Прибыль и рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

оцесс производства основывается на взаимодействии трех основных элементов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование средств производства работниками материальной сферы обеспечивает выпуск промышленной продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности промышленного предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение отражает эффективность производства.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.82 Кб (Скачать файл)

     В современном рыночном хозяйстве  большое внимание уделяется новым  методам управления затратами, таким, как управленческий учет. С его  помощью осуществляется контроль издержек предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта  форма управления затратами позволяет  рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций  по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность  за утвержденную величину расходов и  должны обеспечить выполнение запланированных  показателей.

     В условиях свободной конкуренции  цена продукции, произведенной предприятиями, фирмами выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного  ценообразования. В то же время каждый предприниматель стремится к  получению максимально возможной  прибыли. И здесь, помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения  ее на незаполненные рынки и др., неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и  реализацию этой продукции, снижения издержек производства.

     В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

     Так, значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда. Поэтому  актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

     Снижения  трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них - механизация  и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизации устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию  применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения  организации производства и труда. Нередко предприятия (фирмы) приобретают  или берут в аренду дорогостоящее  оборудование, не подготовившись к  его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные  на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.

     Важную  роль для повышения производительности труда играет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его  загрузка, применение передовых методов  и приемов труда и др.

     Материальные  ресурсы занимают до 3/5 в структуре  затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый ан здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических  процессов. Немаловажным является повышение  требовательности и повсеместное применение входного контроль качества поступающих  от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

     Важнейшими  путями снижения затрат на производство продукции является экономия всех видов  ресурсов, потребляемых в производстве, - трудовых и материальных.

     Обобщая все вышесказанное, можно выделить следующие факторы роста прибыли, зависящие от деятельности предприятия:

1. Повышение  качества продукции;

2. Снижение  себестоимости продукции;

3. Увеличение  выручки;

4. Снижение  затрат;

5. Приемлемые  цены;

6. Повышение  производительности труда;

7. Выпуск  конкурентоспособной продукции;

8. Изучение  ассортимента продукции;

9. Повышение  эффективности использования основных  средств.

     Факторы роста прибыли, не зависящие от деятельности предприятия:

1. Изменение  государственно регулируемых цен  на реализуемую продукцию;

2. Влияние  природных, географических, транспортных  и технических условий на производство  и реализацию продукции.

     Все эти методы в той или иной степени  оказывают влияние на величину прибыли. Но увеличение прибыли будет зависеть от самого предприятия, от того насколько  эффективно и рационально оно  будет использовать тот или иной способ.  
 

 

1.2 Управление формированием прибыли

      Достижение  высоких результатов работы предприятия  предполагает управление процессом  формирования, распределения и использования  прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование и постоянный поиск  возможностей увеличения прибыли.

      Экономический анализ – важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.

      В задачи анализа финансовых результатов  входят:

      - оценка динамики показателей  балансовой и чистой прибыли;

      - изучение составных элементов  формирования балансовой прибыли;

      - выявление и измерение влияния  факторов, воздействующих на прибыль;

       - анализ показателей рентабельности;

      - выявление и оценка резервов  роста прибыли, способов их  мобилизации.

      Анализ  динамики балансовой прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с динамикой  величины и прироста чистой прибыли  представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать  о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с балансовой и наоборот. Полезную информацию можно  почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, это  свидетельствует об оптимальной  величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективности хозяйствования.

      Хорошие аналитические возможности заключены  в таблице, составленной по данным о  величине балансовой прибыли, ее составленных частей (прибыль от реализации продукции, работ, услуг; прибыли от прочей реализации; сальдо финансовых результатов от внереализационных операций) за ряд лет.

      Прибыль от реализации продукции, работ, услуг  занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в масштабе народного хозяйства страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.

      На  многих предприятиях существуют подразделения  экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости, изыскиваются пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

      Увеличение  объема реализации продукции в натуральном  выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующиеся спросом, могут достигаться с  помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного  оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

      Не  требует капитальных затрат ускорение  оборачиваемости оборотный средств, которое также ведет к росту  объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья  и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая  предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и  неустойчивое финансовое положение  предприятий, но и низкая финансово-расчетная  дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного  обращения.

      При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции  состоит в снижении себестоимости  в части материальных затрат. Особенно важно это для предприятий  обрабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлургическая, нефтехимическая и др.), на которых  удельный вес стоимости сырья  в себестоимости существенно  выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов. В частности,  в машиностроении удельный вес металлоотходов в общем  потреблении черных металлов занимает более 20%, а удельный вес стружки  в общем образовании металлоотходов – 45%. Это свидетельствует и о  применении морально устаревшего оборудования.

      В добывающих отраслях прирост прибыли  достаточно сложно обеспечить в результате снижения себестоимости добычи полезных ископаемых из-за естественно-природных  причин. В основном это может достигаться  вследствие увеличения объемов добычи.

      В отраслях, ориентированных на конечного  потребителя, решающее значение имеют  объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских  товаров.

      На  величину прибыли от реализации продукции  влияют состав и размер нереализованных  остатков на начало и конец отчетного  периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению  выручки и недополучению ожидаемой  прибыли.

Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам:

      - часть готовой продукции закономерно  оседает на складе в связи  с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной  партии, выписки расчетных документов. Увеличение остатков готовой  продукции на складе сверх  нормативной величины должно  быть предметом внимания финансовых  служб предприятия: возможно, продукция  не находит сбыта из-за разрыва  хозяйственных связей или не  используется спросом по другой  причине.

      Такое влияние на прибыль остатков готовой  продукции на складе встречается  часто на предприятиях, которые выпускают  продукцию, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные  услуги в силу своей специфичной  формы как товара не могут принимать  вид остатков продукции на складе. То же относится и к продукции  некоторых отраслей, например, электроэнергетики, транспорта, связи;

      - часто остатки товаров отгруженных,  срок оплаты которых не наступил, могут образовываться при применении определенных форм расчета за отгруженную продукцию. Полная предоплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов имеет свои недостатки;

      - часть товаров отгруженных не  оплачена в срок покупателем.  Непоступление выручки в этом  случае практически не зависит  от поставщика. К сожалению, эта  ситуация стала типичной, объем  неплатежей не уменьшается, но  предприятию все же следует  работать в направлении получения  доходов – прекратить отгрузку  покупателю, перевести его на  аккредитивную форму расчетов, передать  требования по взысканию неплатежей  с покупателя банку, оформить  коммерческий кредит;

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия