Фирма в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью данной курсовой работы является комплексное исследование фирмы как экономической категории и выявления особенностей ее поведения на рынке совершенной конкуренции.
Для достижения вышеуказанной цели в курсовой работе предполагается решение следующих задач:
раскрыть теоретические основы категорий: фирма, предприятие, совершенная конкуренция, издержки фирмы, равновесие фирмы;
провести сравнительный анализ организационно-правовых форм частных юридических лиц в Республике Беларусь;
выявить особенности функционирования фирмы на рынке совершенной конкуренции.

Вложенные файлы: 1 файл

firma_kursovaa.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

фирма курсовая

Тема: Фирма в рыночной экономике

 

 

Введение

 

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям  совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.

Реальная рыночная экономика немыслима  без конкуренции. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.

Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется таким понятием, как предпринимательская деятельность. Субъектом предпринимательской деятельности выступает фирма.

Актуальность  рассматриваемой темы с практической стороны определяется тем, что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.

 В ходе  исследования выбранной темы  работы используются исторический, диалектический, логический, метод сравнения и другие общенаучные методы; а также математический, статистический и другие специальные методы исследования.

Главной целью  данной курсовой работы является комплексное  исследование фирмы как  экономической категории и выявления особенностей ее поведения на рынке совершенной конкуренции.

Для достижения вышеуказанной цели в курсовой работе предполагается решение следующих задач:

  • раскрыть теоретические основы категорий: фирма, предприятие, совершенная конкуренция, издержки фирмы, равновесие фирмы;
  • провести сравнительный анализ организационно-правовых форм частных юридических лиц в Республике Беларусь;
  • выявить особенности функционирования фирмы на рынке совершенной конкуренции.

 

1. Фирма в рыночной  экономике

1.1 Экономическая природа фирмы

 

Первые фирмы возникают очень  рано - еще в античном мире или  в средние века можно обнаружить мастерские с несколькими десятками  рабочих и двумя-тремя управляющими. Но эти фирмы, как правило, имели очень небольшой размер и играли незначительную роль в хозяйстве.  
Исключением из этого правила были некоторые производства, действительно требовавшие большого количества разных работников (например, корабельные верфи, которые могли иметь по 100-200 рабочих). Но в остальных отраслях фирм с хоть сколько-нибудь большим количеством рабочих и аппаратом управляющих просто не существовало.

В конце XVIII в. произошла Промышленная революция - в результате технологических  открытий были изобретены станки и  паровые машины. Началось бурное строительство текстильных фабрик для использования этого нового оборудования. Но при этом вплоть до 1840-х гг. фирмы продолжали оставаться очень простыми в управлении - главный управляющий имел в лучшем случае двух-трех помощников. В большом аппарате управленцев просто не было потребности (не было ни очень развитого разделения труда, ни необходимости поддерживать точный график работы предприятия).

В современной хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения  образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, ее можно определить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правилами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.[1, с. 232]

Фирма - это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.

В этой связи  нельзя не отметить, что экономическая  теория наряду с понятием «фирма»  оперирует понятием «предприятие».

Понятия «фирма»  и «предприятие», на наш взгляд, —  различные категории экономической науки, хотя в литературе, как зарубежной, так и отечественной, они иногда отождествляются. [1,  243]

Если хозяйственное  звено является юридическим лицом, то оно уже представляет собой субъект бизнес-деятельности, будь то фирма или предприятие. Вместе с тем, в экономическом лексиконе часто термин «фирма» используется как обобщающее понятие: фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктное производство.

Среди современных  фирм встречаются как многопрофильные, так и однопрофильные производства. Однако ориентация фирмы именно на многопрофильное производство делает ее более устойчивой в период экономических спадов. Неблагоприятная конъюнктура в отношении одного выпускаемого товара снижает доходы от его производства, но может не затронуть условия доходности по остальным видам товаров. Фирма в этом случае убытки от одного вида деятельности перекрывает доходами от производства других товаров и услуг.

Кроме того, ориентация на однопродуктное предприятие не всегда перспективна, так как можно попасть в тупиковую ситуацию из-за затухания жизненного цикла товара (например, когда предприятие выпускает механические печатные машинки в период персональных компьютеров). Если же фирма многопрофильна, она может совмещать производство товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла и требующих различных капиталовложений.

Рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и  образование многопрофильного производства получило название диверсификации капитала.

В экономической  теории фирму рассматривают как  организацию, имеющую обладающую индивидуальными  характеристиками, которая проходит определенные стадии своего жизненного цикла и деятельность которой направлена на определенные цели.

Рассмотрим  характеристики, присущие любой фирме:

  1. Ресурсы. Цели всякой фирмы включают преобразование ресурсов для достижения результатов. К основным ресурсам относят материалы, технологии, информацию, капитал, человеческие ресурсы.
  2. Зависимость от внешней среды. Фирма зависит от внешнего мира по отношению ресурсов, потребителей, конкурентов. Понятие «внешняя среда» включает в себя экономические условия, поставщиков, законодательство, систему общественных ценностей, технику, технологию и т.д.
  3. Разделение труда. Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.
  4. Необходимость управления. Она вызвана потребностью координации деятельности людей для достижения целей, выполнения задач, координируется путем вертикального разделения труда. Деятельность по координированию деятельности других людей составляет сущность управления.

[2, 214]

Получение максимальной прибыли - это конечная цель любой  коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка: увеличение объема продаж; достижение более высоких темпов роста; увеличение доли рынка; увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу; увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания); увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество); изменение структуры капитала.

Характер целевых  установок фирмы определен состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится деятельность фирмы, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Существует  теория жизненных циклов предприятий, согласно которой выделяется три  стадии этого цикла:

Первая стадия: Характеризуется активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей и захват рынков.

Вторая стадия: Рост курсов акций и прибыли, увеличения доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей, по сравнению с сокращением издержек, отходит на второй план.

Третья стадия: Происходит снижение объемов продаж, а вместе с ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток  капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), то есть продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не сколько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.

Типология фирм может основываться на разных критериях  – размере, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного  поведения. Определим типы фирм в зависимости от их рыночного поведения:

  • Предпринимательская фирма. Обычным для нее является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимализацию прибыли.
  • Капиталистическая фирма – это принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную структуру.
  • Самоуправляющаяся фирма представляет собою образование, принадлежащее коллективу работников.
  • Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству.
  • Директорская фирма. Такие фирмы характеризуются размытостью прав собственности и ориентированы на максимилизацию выгод, получаемых менеджерами.

Фирмы бывают разного размера - один частный предприниматель или  корпорация, с многотысячным штатом сотрудников. В зависимости от количества занятых (а, следовательно, и от размеров производственной деятельности) фирмы делятся на мелкие, средние и крупные. Нормативы для отнесения фирм к той или иной категории в разных странах различны.

По  сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и др.

В развитой экономике  фирмы многообразны. В их функции  входит производство товаров, их реализация, оказание самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. Таким образом, классифицировать фирмы можно также в завизимости от направления деятельности.

Фирма – сложное  экономическое явление. Поэтому  в экономической теории сложилось несколько концепций фирмы:

- Неоклассическая теория фирмы  рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу -  поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Другие излагаемые ниже концепции выступают в качестве альтернативы неоклассической теории.

В качестве обоснования этой теории сформулированы двоякого рода предпосылки  внутрифирменной эффективности. Во-первых, предполагается, что деятельность фирмы  описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции. Неспособность достигнуть необходимого сочетания и наиболее полного использования факторов означала бы расточительное использование вводимых ресурсов; принимается допущение, согласно которому такую ситуацию можно считать исключенной. Во-вторых, предполагается, что (если цены факторов производства даны) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. На этой основе строится кривая совокупных издержек, позволяющая вывести кривые средних и предельных издержек.

Выбор подходящей модели фирмы - конкурентной или монополистической - зависит от того, насколько существен «эффект масштаба», т. е. экономия на издержках при увеличении объема производства применительно к данному рынку. Но какая бы модель ни использовалась, главной посылкой относительно линии поведения фирмы служит ее установка на максимизацию прибыли.

Характеристики данной фирмы (касающиеся определения содержания ее деятельности: что она будет производить  и что покупать) обычно принимаются как нечто данное; проблемы внутренней организации (иерархическая структура, процессы внутрифирменного управления) также игнорируются. Соответственно конкуренция на рынке капитала затрагивается редко даже поверхностным образом и еще реже становится предметом глубокого исследования. Тем самым не удивительно, что многие интересные проблемы фирм и рынков замалчиваются или упускаются из виду вследствие ограниченного толкования фирмы как чисто технологической единицы, для которой не существует проблемы выбора из определенного числа альтернативных возможностей.

Информация о работе Фирма в рыночной экономике