Прибыль и рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

оцесс производства основывается на взаимодействии трех основных элементов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование средств производства работниками материальной сферы обеспечивает выпуск промышленной продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности промышленного предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение отражает эффективность производства.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.82 Кб (Скачать файл)

      - продукция отгружена и получена  покупателем, но последний на  законных основаниях отказался  от ее оплаты. Наиболее вероятной  причиной отказа может быть  несоблюдение поставщиком условий  договора поставки.

      Резервом  увеличения балансовой прибыли может  быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества  предприятия. Если раньше операции, связанные  с выбытием основных фондов, не оказывали  заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия  вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего  и неустановленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать  его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся  на балансовую прибыль, а возмещаются  из чистой прибыли, предназначенной  на накопление.

      Финансовый  результат от реализации иного имущества  предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит  от состава и продажной цены реализуемых  активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не только из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными или по величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции.  Эта работа является одним из направлений финансового менеджмента, т.е. управления финансами предприятия, и должна проводиться на основании анализа структуры материальных активов. Безусловно, лучше продать их по цене, превышающей учетную стоимость, но в ином случае предприятие получит денежные средства, которые можно вовлечь в оборот.

      Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос  на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для  исчисления прибыли из продажной  цены исключаются затраты, связанные  с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором  они способны приносить доход.

      Ценные  бумаги приобретаются предприятием с разными целями. Поскольку они относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен их правильный выбор. Приобретать ценные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти невозможно, а при отсутствии доходов по ним такое вложение средств можно считать не активными, а убытками. Реализуя ценные бумаги, предприятие получает результат, который можно сравнить с номинальной стоимостью этих ценных бумаг.

      В составе внереализационных операций наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Важно, чтобы они осуществлялись не в ущерб основной деятельности предприятия. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставный капитал других предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги. В настоящее время практически никакие доходы по финансовым активам не перекрывают уровня инфляции, поэтому для получения реальных доходов от финансовых вложений следует подходить к таким инвестициям очень взвешенно.

      Относительно  надежным способом финансовых вложений сейчас можно считать хранение денег  на депозитном счете или приобретение депозитных сертификатов. В этом случае должны учитываться о меньшей  мере два обстоятельства: темпы инфляции, если речь идет о приобретении сертификатов, и процентная ставка налога с полученных доходов. В первом случае доходы облагаются по общей ставке налога на прибыль, во втором  - по ставке 15%, так как  сертификаты относятся к ценным бумагам. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Планирование прибыли

     Определяющая  роль прибыли требует правильного ее исчисления. От того, насколько обоснованно определена плановая прибыль, во многом будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

     Расчет  плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволяет осуществить  финансирование инвестиций и инноваций, прирост собственных средств, создание эффективных систем организации  и стимулирования труда, своевременную  выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли на предприятии  имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для  национальной экономики в целом.

     Планирование  прибыли – составная часть  финансового планирования и важный участок финансово-экономической  работы на предприятии.

     Многообразие  форм и направлений деятельности предприятия и существующая система  налогообложения требуют раздельного  планирования прибыли по ее видам. Раздельно  планируется: прибыль от реализации товарной продукции, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера, прибыль от реализации имущества, прибыль от внереализационных доходов.

     Соответственно, существуют различные методы планирования прибыли по видам. Наиболее подробно разработаны в теории и успешно  применяются на практике методы планирования прибыли  от реализации товарной продукции. В отечественной практике чаще применяются  методы прямого счета и аналитический  метод.

     Метод прямого счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов: 

где      П – плановая прибыль;

       В – выпуск товарной продукции  в плановом периоде в натуральном  выражении;

       Ц – цена за единицу продукции  (за вычетом НДС и акцизов);

     С – полная себестоимость единицы  продукции.

      Расчету прибыли предшествует определение  выпуска сравнимой и несравнимой  продукции в планируемом периоде  по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции  на складе и товаров отгруженных  на начало и конец планируемого периода.

      Расчет  прибыли методом прямого счета  прост и доступен, но он не позволяет  выявить влияние отдельных факторов на ее рост и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок.

      Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях проверки и контроля последнего.

      Преимущество  метода состоит в том, что он позволяет  определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

      При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в  планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим  методом состоит из следующих  этапов:

      - определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли  за отчетный период на полную  себестоимость сравнимой товарной  продукции за тот же период;

      - исчисление объема товарной продукции  в планируемом периоде по себестоимости  отчетного периода и определение  прибыли от реализации товарной  продукции исходя из базовой  рентабельности;

      - учет влияния на плановую прибыль  различных факторов; снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т.п.

      При этом методе прибыль по несравнимой  товарной продукции рассчитывается отдельно. Учитывается также прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции, находящихся  на складах предприятия на начало и конец планируемого периода, и  прибыль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и конец  периода.

      Кроме прибыли от реализации товарной продукции, в составе валовой прибыли  рассчитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг, прибыль  от реализации имущества, а также  планируемые внереализационные  доходы и расходы. При этом применяются  как традиционные, так и специальные  методы (экспертные, статистические, экономико-математические и др.).

      В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.

      Исчисление  оптимальной величины прибыли является важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования.

      Для прогнозирования максимально возможной  прибыли целесообразно применять  различные методы ее определения.

      Кроме вышеназванных, существуют методы финансового  анализа, применяемые с целью  оперативного и стратегического  планирования. Например, операционный анализ, называемый также анализом «издержки-стоимость-объем-прибыль», который  позволяет отслеживать и увязывать  в единую систему финансовые результаты бизнеса, издержки и объемы производства.

      Ключевыми элементами операционного анализа  служат: производственный (операционный) рычаг, порог рентабельности и запас  финансовой прочности предприятия.

      Использование этих ключевых элементов в системе  операционного анализа базируется, в частности, на сопоставлении выручки  от реализации продукции с общей  суммой затрат, подразделяемых на постоянные (условно-постоянные), переменные (условно-переменные) и смешанные.

      Известно, смешанные затраты в среднем  составляют небольшой удельный вес  в структуре себестоимости, что  позволяет сосредоточить внимание на постоянных и переменных расходах и выявить их влияние на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного изменения переменных или постоянных затрат.

      На  использовании данного тезиса базируются обоснования ряда методик, позволяющих  определить величину прибыли в плановом периоде.

      Часто используются методы, основанные на «эффекте производственного рычага», под  которым в предпринимательской  терминологии экономически развитых стран, понимают такое явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.

      То  есть чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат при неизменной сумме выручки от реализации, тем  сильнее «эффект производственного  рычага», - и наоборот.

      Когда же выручка от реализации снижается, сила воздействия «рычага» возрастает как при повышении, так и при  понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме, т.е. каждый процент снижения выручки дает все  больший и больший процент  снижения прибыли, причем сила «рычага» возрастает быстрее, чем увеличиваются  постоянные затраты.

      При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности пройден, сила воздействия рычага убывает: каждый процент прироста прибыли дает все  меньший и меньший процент  прибыли.

      Сила  воздействия «производственного рычага»  в значительной степени зависит  от уровня фондоемкости, т.е. чем больше основной капитал, тем больше постоянные затраты.

      Но  при скачке постоянных затрат, диктуемом  интересами дальнейшего наращивания  выручки предприятия, приходится проходить  новый порог рентабельности.

      Порог рентабельности – это такая выручка  от реализации, при которой предприятие  уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи  в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю, т.е.

      Прибыль = Валовая маржа  – Постоянные затраты = 0,

или, что  то же

Порог рентабельности = Постоянные затраты /  Валовая  маржа в относительном  выражении.

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия