Формирование себестоимости продукции и ее влияние на прибыль предприятия (на примере ПРУТП «Гатча-Осовское»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:38, дипломная работа

Краткое описание

Формирование себестоимости продукции имеет особое значение для предприятий. Так, данные учета издержек производства являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это определяет, что изучение издержек производства (обращения) и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) занимает наиболее важное место в системе предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ): ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ 10
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 21
1.3 МЕТОДИКА АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 28
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 35
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 36
2.2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 43
2.3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 47
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) И УВЕЛИЧЕНИЯ СУММЫ ПРИБЫЛИ В ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 53
3.1 ФОРМИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) В ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 54
3.2 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ. УСЛУГ) НА СУММУ ПРИБЫЛИ В ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 59
3.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) И УВЕЛИЧЕНИЮ СУММЫ ПРИБЫЛИ В ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 88

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом1.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)



Содержание

 

Введение

Формирование себестоимости продукции имеет особое значение для предприятий. Так, данные учета издержек производства являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это определяет, что изучение издержек производства (обращения) и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) занимает наиболее важное место в системе предприятия.

Построение планирования, учета и анализа производственных затрат и выбор методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в значительной степени зависят от особенности отрасли, типа и вида производства, характера его организации и технологического процесса, разнообразия вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, массовости выпуска, объектов калькулирования, структуры организации и других условий.

При правильной организации анализа, составляемые калькуляции отражают влияние всех факторов как экономического, так и технического характера на формирование себестоимости продукции и служат средством осуществления сравнительного анализа уровня и структуры себестоимости одинаковой продукции на разных предприятиях. Это имеет большое значение для организации развития передовых форм труда, обмена передовым опытом с целью совершенствования производства и снижения себестоимости продукции. Составление калькуляций - средство выявления передового опыта на одних предприятиях и выяснения причин отставания на других.

Показатели себестоимости продукции должны объективно и точно характеризовать особенности формирования себестоимости в каждой отрасли промышленности с учетом применяемой в ней технологии и характера производства, а также организационной структуры предприятия.

Непременным условием успешного решения проблемы снижения себестоимости продукции является организация ее анализа. Поэтому, знание затрат на производство, своевременный и качественный анализ этих затрат позволяет гибко регулировать производственный процесс. Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Анализ себестоимости продукции позволяет произвести более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.

Прибыль и ее максимизация в условиях товарно-денежных отношений выступают непосредственной целью любого производства в любой отрасли хозяйства. Изменение социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обусловливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.

Этим и вызвана актуальность темы дипломной работы «Формирование себестоимости продукции и ее влияние на прибыль предприятия (на примере ПРУТП «Гатча-Осовское»).

Практика хозяйствования предприятий подтверждает, что основной объем прибыли формируется за счет доходов от реализации продукции. Для увеличения прибыли от реализации товаров (работ, услуг) требуется решение двух основных задач: обеспечить рост выручки от их продажи и добиться снижения их себестоимости.

В распоряжении финансового менеджера имеется целый ряд форм и методов воздействия на факторы, влияющие на объем прибыли от реализации продукции. Их можно условно разделить на три группы. Первая из них влияет на рост (уменьшение) поступлений от реализации, вторая - на объем затрат, третья - на изменение уровня рентабельности реализованной продукции.

Целью дипломной работы является определение резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг) и увеличения суммы прибыли в ПРУТП «Гатча-Осовское».

Задачи дипломной работы:

1. Определить роль себестоимости  продукции и прибыли в экономической системе предприятия.

2. Сформировать систему показателей  себестоимости продукции для  ее оценки.

3. Провести анализ финансово-хозяйственно  деятельности ПРУТП «Гатча-Осовское» за пять лет.

4. Изучить динамику показателей  себестоимости продукции и выявить  факторы, оказывающие влияние на  ее изменение.

5. Определить резервы снижения  себестоимости продукции (работ, услуг) и увеличения суммы прибыли в ПРУТП «Гатча-Осовское».

Объектом дипломного исследования является ПРУТП «Гатча-Осовское».

Предметом исследования являются формирование себестоимости продукции предприятия и ее влияние на эффективность функционирования ПРУТП «Гатча-Осовское».

Методами исследования является наблюдение за производственным процессом, обобщение материалов бухгалтерского учета, сравнения, подстановки.

Анализируемый период охватывает пять лет работы предприятия (2002-2006 годы).

В процессе подготовки дипломной работы использовались материалы бухгалтерской отчетности и различные статистические данные (бухгалтерский баланс с приложениями, статистическая отчетность соответствующая белорусскому законодательству, система показателей оценки).

 

  1. Экономическая сущность себестоимости и ее влияние на финансовые результаты деятельности предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Себестоимость продукции (работ, услуг): экономическая сущность, виды и порядок формирования

Себестоимость как экономическая категория тесно связана со стоимостью. Себестоимость — часть стоимости. Она выражает в денежной форме стоимость потребленных средств производства и большую часть стоимости продукта, созданного трудом для себя, предназначаемую для выплаты заработной платы работникам предприятия. Как показатель себестоимость отражает текущие затраты предприятия, выраженные в стоимостном выражении, на производство и сбыт продукции [24,с.329].

Совокупность этих затрат называют издержками производства. Причем, одна часть издержек производства, связанная непосредственно с изготовлением и реализацией продукции, представляет собой ее себестоимость. Вторая часть включается в издержки производства на основании законодательства в виде налогов и предназначена для общества.

В основе организации учета затрат на производство лежат следующие принципы:

- документирование затрат  и полное их отражение на счетах учета производства;

- группировка затрат по  объемам учета и местам их  возникновения;

- согласованность объектов  учета затрат с объектами калькулирования  себестоимости продукции, показателей  учета фактических затрат - с нормативными, плановыми и т д.;

-целесообразность расширения  круга затрат, относящихся на  объекты учета по прямому назначению;

- локализация затрат, вызываемых  изготовлением определенной продукции;

- осуществление оперативного  контроля за издержками производства  и формированием себестоимости продукции.

В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит затратам на производство и реализацию продукции.

Затраты на производство и реализацию продукции самым существенным образом влияют на величину прибыли и соответственно на размер налоговых платежей в государственный бюджет. Для обеспечения единства подходов всех хозяйствующих субъектов к формированию прибыли и правил ее налогообложения государство устанавливает принципы и порядок, по которым налогоплательщики обязаны вести учет затрат на производство и реализацию продукции, регламентирует источники покрытия разных групп. Документом, регулирующим формирование себестоимости продукции (работ, услуг), в Республике Беларусь являются Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) [5]. В данном документе дается следующее определение понятия себестоимости: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию».

Существует несколько определений себестоимости. Так Баканов И.Т. [1] под себестоимостью продукции, работ, услуг понимает выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных средств, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнение работ, а так же для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.

Кондаков Н.П. [2] считает, что себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на её производство и реализацию.

По мнению Е.М. Попова, себестоимость продукции - важнейший качественный показатель, характеризующий эффективность хозяйствования коммерческого субъекта. От уровня себестоимости зависит величина прибыли предприятия. Именно себестоимость продукции является основным фактором, определяющим цену на производимую продукцию. Таким образом, снижение себестоимости продукции позволяет не только получить большую сумму прибыли, но и снижать договорные цены на реализуемую продукцию, привлекая тем самым заказчиков полиграфических услуг.

Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

По определению Е.С. Русак себестоимость продукция является главным ценообразующим фактором. Выживание субъекта хозяйствования в условиях конкуренции во многом зависит от способности поддерживать оптимальный уровень себестоимости продукции. Решение этой задачи зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются стратегия в своей конкурентной среде и эффективность использования ресурсов. В соответствии с выбранной стратегией производитель относится к категории с низкой себестоимостью на массовом рынке или с хорошо зарекомендованными изделиями и роли игрока в нише рынка. Если производитель относится к категории работающего на массовом рынке, то необходима концентрация на себестоимости. Не меньшее внимание себестоимости должны уделять и производители, работающие в нише рынка, а также все другие субъекты хозяйствовании, так как всем необходимо иметь достаточно высокий уровень рентабельности, обеспечивающий воспроизводство и расширение их деятельности.

Стратегией каждого предприятия является получение максимальной прибыли. Это достигается использованием такого процесса производства, который при одном и том же объеме выпуска готовой продукции позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства. Предприятие, осуществляя определенные затраты на приобретение вводимых факторов производства (найм рабочих, закупка сырья, оборудования, плата за землю и др.) должно использовать такой производственный процесс, при котором один и тот же объём готовой продукции обеспечивается с минимальными затратами.

С точки зрения общественной значимости и характера формирования затрат различают индивидуальную и общественно необходимую себестоимости, которые выступают, соответственно, как части индивидуальной и общественной стоимости.

Индивидуальная себестоимость — это себестоимость, которая складывается на отдельном предприятии. Под общественно необходимой себестоимостью следует понимать себестоимость производства той или иной продукции по отрасли при общественно нормальных условиях производства. Индивидуальная себестоимость может быть выше или ниже отраслевой.

На предприятии различают цеховую, производственную и полную себестоимости. Цеховая себестоимость — это сумма затрат на изготовление продукции в данном цехе. Производственная себестоимость включает все затраты от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад. Полная себестоимость включает производственные и коммерческие расходы, т.е. расходы по сбыту продукции.

Различают нормативную, плановую и фактическую себестоимость (рис.1.1).

Рис. 1.1 Система показателей себестоимости продукции

Нормативная — это максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно обоснованных нормах расхода живого и овеществленного труда. Плановая себестоимость может быть выше или ниже нормативной, так как в плановом периоде в связи с достигнутым уровнем развития техники, технологии нормы расхода живого и овеществленного труда могут быть выше или ниже тех, которые предусматривались на стадии составления проекта. Фактическая себестоимость — та, которая сложилась в отчетном периоде.

Для раскрытия роли этого показателя в хозяйственном механизме нужно рассмотреть функции, выполняемые себестоимостью. Первая функция состоит в том, что она является основой простого воспроизводства, формой возмещения потребляемых средств производства и фонда распределения по труду. Аккумулируя в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции, себестоимость является необходимой экономической формой возмещения этих затрат, основой простого воспроизводства материально-вещественных факторов производства, т.е. средств производства и фонда распределения по труду.

Второй функцией себестоимости является то, что она выступает денежной формой учета затрат на потребленные элементы производственного процесса. Рациональное ведение хозяйства требует строжайшего учета и контроля затрат труда. Учет и анализ затрат живого и овеществленного труда на производство того или иного продукта позволяют выбирать наиболее рациональные способы производства. Для оптимального обеспечения потребностей расширенного воспроизводства общество должно умело использовать каждый элемент совокупного общественного продукта. Для этого необходимо на каждом предприятии, в отрасли и в целом по народному хозяйству учитывать в отдельности количество необходимых для этого средств производства, величину затрачиваемого в процессе производства живого труда.

Информация о работе Формирование себестоимости продукции и ее влияние на прибыль предприятия (на примере ПРУТП «Гатча-Осовское»)