Бизнес-планирование как особая форма планирования: сущность, преимущества и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и функции бизнес-плана
1.1. Понятие бизнес-плана
1.2. Цели, задачи, функции, область применения бизнес-планирования 5
5
7
2 Структура бизнес-плана
3 Стадии разработки бизнес-плана
4 Схема финансирования бизнес-проектов
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

СДАЛА 9 - копия.docx

— 282.31 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при написании данного  раздела предприниматель должен осветить следующие основные моменты:

  1. привести перечень возможных рисков с указанием вероятности 
    их проявления и ожидаемого ущерба от этого;
  2. указать      организационные      меры      по      профилактике      и 
    нейтрализации указанных рисков;
  3. определить вероятность возникновения каждого риска;
  4. оценить ожидаемый размер убытков;
  5. проранжировать их по вероятности возникновения;

6) установить  приемлемый  уровень  риска  и  отбросить  все  те, 
вероятность возникновения которых ниже данного уровня.[16]

Необходимо показать, с какими проблемами и рисковыми ситуациями предприниматель  может столкнуться при реализации разрабатываемого проекта, и показать, как он собирается с ними бороться. Риск можно связать с необходимостью принятия решений в условиях недостатка информации, и угроза риска состоит в недополучении дохода. Перечень рисков весьма многообразен, вероятность каждого типа риска различна, неодинакова и сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому в бизнес-плане требуется хотя бы ориентировочная оценка ущерба для предприятия от наиболее вероятных рисков.

 

2. 11 Разработка финансового плана

Назначение: установить и обосновать финансовую часть проекта, 
доказать перспективную платежеспособность фирмы, показать сколько 
потребуется финансов для реализации проекта, оформить стратегию 
финансирования. 

В данном разделе необходимо представить  информацию о том, какое количество финансовых ресурсов потребуется для  реализации данного проекта.

Финансовый  план выявляет потенциал дела. Он должен быть представлен в бизнес-плане  в виде расписания по финансированию.[7]

Для нового дела предсказание поступления денежных средств является более важным, чем  предсказание прибылей, так как оно  детализирует сумму и время притока  и оттока денег. Обычно уровень прибылей, особенно за первый год, недостаточен для финансирования нужд по операциям.

Предпринимателю необходимо определить допустимость и  формы изменений в обязательствах, как и на каких условиях может быть получено дополнительное финансирование, как может быть возвращен кредит. Эта информация становится частью прогноза поступления денег.

Помимо предоставления плана финансовых результатов, необходимо представить  план движения денежных средств. Именно этим планом предприниматель подтверждает будущую платежеспособность. План движения денежных средств имеет большое  значение для выбора оптимального варианта привлечения собственных или  заемных средств, эффективного вложения временно свободного капитала. Необходимость роста производства, инвестиций в качество продукции может снизить ликвидность предприятия. Этот документ дает возможность вовремя заметить возникновение такой ситуации и принять соответствующие меры.

Балансовый  остаток должен быть положительным, иначе в текущем периоде фирма  будет неплатежеспособной.

В финансовый план следует также поместить  баланс фирмы, для новых предприятий - баланс на момент начала дела.

Баланс  не отражает результатов деятельности фирмы за какой-либо отрезок времени, а представляет собой ее мгновенную фотографию, фиксирующую ее сильные  и слабые стороны на конкретный момент времени с точки зрения финансов. В балансе сведены активы, обязательства, собственный капитал и резервы  фирмы.[17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. СТАДИИ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

Процесс разработки бизнес плана представляет собой достаточно длительный и трудоемкий процесс, который осуществляется при  непосредственном участии руководителя предприятия и группы  специалистов, и состоит из нескольких последовательных этапов.

На первой стадии разработки бизнес-плана определяются источники необходимой для создания документа информации. Обычно в качестве последних могут выступать:

-исследования рынка предполагаемой  продукции, определение основных  тенденций его развития;

-исследования сырья, основных  и вспомогательных производственных  материалов, охватывающие имеющиеся  и прогнозируемые запасы сырья  и потребляемых ресурсов, необходимых  для предприятия, а также имеющиеся  и прогнозируемые тенденции в  области изменения цен на такие  материалы и ресурсы;

-исследование месторасположения  предприятия и оценка его воздействия  на окружающую среду;

-исследования оптимизации масштабов  производства, как часть исследований  по выбору технологии;

-исследования, посвященные выбору  специализированного оборудования  и прочее.

Вторым этапом является определение целей разработки бизнес-плана. Цели определяются тем перечнем проблем, которые призван решать бизнес-план, и должны быть ясно и кратко сформулированы. В качестве целей могут, например, выступать, привлечение финансовых средств для запуска в производство технологически новой продукции, увеличение доли потребителей товаров компании среди участников рынка за счет привлечения новых групп покупателей и пр.

На третьем этапе разработки бизнес- плана необходимо определить его целевых читателей, поскольку выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей (например, фирма, ориентированная на финансирование в первую очередь при помощи выпуска и продажи акций должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита в  бизнес- плане необходимо указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности.)

Четвертым этапом является установление общей структуры документа. В соответствии с общепринятыми правилами, бизнес-план должен включать следующие основные разделы :  

- меморандум о конфиденциальности;

- резюме;

- описание предприятия и отрасли;

- описание продукции;

- план маркетинга;

- инвестиционный план;

- производственный план;

- организационный план;

- финансовый план и показатели  эффективности бизнес-плана;

- анализ рисков (анализ чувствительности);

- выводы;

- приложения.

Иногда в зависимости от специфики  предприятия или особенностей проектов, описанных в бизнес плане, допускаются  изменения стандартной структуры  документа.

Пятым этапом является непосредственно сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана.

На этом этапе необходимо привлечь к работе специалистов, имеющих соответствующие  знания и опыт для составления  бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники- работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно привлечь также внешних консультантов, особенно для использования в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены эксперты широкого профиля (в том числе специализированные на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению и пр.

Шестой этап - непосредственное написание бизнес-плана.  В современной практике бизнес-планы создаются:

-   специалистами предприятия или фирмы с привлечением соответствующего  программного обеспечения, например, отечественной расчетно-аналитической системы Project Expert;[1]

- консалтинговыми фирмами, специализирующимися на оказании подобных услуг и обладающих необходимыми возможностями и специалистами;

-    инвесторами: коммерческими банками, фондами и пр. Необходимо отметить, что некоторые кредиторы настороженно относятся к бизнес- планам, разработанным фирмой-заемщиком, считая их недостоверными.

Наконец,  на последнем, седьмом,  этапе бизнес-план предлагается для анализа и критики незаинтересованному лицу. На основании высказанных замечаний производится окончательная доработка и усовершенствование документа.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей  целью изучение конкретного направления  деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся  организационно-экономических условиях, он опирается на:

-  конкретный проект производства определенного товара или услуги – создание нового типа изделий или  оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

- всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение ее слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

-  изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Бизнес-план является одним из основных равных документов,  определяющих стратегию функционирования фирмы.  Вместе  с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.

Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система  взаимосвязанных технических, организационных  и экономических  изменений на определенный период времени. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками среднесрочных или долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.[14]

 

 

    1. СХЕМА ФИНАНСОРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ

Для финансирования различных бизнес-проектов используются различные источники средств.

Наиболее распространено финансирование бизнеса за счет привлечения заемных  и инвестиционных средств. 
        Использование заемных средств на финансирование бизнес-проектов: 
Привлечение банковских кредитов позволяет довольно быстро получить недостающие денежные средства. Этот способ финансирования бизнес-проектов имеет как свои преимущества, так и подводные камни. 
Основным преимуществом кредитования бизнес-проектов является возможность быстро привлечь необходимые средства. Однако при этом компании должны: 
- предоставить гарантии своей платежеспособности в объеме выделенного кредита и процентов за пользование им; 
- иметь положительные финансовые результаты своей рыночной деятельности; 
- выплатить в течение определенного времени не только банковский кредит, но и проценты независимо от того, насколько успешна их коммерческая деятельность.

Использование для финансирования инвестиционных средств  
Этот способ финансирования бизнес-проектов отличается от обычного кредитования тем, что возврат инвестированного капитала происходит только за счет прибыли от реализации инвестиционного проекта. При этом инвестор наравне с владельцем компании заинтересован в окупаемости бизнес-проекта, поскольку коммерческие риски между ними делятся. 
При этом для того, чтобы быть более уверенным в получении оговоренной прибыли и окупаемости бизнес-проекта, инвестор может взять на себя управление компанией, таким образом, привлечение инвестиций для реализации бизнес-проектов чревато для владельцев бизнеса временной утратой управления компанией. Кроме того, привлечение для финансирования инвестиционных средств связано с довольно длительной процедурой 
Однако преимуществом внешнего финансирования бизнес-проектов является то, что таким образом можно привлечь значительно более крупные суммы и реализовать гораздо более масштабные проекты. 
Каждый вид финансирования бизнес-проектов имеет свои преимущества и недостатки. [9]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом  ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как  с переменами, происходящие внутри фирмы, так и с изменениями  на рынке, где действует фирма, и  в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и  макроэкономический анализ, проводимый специализированными научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов могут быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов других организаций.

Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих стратегию  функционирования фирмы. Вместе с тем  он базируется на общей концепции  развития фирмы, более подробно разрабатывает  экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретных мероприятий. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами, позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиями.

Особенностью бизнес-плана как  стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен  необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов, которые изучаются  при разработке бизнес-плана. Эти  проекты должны быть не только инновационными, т. е. отличаться научно-технической  новизной, но и достаточно полно  проработанными, показывать, какие  затраты необходимы на их реализацию и что это экономически даст (какой  доход принесет). Степень инновационности и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала. В то же время включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если определены источники его финансирования.

Информация о работе Бизнес-планирование как особая форма планирования: сущность, преимущества и особенности