Экономика фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:20, курс лекций

Краткое описание

Экономика – это наука, в переводе с Др. Греческого – умение управлять домашним хозяйством.

Экономика – это хозяйство всей страны, либо какой-то системы предприятий, либо хозяйствующего субъекта, т.е. предприятия. Это наука, т.е. система определенных знаний.

Экономика – это совокупность производственных отношений, соответствующих данной стадии развития производственных сил общества. В зарубежной экономической литературе характеризуют экономику, как искусство выбора рационального образа действий из ряда имеющихся у людей потенциальных возможностей с учетом ограниченности ресурсов, т.е. выбор предпочтительного из возможного.

Предприятие – это хозяйствующий субъект определенного типа, в отличие от аналогичных объектов других типов, а именно: союзов, ассоциаций, объединений, концернов, являющиеся юридическим лицом, обладают хозяйственной самостоятельностью. Таким образом, экономика предприятия – это наука о правилах хозяйствования на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций экономика пр.doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

Капиталовложения осуществляются путем приобретения части акций предприятия – клиента или предоставления ему ссуд, в том числе с правом конверсии этих ссуд в акции. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала ссудного, акционерного, предпринимательского.

Прямые инвестиции – вложения в уставной капитал хозяйственного субъекта с целью извлечения дохода получения прав на участие в управлении данным хозяйственным субъектом.

Портфельные инвестиции связаны с формированием портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов.

Портфель – совокупность собранных во едино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика.

В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции или другие различные инвестиционные ценности, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховой полюс и т.д.).

Принципами формирования инвестиционного портфеля является безопасность и доходность вложений, их рост, и их ликвидность.

Под безопасностью понимается неуязвимость инвестиций от потрясений на рынке инвестиционного капитала и стабильность получения дохода. Безопасность обычно достигается в ущерб доходности и росту вложений. Наращивать вложения могут только держатели акций.

Под ликвидностью любого финансового ресурса понимается способность его участвовать в немедленном приобретении товара (наличные деньги обладают большей ликвидностью, чем безналичные).

Главная цель при формировании портфеля состоит в достижении наиболее оптимального сочетания между риском и доходом для инвестора, т.е. соответствующий набор инвестиционных инструментов способен снизить риск вкладчика до минимума и одновременно увеличить доход до максимума.

 

Себестоимость продукции, работ, услуг.

Себестоимость услуг и продукции – это выраженные в денежной форме расходы предприятия на производство и (или) реализацию услуг и продукции населению, предприятию и организациям.

Себестоимость – это качественный показатель деятельности каждого предприятия. В нем отражаются все стороны хозяйственной деятельности предприятия, его успехи и недостатки. В настоящее время роль данного показателя заметно снижена.

Основным обобщающим экономическим показателем выступает прибыль, хотя в настоящих условиях абсолютизация прибыли недопустима, т.к. необходимо не забывать об удовлетворении потребности населения. В дальнейшем это явление приведет к увеличению прибыли только за счет роста цен, к вымыванию дешевого ассортимента.

Снижение себестоимости услуг и продукции должно являться важным источником внутрипроизводственных накоплений (доход), которые в условиях рыночной системы хозяйствования будут являться главным источником получения прибыли предприятия, которые после обязательных платежей расходуются внутри предприятия для его развития и поощрения работников.

Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятию своей производственной или реализационной деятельности. На Западе существует два подхода к оценке издержек:

-бухгалтерские,

- экономические.

Для Российской Федерации характерен бухгалтерские издержки.

Бухгалтерские издержки – стоимость израсходованных ресурсов, измеренная в фактических ценах их приобретения. Однако, для принятия решения о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы применяют экономические издержки.

Экономические издержки – это альтернативные издержки предприятия, выражающие стоимость собственных ресурсов, использование наиболее эффективных прочих способов.

Экономические издержки включают:

- явные (бухгалтерские),

- неявные.

Неявные – это стоимость услуг, факторов производства, которые используются в процессе производства и не являются покупными.

Основным документом по формированию себестоимости служит глава 25 налог на прибыль организаций, а также  ПБУ № 9-10.

В настоящее время будут вестись работы по формированию отраслевых инструкций по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости работ и услуг.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством, реализацией и вне реализационные расходы. 

Классификация затрат, включаемых в себестоимость.

Для систематизации разнообразных расходов на производство и реализацию продукции, услуг осуществляют их классификацию:

В соответствии с объектом расходов:

- всего объема,

- отдельного вида.

При определении себестоимости всего объема работ и услуг группировка затрат производится по однородности их экономического содержания, по так называемым экономическим элементам.

Каждый элемент расходов включает однородные затраты независимо от того, где они производятся внутри предприятия. Набор элементных затрат одинаков для всех предприятий всех отраслей. Расчет себестоимости по элементам расходов носит название сметы расходов или реализацию услуг и продукцию. Смета расходов (затрат) составляется с целью определения общей суммы плановых затрат предприятия и взаимной увязки разделов, бизнес – плана, годового плана.

В состав расходов, связанных с производством и реализацией входят элементы:

- материальные расходы,

- расходы на оплату труда,

- сумма начисленной амортизации и прочие расходы.

В материальные расходы включаются затраты:

1.      на приобретение сырья, материалов, использованных в производстве и образующих их основу, либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров.

2.      на приобретение материалов, используемых при производстве товаров для обеспечения технологического процесса, для упаковки и иной подготовки к реализации товаров (включая предпродажную подготовку), на другие производственные хозяйственные фонды.

3.      на приобретение запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования и другого имущества.

4.      на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся монтажу или дополнительной обработки.

5.      на приобретение топлива, воды, энергии, на технологические цели, а также всех видов энергии, на отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.

6.      на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями и внутренними структурными подразделениями.

7.      связанным с содержанием, эксплуатацией фондов природного назначения.

Стоимость товарно – материальных ценностей, включаемых в

материальные расходы определяется исходя из цен их приобретения без учета налогов, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемая посредническим организациям, таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, строение и иные затраты, связанные с приобретением товарно – материальных ценностей.

              Сумма расходов включает стоимость невозвратной тары и упаковки, принятой от поставщика (согласно договора). Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных расходов, под которыми понимаются остатки сырья, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров, частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов.

              При определении размера материальных расходов и списание сырья и материалов, используемых при производстве товаров в соответствии с принятой на предприятии учетной политики, для целей налогообложения используется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов.

- метод оценки по себестоимости единицы запасов,

- метод оценки по средней себестоимости,

- метод оценки по себестоимости при первых по времени приобретения (ФИФО),

- метод оценки по себестоимости последних во времени приобретения (ЛИФО).

Расходы на оплату труда.

              К расходам на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовым договором или коллективными договорами.

             

К расходам относятся:

1.      Суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда.

2.      Начисления стимулирующего характера, в том числе, премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

3.      Начисления стимулирующего и компенсированного характера, связанные с режимом надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, в многочисленном режиме, за совмещение профессий, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условий труда, за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни.

4.      Стоимость бесплатных коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемых работникам.

5.      Стоимость, выдаваемых работникам обмундирования, фирменной одежды.

6.      Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполняемых ими общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных общественным законодательством.

7.      Расходы на оплату труда во время отпуска, расходы на оплату проезда работников и иждивенцев к месту использования отпуска на территорию, также расходы, связанные с кормлением ребенка, времени, связанного с прохождением медицинского осмотра, государственных обязанностей.

8.      Денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, единовременные вознаграждения за выслугу лет, надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, за непрерывный стаж в районах крайнего севера, учебные отпуска, вынужденного прогула.

9.      Расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности.

10. Сумму платежей работодателей по договорам обязательного страхования.

11. Надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда (тяжелые природные климатические условия труда).

12. Надбавки за непрерывный стаж работы в районах крайнего севера.

13. Суммы, начисляемые в размере тарифных ставок в виде оклада за дни нахождения в пути к месту работы.

14. Суммы, начисленные за работу выполненной по специальным договорам с государственными организациями.

15. Начисления по основному месту работы рабочим, проходившим подготовку, переподготовку в системе повышения квалификации.

16. Расходы на оплату труда работникам – донорам в дни их обследования.

17. Расходы на оплату труда работников не состоящих в штате организации за работу по заключенным договорам гражданско – правового характера.

18. Доплата инвалидам и другие расходы, предусмотренные трудовым договором.

19. Сумма начисленной амортизации.

20. Прочие расходы:

      Суммы налогов и сборов, в установленном законодательстве по налогам и сборам.

      Расходы на сертификацию продукции, услуг.

      Суммы комиссионных сборов за выполнение сторонними организациями работ.

      Суммы выплачиваемых подъемных (в пределах норм).

      Расходы на оплату услуг по охране имущества (пожарные охраны)

      Расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности. Расходы на лечение, профилактику заболеваний работников, занятых на работе средними или тяжелыми условиями труда.

      Расходы по набору работников, включая оплату услуг компаний по подбору персонала.

      Расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию.

      Арендные (лизинговые) платежи за арендуемое имущество.

      Расходы на содержание служебного автотранспорта (компенсация за использование личных легковых автомобилей в пределах норм).

      Расходы на командировки (100 рублей, проезд, жилое помещение, суточные – 100 рублей, автомобильный транспорт).

      Расходы на рациональное питание, экипажей в пределах норм.

      Расходы на оплату юридических и информационных услуг.

      Расходы на консультационные услуги.

      Оплата услуг нотариусу (в пределах тарифа).

      Расходы на оплату аудиторских услуг.

      Расходы на оплату услуг по управлению организацией и ее отдельных подразделений.

      Расходы на оплату услуг сторонним организациям для участия в производственном процессе, управление производством, расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, расходы, связанные с предоставлением сведений государственных статистических наблюдений.

      Представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.

База для начисления – объем оплаты труда, норматив – 4%.

21. Расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате.

22. Расходы на канцелярские товары.

23. Расходы на почтовые, телефонные и другие услуги.

24. Расходы на приобретение программ для ЭВМ.

25. Расходы на изучение конъектуры рынка.

26. Расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров, товарного знака, знака обслуживания, участия в выставках и ярмарках.

27. Взносы, вклады, уплачиваемые некоммерческими организациями.

28. Взносы, уплачиваемые международным организациям.

29. Расходы обслуживающих производств и хозяйств (объекты жилищно – коммунальной и социально – культурной сферы).

30. Отчисления эксплуатирующих организаций для формирования резервов.

31. Расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

Информация о работе Экономика фирмы