Экономика фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 23:31, доклад

Краткое описание

На протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений.

Содержание

Введение ___________________________________________________________ 2
Экономика фирмы_______________________________________________3
Государство и его функции________________________________________13
Роль государства в функционировании фирмы_______________________16
Заключение__________________________________________________________18
Список литературы_______________________

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 46.75 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

Введение ___________________________________________________________ 2

  1. Экономика фирмы_______________________________________________3
  2. Государство и его функции________________________________________13
  3. Роль государства в функционировании фирмы_______________________16

Заключение__________________________________________________________18

Список литературы____________________________________________________19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

Введение

       На протяжении  последних полутора десятилетий  в России интенсивно идет процесс  формирования рыночных отношений.  Наилучшему их развитию способствует  предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном  рыночной экономики, поскольку  только с помощью фирм происходит  интенсивное функционирование и  развитие рыночных отношений.  Поведение фирмы на рынке имеет  большое значение не только  для предпринимателя и сотрудников  фирмы, но и для других групп  субъектов. Изучение поведения  фирм является необходимым условием  выработки экономическими агентами  адекватных решений как на  микро- , так и на макроуровне. Фирма как экономическое явление интегрирует и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях. Поэтому объектом рассмотрения работы будет служить фирма, а предметом – механизм поддержки конкуренции.

       Целью данной работы является обзор и анализ фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с государством, и механизм поддержания конкуренции в экономике.

       В современной научной литературе присутствуют несколько взглядов на теорию фирмы. По всей видимости, наиболее полным, объективным и в то же время сравнительно легко воспринимаемым исследованием в данной области является  учебник по экономической теории, авторами которого являются: доктор экономических наук, профессор М.С. Сажина и Г.Г. Чибриков.

       Поскольку современная экономика представляет собой достаточно динамично развивающийся и эволюционирующий механизм, при рассмотрении фирмы как субъекта современной экономики целесообразно опираться не только на теоретические исследования, но и на регулярно публикуемые в периодических изданиях статьи по данной тематике. В данной работе, наравне с выкладками из ряда учебников и монографий, использована информация из наиболее распространенных в России экономических журналов.

1.Экономика фирмы

      Фирма – это самостоятельный объект предпринимательства, имеющий права юридического лица, которое в качестве собственника или титульного владельца распоряжается имуществом и доходами. 
       Фирма, как имущественный компонент, включает:

  1. недвижимое имущество;
  2. фирменный товарный знак;
  3. права на интеллектуальную собственность;
  4. оборотные средства;
  5. обязательства (дебиторская и кредиторская задолженность).

         Перечисленные элементы имущества представляют собой активы фирмы. Источниками, за счет которых формируются активы, могут быть собственные средства (учредительный фонд и прибыль) и заемные средства (кредиты банков, других предприятий и т.п.). Состояния имущества фирмы отражается в балансе, который имеет форму двусторонней таблицы. В активе баланса отражаются виды имущества, в пассиве – источники.

        Экономические функции фирмы:

  1. Определение и удовлетворение нужд потребителя.

Первая и важнейшая функция  фирмы, определить, что нужно производить, т.е.

понять, чего хочет потребитель  и что сможет оплатить. Те фирмы, которые

производят предметы первой необходимости, находятся в лучшем положении: спрос

на их продукцию будет всегда. Компании, занятые в производстве предметов

роскоши, престижных товаров, зависят  от колебаний моды и вкусов людей.

В центре фирмы - всегда  предприниматель. Предприниматель- это человек

который не боится  нововведений и  обладает даром предвидеть, сможет ли тот

или иной новый продукт , новая технология или новый материал иметь успех  на

рынке товаров.

  1. Организация производства.

Вторая  важнейшая функция фирмы. Это, пожалуй, наиболее трудоемкая и  сложная

функция. От того, насколько эффективно работает компания, во многом зависит,

добьется ли она успеха или нет. Ее эффективность, например,  зависит  от того,

какой набор производственных факторов – труда, земли и капитала -  она

привлекает, чтобы произвести необходимый  объем продукции.

  1. Распределение дохода.

В ходе постоянного кругооборота экономической  жизни фирма распределяет

получаемый доход. Деньги, вырученные, скажем, от продажи зерна, идут на

оплату труда занятых на ферме  рабочих, на оплату удобрений, тракторов  и т.д.

Если  фермеры испытывают трудности, это немедленно сказывается и  на их

«смежниках»

       Фирмы не только решают что производить и как, они также фактически  принимают решения о распределении покупательной силы в обществе. Это их третья функция.

       Важно учесть, что, когда мы говорим для кого, то не имеем в виду, что фирма

определяет, кто будет покупать ее продукцию. Решает сам потребитель  на основе

своего суверенного права. От фирмы  зависит другое.

        Она должна решить, сколько будет уплачено поставщики сырья и оборудования, а это, соответственно, определяет и то, насколько возрастет их покупательная способность. От фирмы зависят и решения: какую заработную плату выплачивать своим рабочим, что определяет и платежеспособный спрос населения в целом. В рыночной экономике ответ на вопрос « для кого производят товары?» в конечном итоге зависит от того какие группы населения платежеспособны.

  1. Инвестиции в реальный капитал.

Четвертый функцией фирмы является увеличение  основных фондов или  реального

капитала экономики - зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов,

т.е. всего того, с чьей помощью  производятся товары и услуги. Инвестиции в

реальный капитал - важная экономическая  функция, потому что она делает

возможным расширение и модернизацию производства.

 

Можно различать фирмы по следующим классификационным признакам:

  1. по масштабам деятельности:

       крупные 
       средние 
       малые

  1. по форме собственности: 
                государственные  
                муниципальные 
                частные
  2. по форме деятельности: 
                     индивидуальные

                          коллективные

 

  1. по виду деятельности: 
     
             по отраслям национальной экономики (туристические, железнодорожные, медицинские) 
  2. по принадлежности стране: 
            национальные

                 транснациональные 
                  совместные

  1. по функциональной принадлежности

                        коммерческие

                                 некоммерческие

  1. по организационно-правовым формам 
             товарищества

                   общества

                  предприятия 
 
Товарищества – объединения лиц для ведения хозяйственной деятельности.

В современном законодательстве разрешено  учреждать 2 вида товариществ: 
        1. полное 
        2. товарищество на вере (ограниченная ответственность) 
Полным товариществом является физическое или юридическое лицо, отвечающее по обязательствам товарищества всем принадлежащим имуществам. 
Ограниченная ответственность предусматривает ответственность по обязательствам товарищества в пределах вклада в уставной фонд.  
Полное товарищество включает физические и юридические лица, несущие полную ответственность. Товарищество на вере включает группу физических и юридических лиц с полной и ограниченной ответственностью. 
 
Общества – объединение капиталов для предпринимательской деятельности. Важнейшим регулирующим параметром является доля физического или юридического лица в уставном фонде пропорционально ей каждый участник общества участвует в голосовании, в распределении имущества при ликвидации общества. 
Общества бывают:

  1. с ограниченной ответственностью
  2. акционерные

В обществе с ограниченной ответственностью доля каждого учредителя не может быть пересмотрена до реорганизации общества. 
Акционерное общество формируется из учредителей, доля которых в уставном фонде определяется количеством имеющихся акций, которые могут быть переданы, проданы,  или завещаны другим лицам без реорганизации общества. 
Акционерные общества бывают:

  1. открытые 
  2. закрытые

Закрытые  АО предусматривают распределение акций среди ограниченного числа акционеров. 
Открытые АО позволяют привлекать дополнительные инвестиции продажей акций на фондовых рынках. 
Кооперативы – объединения физических лиц для совместной трудовой деятельности, распределение прибыли производится пропорционально первому вкладу, учредительный фонд не обязателен.

Предприятия – организационно-правовая форма государственного предпринимательства.

 

Бизнес-план – стандартный документ, в котором содержится ответ на вопрос о целесообразности создания нового бизнеса. Большинство разделов бизнес-плана носят описательный характер.

Технология составления бизнес-плана  определяется содержанием входящих в него разделов: 
1.  Резюме (краткая идея нового бизнеса) 
2.  Виды продукции и услуг, источники получения дохода, формирование выручки за реализованную продукцию, схема или принципиальный чертеж предполагаемой продукции и т.д. 
3.  Конкуренция (описываются основные конкуренты и конкурентные преимущества организуемой фирмы по сравнению с действующими) 
4.  План маркетинга (включает описание тарифной и целевой политики, методы формирования цен конкурентов, описание способов распространения товара, его продажа, стимулирование продаж – собственная торговая сеть, посредники, агенты; здесь также отражаются вопросы рекламы, стимулирование сбыта, скидки) 
5.  План производства (включает описание технологии организуемого производства, характеристику оборудования, которое должно быть закуплено, описание исходного материала и сырья, если они требуются, возможных поставщиков, желательно в нескольких вариантах для одного материала) 
6.  Организационный план (включает схему управления организуемым предприятием с наименованием его отделов, перечнем требуемых специалистов, указанием их оплаты и условиями найма – постоянна работа, по договору, агенты, почасовая работа) 
7.  Правовое обеспечение (обосновывается организационно-правовая форма ведения бизнеса, указываются основные учредители и распределение их участия в решении спорных вопросов и в прибыли от планируемого бизнеса; приводится перечень рецензий, которые должны быть получены, имеются у учредителей; описываются вопросы защиты авторских прав и интеллектуальной собственности) 
8.  Страхование

9.  Финансовое обеспечение бизнес-плана. В том числе: 
         План инвестиций 
         План выручки (в условиях неопределенности платежей предлагается составлять для различных вариантов оплаты) 
         План затрат

         План по прибыли  
         График безубыточности  
         Баланс денежных поступлений и расчетов

    

Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение  прибыли. Поэтому поведение фирмы  можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной  эффективности: 

  1. деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции; 
  2. фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

    

        Однако представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным. 
        Многообразием возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п. 
        Существуют подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров. 
        Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня; В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

          Необходимо отметить ряд общих характеристик, которые следует учитывать при построении полной иерархии целей развития предприятия: 
• цель более низкого уровня иерархии должна быть под целью более высокого уровня (требование «дерева целей») 
• цель более высокого уровня иерархии должна ориентироваться на более длительный промежуток времени 
• цель конкретного подразделения должна быть соотнесена с делегируемыми властными полномочиями руководителю данного подразделения; 
• цели могут быть качественными и не иметь количественной оценки, что ни в коей мере не снижает их значимости; 
• с течением времени мотивация работников меняется, поэтому иерархия целей не есть величина постоянная, а нуждается в корректировке по мере реализации цели вышестоящего уровня. 
           Локальный поиск - реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений. Исследовательский поиск - ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с "окружающей средой". Стратегический поиск - связан с прилагаемыми фирмой усилиями, наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей. 
             Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли). Примером могут служить цели уже упоминавшейся корпорации 3М, а также общие тенденции развития производства в Японии. "3М является организацией работников и акционеров, которые соединили свои ресурсы для достижения общих целей создания товаров и услуг, для получения гарантированного дохода на вложенный капитал, для создания адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности общества". 
         Цели развития предприятия представляют собой направления, в которых должна осуществляться деятельность первичного хозяйственного звена. Это – качественная характеристика целей. С другой стороны, цель должна определять желаемое состояние системы, которое необходимо достичь через определенный промежуток времени, необходимый для получения определенной количественной оценки.

Информация о работе Экономика фирмы