Прибыль и рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

оцесс производства основывается на взаимодействии трех основных элементов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование средств производства работниками материальной сферы обеспечивает выпуск промышленной продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности промышленного предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение отражает эффективность производства.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.82 Кб (Скачать файл)

2.1. Виды  рентабельности 

     Различают следующие виды рентабельности:

     1) общая рентабельность рассчитывается  по формуле: 

где R – общая рентабельность;

      Пб – балансовая прибыль (убыток);

       Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

     Показатель  рентабельности предприятия характеризует  размер прибыли на один рубль стоимости  производственных фондов (основных и  оборотных средств).

     Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как  он характеризует эффективность  всей деятельности предприятия, включая  виды деятельности, непосредственно  не связанные с производством  продукции (работ, услуг). Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

     Если  исчисленное значение R больше единицы, предприятие считается рентабельным, если меньше — убыточным, если равно единице — безубыточным.

     2) рентабельность реализованной продукции  детализирует общий показатель  рентабельности и рассчитывается  по формуле: 

                 

где R – рентабельность реализованной продукции;

       Пр – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

       Z – затраты на производство продукции (полная ее себестоимость).

     3) рентабельность активов. Этот  коэффициент показывает, какую прибыль  получает предприятие с каждого  рубля, вложенного в активы, и  рассчитывается по формуле: 
 

     Причинами ухудшения рентабельности активов  могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.

     Если  на ухудшение показателя в большей  степени влияет падение объема продаж, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинге, ассортиментной политике и системе ценообразования.

     Ускорение оборачиваемости можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого  нужно рассмотреть возможность:

     - продажи или списания неиспользуемого  или неэффективно используемого  оборудования, уменьшения непроизводственных  активов;

     - снижения запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой  продукции;

     - уменьшения дебиторской задолженности.

     Рентабельность  активов может быть интерпретирована как доход, который генерируется  собственным и заемным капиталом, т.е. средствами, инвестированными в  бизнес. Для проведения подобного  анализа удобно представлять баланс в несколько модифицированном виде. В левой части подобного баланса находятся «чистые активы», т.е. долгосрочные (внеоборотные) активы за вычетом амортизации и чистый оборотный капитал. Величина последнего определяется как разность между оборотными активами и текущими обязательствами за вычетом краткосрочных займов.

      4) Рентабельность собственного капитала  показывает эффективность использования  средств, принадлежащих собственникам  предприятия. Служит основным  критерием при оценке уровня  котировки акций на бирже и  рассчитывается по формуле: 
 

     5) Рентабельность продаж (оборота)  показывает, какую прибыль имеет  предприятие с каждого рубля  реализованной продукции, рассчитывается  по формуле: 
 

     На  величину рентабельности продаж оказывают  влияние различные факторы. Основными  факторами ее снижения являются:

     - рост затрат на производство  и реализацию продукции;

     - падение объемов реализации.

     В первом случае тщательному анализу  необходимо подвергнуть структуру  затрат в себестоимости, чтобы выявить  причину ее роста. В себестоимости  продукции нужно выделить наиболее весомые и растущие статьи, после  чего – проанализировать возможность  и необходимость их сокращения без  ущерба для производства. Общая последовательность управленческих решений может быть представлена в виде следующих шагов:

     - выделить наиболее весомые статьи  себестоимости и исследовать  возможности их снижения;

     - произвести разделение затрат  на постоянные и переменные  и рассчитать точку безубыточности;

     - проанализировать прибыльность  отдельных видов продукции на  основе коэффициента маржинальной  прибыли, изучить необходимость  и возможность изменения номенклатуры  выпускаемой продукции.

     Во  втором случае следует сосредоточить  на маркетинговых факторах, а также  качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает практически  все аспекты деятельности предприятия  – производство, маркетинг и сбыт.

     6) рентабельность инвестиций –  способ оценки «мастерства» управления  инвестициями, рассчитывается по  формуле: 
 

     Любые расчеты нормы прибыли несут  в себе те или иные допущения и  условности. В идеале следует анализировать  все доступные показатели нормы  прибыли. Большинство их имеет сходную  направленность изменений, которая  обусловлена движением прибыли  – наиболее подвижного компонента в формулах расчета рентабельности. 
 
 
 

Заключение 

     Таким образом, прибыль  конечный финансовый результат предпринимательской деятельности; рентабельность – доходность, прибыльность предприятия.

     При формировании прибыли учитываются  все стороны хозяйственной деятельности промышленного предприятия: уровень  использования основного капитала, машин, оборудования, технологий, организация  производства и труда. Абсолютная величина прибыли отражает результаты снижения себестоимости и роста объема реализованной продукции. Для  объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия, возможности сравнительного анализа определяется относительный размер прибыли - рентабельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.Грузинов  В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е. изд. доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.

2.Грибов  В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия:  Учеб. пособие. Практикум. – 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: Финансы  и статистика, 2003.

3.Экономика  предприятия./Под ред. Е.Л. Кантора – СПб: Питер, 2002.

 

 
 
 
 

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия