Экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработка предложений по его ускорению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование и экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь, а также разработка предложений по его ускорению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в рыночной экономике Республики Беларусь.
рассмотреть основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработать предложения по его ускорению.

Содержание

Введение…….………………………………………….…………….………....4
Теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в Республики Беларусь………………………………
Сущность предпринимательства……………………………….
Виды, субъекты и формы предпринимательства……………..
1.3 Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………
Анализ структуры и специфики развития предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………..
Анализ функционирования предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………
Государственная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Зарубежный опыт развития малого бизнеса………………….
Основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и предложения по его ускорению…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 350.81 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Социально-экономическая  роль предпринимательства в Республике  Беларусь

 

В процессе предпринимательской  деятельности реализуются две основные целевые установки: экономическая  – получение дохода (прибыли) и  социальная – работа на благо общества (удовлетворение потребностей других людей, выполнение социального заказа). Данный вид деятельности требует  от индивида (субъекта) проявления инициативы, активности, инновационного комбинирования факторов производства, готовности к  риску и ответственности за принимаемые  решения [20, с. 38].

Согласно Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2020 года, «важным  фактором социально-экономического развития страны является предпринимательство, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые  рабочие места, позволяет самореализоваться человеку» [1, с. 11].

Социально-экономическая  значимость предпринимательства в  экономике возрастает по мере увеличения в этом секторе доли активно занятого населения страны. При этом особая роль в подъеме экономики и  структурной перестройке хозяйства  в Республике Беларусь отводится  среднему и малому предпринимательству. Его преимущества заключаются в  более высокой гибкости, большей  восприимчивости к техническому и технологическому прогрессу, быстром  реагировании на рыночный спрос, создании конкурентной среды, гибких структур реализации товаров и услуг и др. Развитие малого и среднего предпринимательства  одновременно создает политические предпосылки стабильности в обществе.

Малый и средний бизнес – важный фактор поддержания социальной стабильности в обществе. Этот сектор быстрее, чем крупный бизнес, адаптируется к изменениям деловой конъюнктуры, переориентируясь на новые инновационные  виды деятельности. В условиях, когда  крупные предприятия почти исчерпали  свой ресурс и требуют значительных финансовых вливаний, малый и средний бизнес может сыграть важную роль в увеличении валового внутреннего продукта страны, стать основой для формирования среднего класса и способствовать созданию новых рабочих мест.

Постоянный рост численности  индивидуальных предпринимателей и  юридических лиц, увеличение их вклада в производство ВВП необходимо рассматривать, как результат стремления значительной части населения реализовать свои способности (иногда с помощью государства) для улучшения жизни [22, с. 50 – 51].

По данным национального  статистического комитета Республики Беларусь средняя численность работников задействованных в субъектах малого предпринимательства, наконец, 2011 года составила 703 437 чел. Для сравнения, в 2009 году эта цифра была 691 060 чел. (Приложение А)

Изучение опыта развитых стран приводит к выводу, что поступательное развитие малого предпринимательства  является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

    • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих удовлетворению потребностей населения и общества в товарах, работах, услугах;
    • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества готовой продукции и культуры обслуживания;
    • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
    • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
    • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
    • более эффективное использование творческих способностей людей, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
    • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
    • формирование социального слоя собственников, владельцев организаций;
    • активизация научно-технического прогресса;
    • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
    • содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
    • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого и  среднего предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших  государственных факторов роста  экономики, делают неотъемлемой частью реформирования экономики Республики Беларусь. 

  1. Анализ структуры и специфики развития предпринимательства в Республике Беларусь.
    1. Анализ функционирования предпринимательства в Республике Беларусь.

Наряду с юридическими лицами, создававшимися «с нуля», в 1993 – 1994 гг. предпринимательский сектор пополнили приватизированные предприятия  «успешных» отраслей, в большинстве  своем имевшие хорошие стартовые  условия (относительно конкурентоспособную  продукцию, близость к рынкам сбыта  и т.п.). Многим из таких предприятий  удалось привлечь стратегических инвесторов (в том числе иностранных) для  последующего проведения реструктуризации. Уже к 1995 г. на приватизированных предприятиях промышленности было занято 36% промышленно-производственного персонала (ППП).

Со второй половины 90-х  годов за такими предприятиями усилился государственный контроль и были введены так называемые «золотые акции», когда государство с минимальной долей в уставных фондах приватизированных предприятий стало контролировать их. Начала также проводиться политика обратного преобразования акционерных обществ в унитарные государственные предприятия. В результате на начало 2005 г. в промышленности 41,9% продукции производили государственные предприятия и еще 47% – акционерные общества с долей государственной собственности. На не акционированные предприятия со смешанной собственностью и иностранным (в том числе и российским) участием приходилось лишь 4,6% промышленной продукции, а доля чисто иностранных предприятий составляла только 1%. Таким образом, государство осуществляет практически полный контроль над промышленным сектором страны. В торговле же товарооборот государственных предприятий составлял к началу 2005 г. 17,2% всего товарооборота [5, с. 84].

При оценке динамики показателей  развития малого предпринимательства  необходимо учитывать, что статистические показатели в различные периоды  времени рассчитывались по разным методологиям сбора и обработки информации, а также по разным критериям определения объекта статистического наблюдения. Сопоставимой такая информация стала только с 1998 г. Вместе с тем и к этой статистике следует относиться с осторожностью, так как она отражает фактически зарегистрированные малые предприятия, многие из которых реально не ведут хозяйственную деятельность и находятся в стадии ликвидации, которая в условиях Республики Беларусь иногда продолжается не один год. Известны случаи, когда предприятия не могут закрыться пять-семь и более лет только потому, что налоговые службы перегружены текущими проверками и не могут уделить внимания хозяйственным структурам, уже давно прекратившим деятельность, но которые продолжают учитываться статистикой [5, с. 85].

Проанализируем данные Национального статистического комитета Республики Беларусь по субъектам малого предпринимательства за период 2009-2011гг. [31]

Количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, зарегистрированных в налоговых органах Республики Беларусь, на 1 января 2011 г. составило 86 194 предприятий, что на 9,6 процентов больше, чем в 2010 году. Количество индивидуальных предпринимателей составило 231 834 единиц и увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 года более чем на 5,6 процента. Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 2010 год составил 21 % (2009 год - 18%), в том числе от юридических лиц – 18,4 % (2009 год - 15,6%), от индивидуальных предпринимателей – 2,6 % (2009 год – 2,4%). [32]

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь число субъектов малого предпринимательства на конец 2011 года составило 88 673, по сравнению с 2009 годом их число увеличилось на 11 271 предприятий, или на 12,7%. Динамика изменения числа субъектов малого предпринимательства за 2000 – 2011 гг. представлена на рисунке 2.1. (Приложение А) 

Рисунок 2.1 – Динамика изменения числа субъектов малого предпринимательства за 2000–2011гг.

Среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства на конец 2011 года составила 703 437 чел., что на 12377 чел., или 1,8%, больше, чем в 2009 г. Динамика изменения среднесписочной численности работников малых предприятий за 2000–2011 гг. представлена на рисунке 2.2.[31]. (Приложение А)

Рисунок 2.2 – Динамика изменения среднесписочной численности работников малых предприятий за 2000–2011 гг.

На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы  роста по основным экономическим  показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более  мобильны и являются важным источником экономического роста страны.

Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать  основным фактором оптимизации структуры  региональной экономики.

Уровень развития малого предпринимательства  в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение  со стороны местных властей.

Распространение малого бизнеса  по территории Республики крайне неравномерно (рис.2.3). По данным Министерства статистики и анализа РБ на конец 2011 года центром малого предпринимательства является город Минск. Здесь работает 37,1%малых предприятий республики. Далее следует Минская область(16,4%), Брестская область(10,5%), Гомельская область (9,9%), Витебская область (9,3%), Гродненская область(8,5%), Могилевская область (8,3%).[13] (Приложение Б). Это объясняется развитой производственной и социальной инфраструктурой города Минска, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры.

Рисунок 2.3 – Распределение  числа субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц по областям РБ, в % к общему количеству.

За 2010 год количество субъектов  малого предпринимательства – юридических  лиц всех форм собственности увеличилось  на 6 762 организации и составило  на 1 января 2011 г. 84 164 организации.

В общем количестве субъектов  малого предпринимательства – юридических  лиц 95,1 процента составляют организации  частной формы собственности (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 – Распределение субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по формам собственности в 2010 году, в % к общему количеству.

На протяжении последних  нескольких лет отраслевая структура  малых организаций практически  не изменяется. По итогам 2010 года количество субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц, занятых в  торговле и общественном питании, составляет 40,9 процента (рис. 2.5). В промышленности сосредоточено 19,9 процента субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, строительстве – 10,7 процента, транспорте – 8,1 процента, сельском хозяйстве – 3,3 от общего количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых организаций. В науке и научном обслуживании осуществляют деятельность 317 микро- и малых организаций (0,4 процента от общего количества). [32] (Приложение А)

Рисунок 2.5 – Распределение субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по отраслям экономики в 2010 году, в %

В 2011 году удельный вес субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в общем объеме валового внутреннего продукта составил 15,7% (в 2010 – 12,3%).

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства – юридических  лиц за 2011 год составила 267 236,9 млрд. рублей или 29,4% от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству (2010 году – 28%).

По сравнению с 2010 годом в 2011 году уменьшилась доля субъектов малого предпринимательства во внешнеторговом обороте и составила 29,6 процента (сальдо сложилось положительное в размере 1911,8 млн. долларов США).

В 2011 году объем инвестиций в основной капитал составил 25,528 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2010 годом(14928,3 млрд. рублей).

В 2011 году наблюдается уменьшение убыточных организаций по сравнению с 2010 годом (21 и 20,3 процентов соответственно).

Рентабельность реализованной  продукции, работ, услуг субъектов малого предпринимательства составила в 2011 году 12,5 %.

Информация о работе Экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработка предложений по его ускорению