Экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработка предложений по его ускорению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование и экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь, а также разработка предложений по его ускорению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в рыночной экономике Республики Беларусь.
рассмотреть основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработать предложения по его ускорению.

Содержание

Введение…….………………………………………….…………….………....4
Теоретические основы организации и функционирования предпринимательства в Республики Беларусь………………………………
Сущность предпринимательства……………………………….
Виды, субъекты и формы предпринимательства……………..
1.3 Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………
Анализ структуры и специфики развития предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………..
Анализ функционирования предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………
Государственная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………...
Зарубежный опыт развития малого бизнеса………………….
Основные факторы и пути повышения экономической эффективности развития предпринимательства в Республике Беларусь и предложения по его ускорению…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 350.81 Кб (Скачать файл)
    1. преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественного питания – примерно 40% от общего количества предприятий;
    2. недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;
    3. вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;
    4. «размывание» специфики функций поддержки малых предприятий, их «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских нужд, что, в частности, резко повышает требования к размеру государственных затрат;
    5. отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.

Развитие малого и среднего бизнеса и повышение его роли в развитии национального производства является одним из важнейших направлений  реформирования экономики в трансформационных  странах. Не является исключением в  этом плане и Республика Беларусь. Сегодня общепринятым стало понимание  необходимости развития малого бизнеса  не только как средства “увеличения  занятости” и “пополнения госбюджета”, но и как способа создания конкурентной рыночной среды, формирования новых  знаний и новых технологий.

Как уже отмечалось выше, основная часть малых предприятий  сосредоточена в городе Минске – 37,1% и Минской области – 16,4%,а также в областных центрах и крупных городах. Крайне слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности. Вместе с тем именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т.п. [25]

На неблагоприятный бизнес-климат в стране бизнес реагирует вполне адекватно — уходит “в тень”. По оценкам ИК «Юнитер», в малом и среднем бизнесе теневой сектор достигает 40%.[5, c. 6]

В Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых  мерах по регулированию предпринимательской  деятельности» были внесены следующие дополнения и изменения (Указ Президента Республики Беларусь от29 декабря 2006 г. № 760), одним из которых: «Деятельность индивидуального предпринимателя с 1 января 2008 г. может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников [33].

Эта мера предполагает, в соответствии с международной практикой, возможность нанимать работников только после создания юридического лица.

При этом государство должно создать определенные условия для  безболезненного перехода индивидуального предпринимателя в юридические лица.

Министерство экономики  РБ предлагает следующие меры:

    1. максимально упростить процедуры ликвидации индивидуального предпринимателя и создания юридического лица (вплоть до заявительного принципа);
    2. автоматически переоформить лицензию на розничную торговлю, гигиеническую регистрацию и сертификацию, выданную индивидуальному предпринимателю, на юридическое лицо;
    3. определить правопреемственность между индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом и арендодателем;
    4. оказать помощь в решении проблем трудоустройства наемных работников, которые работали у индивидуального предпринимателя, в случае их увольнения при образовании юридического лица.

Индивидуальные предприниматели  поставлены перед дилеммой: работать либо в формате семейного бизнеса, либо в качестве юридического лица. Желая сохранить свой статус, они  будут вынуждены уволить в  целом по стране около 300 тыс. человек. Кроме того, переход индивидуального  предпринимателя в юридическое  лицо обойдется ему, по оценке Международной  финансовой корпорации, примерно в 2500 долларов США, на самом же деле, по данным самих индивидуальных предпринимателей, эта сумма больше раза в два. [23]

Национальная стратегия  устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года, отмечая высокую роль деловых кругов в переходе страны на инновационный путь развития, также  подчеркивает необходимость активизации  частной инициативы и создания эффективной  предпринимательской среды. При  этом одним из принципов устойчивого  развития определяется «повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества»[23].

Тут выделяется ряд факторов препятствующих вышеуказанному развитию. Прежде всего, сложившиеся условия  хозяйственной деятельности, начиная  с регистрации бизнеса и заканчивая закрытием собственного дела, не в  должной мере стимулируют развитие предпринимательской инициативы. Опросы предпринимателей указывают на наличие  большого количества бюрократических  процедур, прохождение которых лишает их деятельность необходимой динамичности, возможности быстрой адаптации  к изменениям конъюнктуры рынка; немалыми препонами являются и администрирование  налогообложения, и лицензирование, и разного рода проверки, и получение  разрешений. В то же время, степень  влияния предпринимательских союзов и ассоциаций на выработку экономической  политики государства пока незначительна  в силу разобщенности их действий и концентрации усилий, прежде всего, на решении конкретных вопросов и проблем участников данных объединений.[23].

Оценка качества экономических, правовых, административных институтов и механизмов страны осуществляется разными способами. Межстрановое сравнение разных абсолютных показателей, параметров, индикаторов и оценок осуществляется разными авторитетными организациями. Вкупе они формируют определенную картину каждого государства, разных параметров его делового климата и институтов устойчивого развития. Динамика страны в индексах и рейтингах позволяет оценить в международном контексте эффективность работы правительства по улучшению разных параметров делового климата и институтов устойчивого развития страны.

Белорусское правительство  осознает необходимость создания благоприятного делового климата, улучшения имиджа и инвестиционной привлекательности  нашей страны на международной арене. Тот факт, что Национальный банк и Совет Министров ставят задачу войти в Топ-30 стран с лучшим в мире бизнес климатом, в Топ-50 стран мира по уровню экономической свободы свидетельствует о принятии курса развития страны на создание устойчивых рыночных институтов, открытой конкурентной экономики при соблюдении международных норм и стандартов в сфере макроэкономической, финансовой и торговой политики.

Одним из основных международных  индексов является Индекс легкости ведения  бизнеса от Всемирного банка. По модифицированной методологии оценки Беларусь поднялась  с 91 места в Индексе 2011 года на 69-ое в Индексе-2012. По старой методологии наша страна в 2011 году занимала 68-ое место. В докладе Doing Business-2011 (DB-2011) Индекс легкости ведения бизнеса оценивался по 9 параметрам, которые были разбиты на 33 фактора. В Индекс DB-2012 Всемирный банк добавил еще один параметр – подключение к энергосистеме. В результате оценка делового климата осуществлялась по 36 факторам (Таблица 2.3.1).[10]

Таблица 2.3.1. Деловой климат Беларуси и ее основных конкурентов, рейтинг легкости ведения бизнеса, доклад Doing Business 2012 г.

Показатель

Беларусь

Россия

Казахстан

Украина

Польша

Литва

Сингапур

 

Место в мире по индексу легкости ведения бизнеса (из 181 стран)

69

120

47

152

62

27

1

I.

Открытие бизнеса (место)

9

111

57

112

126

101

4

1.

Число процедур

5

9

6

9

6

6

3

2.

Время регистрации (дней)

5

30

19

24

32

22

3

3.

Стоимость (% дохода на душу населения)

1,3

2,0

0,8

4,4

17,3

2,8

0,7

4.

Минимальный капитал (% дохода на душу населения)

0,0

1,6

0,0

1,8

14,0

35,7

0,0

II.

Получение разрешения на строительство (место)

44

178

147

180

160

47

3

5.

Число процедур

13

51

32

21

30

15

11

6.

Время получения (дней)

140

483

189

375

301

142

26

7.

Стоимость (% дохода на душу населения)

41,0

183,8

93,2

1462,3

53,6

25,5

18,1

III.

Подключение к элергосистеме

175

183

86

169

64

81

5

8.

Число процедур

7

10

6

11

4

5

4

9.

Время (дни)

254

281

88

274

143

148

36

10.

Стоимость (% дохода на душу населения)

1383,8

1852,4

88,4

229,2

209,3

63,3

31,1

IV.

Регистрация прав собственности (место)

4

45

29

166

89

7

14

11.

Число процедур

2

5

4

10

6

3

3

12.

Время (дней)

10

43

40

117

152

3

5

13.

Стоимость )% регистрируемого имущества)

0,0

0,2

0,1

3,9

0,4

0,8

2,8

V.

Получение кредита (место)

98

98

78

24

8

48

8

14

Индекс защиты прав собственности (шкала от 0 до 10)

3

3

4

9

9

5

10

15.

Индекс глубины кредитной информации (шкала 0-6)

5

5

5

4

5

6

4

16.

Гос. регистр кредитной информации (% взрослых)

49,5

0,0

0,0

0,0

0,0

15,0

0,0

17.

Частный регистр кредитной информации (% взрослых)

0,0

35,8

37,6

17,0

74,8

75,6

53,8

VI.

Защита инвесторов (место)

79

111

10

111

46

65

2

18.

Индекс раскрытия информации, (шкала 0 -10)

7

6

9

5

7

7

10

19.

Индекс ответственности директора (0-10)

1

2

6

2

2

4

9

20.

Индекс легкости защиты прав акционеров в суде, (шкала 0 – 10)

8

6

9

7

9

6

9

21.

Индекс степени защиты прав инвестора, (шкала 0 – 10)

5,3

4,7

8,0

4,7

6,0

5,7

9,3

VII.

Уплата налогов (место)

156

105

13

181

128

62

4

22.

Число платежей

18

9

7

135

29

11

5

23.

Время (часы)

654

290

188

657

296

175

84

24.

Общая налоговая нагрузка (% прибыли)

62,8

46,9

43,0

57,3

43,6

43,9

27,1

VIII.

Внешняя торговля (место)

152

160

176

140

46

28

1

25.

Число документов на экспорт

9

8

9

6

5

6

4

26.

Время на экспорт (дней)

15

36

76

30

17

9

5

27.

Издержки на экспорт ($ на контейнер)

2210

1850

3130

1865

1050

870

456

28.

Число документов на импорт

19

10

12

8

5

6

4

29.

Время на импорт (дней)

30

36

62

33

16

9

4

30.

Издержки на импорт ($ на контейнер)

2615

1800

3290

2155

1000

980

439

IX.

Исполнение контрактов (место)

14

13

27

44

68

15

12

31.

Продолжительность (дней)

275

281

390

343

830

275

150

32.

Издержки (% от требуемого долга)

23,4

13,4

22,0

41,5

12,0

23,6

25,8

33.

Число процедур

29

36

36

30

37

30

21

X.

Решение проблемы неплатежеспособности (место)

82

60

54

156

87

40

2

34.

Время (годы)

5,8

2,0

1,5

2,9

3,0

1,5

0,8

35.

Стоимость (%  активов)

22

9

15

42

15

7

1

36

Ставка возврата капитала (центов из доллара)

33,5

41,5

42,7

8,9

31,5

50,9

91,3


Источник: Doing Business-2012, Всемирный банк, октябрь 2012г., www.doingbusiness.org

Из 183 стран мира лучший бизнес климат остался в Сингапуре, Гонконге и Новой Зеландии. Вслед за ними идут США, Дания, Норвегия и Британия.

В Докладе-2012 Всемирный банк отметил целый ряд действий по улучшению делового климата в  нашей стране: упрощение процедуры  передачи собственности, отмена нескольких налогов, включая оборотные налоги и налог с продаж, упрощение  процедуры уплаты подоходно налога и НДС, сокращение числа платежей по налогам и введение электронной  формы уплаты налогов. К тому же Беларуси «усилила права инвесторов, введя  требования большей прозрачности корпоративной  информации для совета директоров и  населения».[10]

Сильные стороны делового климата Беларуси – это процедура  регистрации собственности (4-ое место  в мире), открытия бизнеса (9-ое место  в мире) и принуждения к исполнению контрактов (14-ое место). Самыми слабыми  остается система уплаты налогов. Несмотря на то, что Беларусь после 8 лет ушла с последнего места в мире, 156-ая позиция по легкости уплаты налогов  немногим лучше. Будучи в тридцатке  стран с самыми плохими налогами едва ли попадешь в Топ-30 по качеству делового климата.

Традиционно плохим остается в нашей стране внешнеторговое законодательство. Осуществление экспорта и импорта  очень дорого, оформление документов отнимает много времени и людских  ресурсов. Хуже всего обстоят наши дела по впервые введенному параметру  «подключение к энергосистеме». Авторы Индекса установили, сколько времени  требуется для устойчивого подключения  складского помещения к электрической  сети. 175-ое место по данному показателю – убедительное подтверждение существенного  отставания рыночных реформ в сфере  инфраструктуры.

Важным показателем для  определения качества институтов для  развития бизнеса является Индекс экономической  свободы. В рейтинге 2012 года Беларусь занимает 153-ое место, что говорит об остром дефиците критически важных для полноценного развития бизнеса институтов и механизмов. К сожалению, за последние 10 лет мы наблюдаем стагнацию основных институтов поддержки предпринимательской активности по данному показателю. [10]

Государственные меры по поддержке малого бизнеса осуществляются недостаточно последовательно. Местные органы управления не всегда заинтересованы в развитии малого предпринимательства, хотя субъекты малого бизнеса обеспечивают занятость населения, производят продукцию и оказывают услуги в основном для местного потребления, содействуя социально-экономическому развитию конкретных городских поселений и сельских районов.

Развитие малого бизнеса  в Беларуси сопряжено со многими  проблемами: нестабильное законодательство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов малого бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения; сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др.

Для субъектов негосударственной  формы собственности по-прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности, при  выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы  и комплектующие.

Положительным моментом в бизнесе является недавнее снижение налоговой нагрузки.

Действительно, в налоговой  сфере революция продолжается. Правительство  работает над уменьшением затрат предприятий на налоговое администрирование, а также подумывает о снижении ставок налогов. С 1 января 2012 года в Беларуси вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, согласно которым налог на прибыль снизился сразу на 4 процентных пункта - до 18%. А вот с другими налогами сложнее.

Налог на добавленную стоимость  в Беларуси составляет 20%, что выше, чем в странах - партнерах по ЕЭП (в России - 18%, в Казахстане - 12%). Высокими остаются и отчисления в Фонд социальной защиты населения.

Что мешает белорусским предпринимателям вывести страну на путь процветания? Причин здесь много, есть объективные и субъективные. [4]

Пожалуй, очень важный, но редко затрагиваемый вопрос - кадровый. С кадрами в нашей стране, особенно в регионах, проблема. Укомплектовать производство в малом городе командой квалифицированных работников очень сложно. Люди стремятся реализовать себя в больших городах.

Отметим также временный  характер предоставляемых региональным предпринимателям льгот. Например, право  продавать продукцию по свободным  ценам. В нормальном государстве  это обычное, неотъемлемое право, у  нас - льгота.

Однако, пожалуй, самое главное - это репутация нашей страны и уверенность бизнеса в незыблемости экономического курса. Если бизнес не уверен в сохранности своего имущества и капиталов, если велики конфискационные ожидания, если нет веры в стабильность законодательства, да и вообще в систему, то ожидать долгосрочных инвестиций в больших объемах не приходится.

Сюда же отнесем и вопрос о системности белорусских экономических  реформ. Точечными улучшениями можно  выиграть гонку за каким-нибудь инвестиционным рейтингом, но нельзя создать действительно  привлекательный инвестиционный климат.[4]

Информация о работе Экономическая оценка развития предпринимательства в Республике Беларусь и разработка предложений по его ускорению