Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения вопросов обеспечения экономической безопасности (ЭБ) предприятий обусловлена наличием серьезных угроз: усиление конкурентной борьбы, нестабильность экономических процессов, катастрофическое состояние производственного оборудования, применение морально устаревших и энергоемких технологий, низкий уровень исполнения договорных обязательств субъектов хозяйственной деятельности и т.п. ЭБ обеспечивается множеством инструментов, среди которых первостепенное значение имеет стратегический маркетинг, в силу своей специфики определяющий перспективный путь развития предприятия на основе анализа внутренних возможностей и внешних опасностей.

Содержание

Введение
1. Критерии и показатели ЭБ ХС
1.1 Оценка уровня ЭБ предприятия
1.2 Проблемы измерения. Оценки и анализа ЭБ
2. Виды угроз ЭБ
3. Основные направления обеспечения ЭБ ХС
3.1 Структура функциональных составляющих экономической безопасности предприятия
4. Процессы и механизм обеспечения ЭБ
4.1 Организация мониторинга угроз ЭБ на предприятии
4.2 Разработка системы обеспечения Эб предприятия
5. Организация работы службы безопасности
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 92.52 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем анализ содержания специальной литературы по рассматриваемой проблематике дает основание сделать вывод о том, что до настоящего времени не сложилась единая точка зрения по вопросам комплексного, системного подхода к обеспечению ЭБ хозяйствующего субъекта экономики, механизма ее оценки и мониторинга в постоянно меняющихся рыночных условиях среды. Также нет привязки обеспечения ЭБ к современным методам управления в рыночных условиях. Отсюда вытекает необходимость поиска наиболее действенных методов и приемов, позволяющих самостоятельно успешно управлять предприятиями в сложных постоянно меняющихся условиях окружающей среды. С одной стороны, необходимо не только поддерживать стабильное функционирование предприятия, но и стремиться к перспективному развитию его деятельности, с другой стороны, рынок постоянно меняется и предлагает (навязывает) все новые условия, игнорирование которых может привести не только к провалу перспективных начинаний, но и поставить под удар стабильность существующего положения предприятия. В данном аспекте хорошо подходит по своей сути инструмент маркетинга, основу которого и составляет достижение целей предприятия во взаимосвязи с рыночными условиями. Неоправданно упрощенное применение маркетинга в нашей стране, не умоляет его истинных возможностей, как системы рыночного сознания и системы действия, позволяющие посредством ориентации на рынок добиться и социально-экономического успеха, и стабильного существования отдельно взятого хозяйствующего субъекта а, следовательно, всей экономической системы общества.

В этом направлении и рассматривается разделение маркетинга на стратегический и операционный. В настоящее время руководители предприятий зачастую ограничиваются лишь второй составляющей маркетинга, что и приводит к дестабилизации деятельности предприятия, созданию опасного состояния, выход из которого весьма проблематичен. Поэтому в современных условиях целесообразно использовать комплексный маркетинг, позволяющий не только успешно функционировать в постоянно меняющихся условиях рынка, но и вовремя принимать оперативные корректирующие меры, с целью недопущения опасной ситуации для предприятия, либо меры для снижения последствий возможного риска, связанного с этой ситуацией.

Итак, я рассмотрела ЭБ, как показатель состояния и возможностей предприятия, во взаимосвязи с таким рыночным инструментом, как стратегический маркетинг. Выбор данного инструмента обуславливается его спецификой, включающей в себя не только систему действий, но и систему мышления. Ориентация на рынок с учетом всех его возможностей и опасностей позволит выработать программу развития с наименьшим риском, либо подготовиться к нему, что существенно снизит последствия его реализации.

 

 

Список использованных источников

 

1. Басовский Л. Е. Экономика. - М.: Инфра-М, 2002.

2. Владимиров А. Н. Лучшие рефераты по экономике. - Феникс, 2001.

3. Мамедов О. П. Современная экономика. - Март, 2002.

4. Пелих А. С. Экономика предприятия. - Март, 2002.

5. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфо-М, 2002.

 

 

Приложение

 

Таблица 1. Функциональные составляющие экономической безопасности фирмы (ЭБФ)

Наименование составляющей ЭБФ

Условия ЭБФ

Пути обеспечения ЭБФ

Финансовая

Рациональное использование основных оборотных средств, формы его  капитала, оптимизация процента выплат по ценным бумагам, курса ценных 6умаг на фондовой бирже.

Достигается путем: а) формирования стратегии  производственной, кадровой, управленческой, кредитной и др. политики предприятия; в) практической реализации направлений  разработанной стратегии; с) постоянного  анализа эффективности проводимой политики.

Технико-технологическая

Соответствие применяемых на предприятии  технологий мировым стандартам, их конкурентоспособность и возможность  дальнейшего усовершенствования.

1. Изучение состояния технико-технологнческой  составляющей безопасности предприятия  по результатам исследования  финансово-хозяйственной документации  и технических данных из подразделений  предприятия. 

2. Составление инструкций  обеспечения технико-технологической  составляющей безопасности на  определенный срок.

З. Разработка плана по обеспечению  технико-технологической безопасности предприятия.

Политико-правовая

Соблюдение юридических требований фирмой как юридическим лицом  и её сотрудниками.

Создание и разработка методики анализа  ущерба и исследования возможных  угроз негативных факторов. Рассмотрение отдельных конкретных ситуаций, создающих  проблемы, и разработка путей их разрешения на основе конкретного прецедента. Консультации специалистов, не работающих в данной фирме.

Информация

Информационно-аналитическое обеспечение  деятельности фирмы, специфических  операций (прогнозирование потенциальных  угроз экономической безопасности предприятия и др.).

Сбор информации (гласные контакты с источниками официальной информации, негласные контакты с источниками  секретной информации и др.}. Проработка и сортировка добытой информации (внутренняя картотека и др.). Аналитическая ра6ота с информацией. Мероприятия по недопущению несанкционированного доступа к информации. Информационная деятельность за пределами фирмы (работа над имиджем и пр.).

Экологическая

Оптимизация затрат для соблюдения норм экологических стандартов по технологиям  и выпускаемой продукции, минимизация  затрат на штрафы за нарушение норм экологического законодательства.

См. выше

Силовая

Гарантии физической неприкосновенности, сохранности имущества сотрудников. силовые элементы информационной безопасности производственного объекта и  создание благоприятного воздействия  внешней среды на 6изнес, стабильность предприятия.

См. выше


 

Таблица 2. Динамика изменения финансовых показателей безубыточности за три  прошедших года

№ п/п

Показатели

2001 год

2002 год

2003 год

1

Чистый объем продаж, руб.

132329651

165526268

527913649

2

Суммарные переменные издержки, руб.

13896758

14462292

14696706

3

Вклад на покрытие, руб.

118432893

151063976

513216943

4

Коэффициент вклада на покрытие, %

89,5

91,26

97,22

5

Балансовая прибыль, руб.

274865

310543

256445

6

Точка безубыточности, руб.

126358897

150783009

511904258

7

Запас финансовой прочности, руб.

5970754

14743259

16009391

8

Запас финансовой прочности, %

5

9

3

9

Операционный рычаг, руб.

430,9

486,5

2001,3


 

 

Таблица 3. Динамика изменения показателей  ликвидности на начало и конец 2006 года

№ п/п 

Показатели 

На начало года

На конец года

Изменение

1

Текущие активы

45554

78568

33014

1.1

Запасы

2342

4321

1979

1.2

Денежные средства

2325

3645

1320

1.3

Дебиторская задолженность

36812

62755

25943

1.4

НДС по приобретенным ценностям

3759

6664

2905

2

Текущие пассивы

44492

76699

32207

2.1

Краткосрочные займы и кредиты

0

0

0

2.2

Кредиторская задолженность

43481

71825

28344

3

Показатели ликвидности

     

3.1

Чистый оборотный капитал (ЧОК) в  тыс.руб.

1062

1869

807

3.2

Доля чистого оборотного капитала в текущих активах, %

2,33

2,38

0,05

3.3

Общий показатель ликвидности

1,02

1,01

-0,01

3.4

Коэффициент текущей ликвидности

0,94

0,94

0

3.5

Коэффициент критической ликвидности

0,89

0,88

-0,01

3.6

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,05

0,05

0

3.7

Доля денежных средств и краткосрочных  ценных бумаг в оборотном капитале, %

5,10

4,64

-0,46


 

Таблица 4. Показатели финансовой устойчивости предприятия

№ п/п

Показатели 

На начало года

На конец года

Изменение

1

Коэффициент соотношения заемного и  общего капитала

0,97

0,98

0,01

2

Коэффициент соотношения заемного и  собственного капитала

31,10

49,97

17,87

3

Коэффициент маневренности собственных  источников

0,77

0,82

0,05

4

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственным оборотным  капиталом

0,46

0,30

-0,16

5

Доля основного капитала в собственном

0,23

0,17

-0,06




 

 

Таблица 5. Содержание и последовательность осуществления мониторинга»

Этап

Содержание этапа мониторинга

1

Идентификация предприятия (хозяйствующего субъекта) - объекта мониторинга.

2

Формирование системы технико-экономических  показателей оценки экономической  безопасности предприятия с учетом специфики его функционирования.

3

Сбор и подготовка информации, характеризующей  состояние объекта мониторинга.

4

Выявление (определение) факторов, характеризующих  перспективные направления развития предприятия.

5

Моделирование и формирование сценариев  или стратегий развития предприятия.

6

Расчет технико-экономических показателей  предприятия на всю глубину прогнозного  периода.

7

Проведение анализа показателей  экономической безопасности предприятия.

8

Разработка предложений по предупреждению и нейтрализации угроз экономической  безопасности предприятия.


 

Таблица 6. Содержание и последовательность осуществления мониторинга

Этап 

Содержание этапа мониторинга

1

Идентификация предприятия (хозяйствующего субъекта) и объекта мониторинга

2

Формирование системы технико-экономических  показателей оценки экономической  безопасности предприятия с учетом специфики его функционирования

3

Сбор и подготовка информации, характеризующей  состояние объекта мониторинга

4

Выявление (определение) факторов, характеризующих  перспективные направления развития предприятия

5

Моделирование и формирование сценариев  или стратегий развития предприятия

6

Расчет технико-экономических показателей  предприятия на всю глубину прогнозного  периода

7

Проведение анализа показателей  экономической безопасности предприятия

8

Разработка предложений по предупреждению и нейтрализации угроз экономической  безопасности предприятия


 

Таблица 7. Мероприятия по обеспечению экономической безопасности предприятий (фирм) и результаты их проведения

№ п/п

Наименование мероприятий

Результаты реализации мероприятий

1.

Изучение и анализ законов РБ и  регионов, подзаконных актов, инструкций и положений, аналитическая обработка информации.

Выявление нестыковок и противоречий в законодательных актах и  нормативно-инструктивных материалах с целью минимизации налогов  и сборов.

2.

Сбор, обработка и анализ сведений о заинтересованных в работе фирмы  экономических, общественных и политических организациях.

Выработка рекомендаций по достижению компромиссных решений по устранению препятствий для развития бизнеса.

3.

Изучение и анализ информации о  потенциальных и действующих  партнерах, методах их поведения  на рынке.

Установление связей партнеров с  организованной преступностью, коррумпированными  чиновниками. Выявление уровня профессионализации партнеров, психологии их поведения, принятие мер по нормализации отношении либо по отсечению недобросовестных партнеров.

4.

Сбор и анализ информации о криминальных структурах, выявление агентов этих структур внутри предприятия, их целях  в отношении фирмы и методах  их работы.

Выработка механизмов и принятие контрмер против ОПГ, в том числе силовых  с возможным привлечением силовых  структур для противодействия криминалу.

5.

Изучение и анализ информации о  недобросовестных конкурентах и  методах их деятельности на рынке  и внутри предприятия (фирмы).

Разработка и реализация механизмов противодействия деятельности недобросовестных конкурентов фирмы, а также коррумпированных чиновников, предотвращения внеплановых  налоговых проверок, мошеннических  действий, попыток использования  спецслужб.


Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта