - кредит, гарантию или заем.

При этом помощь, которую  оказывает государство МСП, весьма многообразна: от проведения технологической  модернизации производства, содействия при осуществлении НИОКР до защиты интересов МСБ на всех уровнях  власти. К настоящему времени АМБ  является одной из наиболее крупных  правительственных организаций, специализирующихся в поддержке МСБ, в мире: она  имеет более 100 представительств во всех регионах страны с общим штатом свыше четырех тысяч сотрудников. Государственная поддержка МСП оказывается не только непосредственно структурными подразделениями АМБ или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес-центрами и т.п.

Таким образом, основными  направлениями поддержки и развития сектора МСБ в США являются сложившаяся устойчивая государственная  система регулирования и поддержки  предприятий МСБ, развитая система  государственных заказов, предоставление государственных гарантий по обеспечению  кредитов, выдаваемых в рамках государственных  или региональных программ обеспечения  доступа МСП к финансовым ресурсам, а также инвестиционное кредитование МСП, в основе которого лежит создание сети частных инвестиционных компаний, которые, используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал, осуществляют различные инвестиции в МСП. [6]

Развитие малого и среднего предпринимательства в Германии.

Германия - страна малого бизнеса. Если в каком-нибудь деле на постоянной основе задействовано не более девяти наемных работников, а его годовой  доход не превышает €700 тыс., это  называется малым семейным предприятием (МСП). Таковых в ФРГ насчитывается  сейчас почти 3,5 млн. 20 млн. работающих в МСП – это почти 70% всего  занятого населения страны. Именно эти люди дают в казну 41% всех налоговых  отчислений и производят половину всего  ВВП. [6]

Объем инвестиций в развитие МСП традиционно составляет в Германии 51,5% от всех финансовых вложений страны. 80% компаний - это малые фирмы, на которых задействовано более 70% работоспособного населения страны. Ежегодно на территории Германии возникает не менее 300–500 новых венчурных фирм. На долю малых компаний в Германии приходится до 60–70% всех зарегистрированных патентов и открытий.

Одна из особенностей малого бизнеса Германии - развитие инновационного бизнеса. На сегодня здесь сформирована четкая инфраструктура государственной поддержки малого инновационного бизнеса: технологические центры, исследовательские институты и даже специальная транспортная сеть.

Каждый коренной житель страны, желающий организовать собственное  дело, может легко получить льготный кредит в размере до €50 тыс. Государственный  кредит выдается через ряд коммерческих банков сроком на 20 лет. При этом бизнесмен  в течение первых 2 лет пользуется денежными средствами безвозмездно - не гасит ни саму задолженность, ни проценты по ней. Затем еще 8 лет он вносит в банк только льготные проценты - до 4–5% годовых за пользование займом. А собственно саму сумму нужно  будет покрывать только на одиннадцатый год с момента ее получения.

Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся  секторов экономики. Финансовая и технологическая  поддержка предприятий малого бизнеса  оказывается на всех уровнях ветвей власти.

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как  и в ряде развитых стран, предусматривают  приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства.

Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:

    1. программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»;
    2. программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела».

Первая программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start-up» проектов. Специальный государственный орган – Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству – призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.

Ассоциация Германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение  торгово-промышленных палат Европейского сообщества.

В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства  и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние  на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных  органов самоуправления, принимая важнейшие  социально-экономические решения  в области развития страны. Это  целая инфраструктура, в которой  участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат – оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.

Роль МСБ в экономике  Японии.

Мощный технико-экономический  прорыв в послевоенные годы вывел  Японию в тройку самых развитых стран  мира. Это было достигнуто благодаря  развитию малого бизнеса при мощной государственной поддержке. Несмотря на то, что многие всемирно известные  компании и концерны по наукоемкому  производству автомобилей, техники, инновационной  продукции находятся именно здесь, малый бизнес составляет значительную долю в общих объемах промышленности Японии (около 40%). Однако нужно отметить, что малый бизнес в Японии в  большей степени представлен  в следующих отраслях: строительство, легкая промышленность, сфера услуг. Наукоемкие производства ведутся в  основном лишь крупными компаниями. Это  и есть основная задача экономического развития Японии - стимулирование инновационного высокотехнологичного производства в сфере малого бизнеса.

Регулирование деятельности МСП в Японии осуществляется за счет правительственных организаций, таких  как Управление малых предприятий, основными направлениями политики которого являются контроль выполнения МСП антимонопольного законодательства, обеспечение и поддержка интересов  МСБ, ограничение контроля владельцев бизнеса, определение ответственности  заказчиков и исполнителей при заключении договорных отношений и т.д. Законодательство страны устанавливает статус предприятий  МСБ и размер льгот для них  в соответствии с видом деятельности, а также проводит жесткое регулирование  рыночной стоимости выпускаемой  ими продукции, что позволяет  правительству страны контролировать рост цен и сдерживать рост инфляции. [6]

Информация о работе Экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработка предложений по его ускорению