Бизнес-планирование как особая форма планирования: сущность, преимущества и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и функции бизнес-плана
1.1. Понятие бизнес-плана
1.2. Цели, задачи, функции, область применения бизнес-планирования 5
5
7
2 Структура бизнес-плана
3 Стадии разработки бизнес-плана
4 Схема финансирования бизнес-проектов
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

СДАЛА 9 - копия.docx

— 282.31 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждение  образования «Витебский государственный технологический университет»

 

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономика предприятия»

на тему: Бизнес-планирование как особая форма планирования: сущность, преимущества и особенности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1 Сущность и функции бизнес-плана

1.1. Понятие бизнес-плана

1.2. Цели, задачи, функции, область применения бизнес-планирования

5

5

7

2 Структура бизнес-плана

3 Стадии разработки бизнес-плана

4 Схема финансирования  бизнес-проектов

Заключение

Список использованных источников

Приложения

16

31

32

34

36

38


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Планирование - одна из важнейших предпосылок  оптимального управления производством  на предприятии. Планирование - это  построение плана, способа будущих  действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели.                                                                           Планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.                                                                                                                         На уровне субъекта осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и текущее технико-экономическое планирование, а также оперативно-производственное планирование как детализация разработок текущих планов предприятия в целом, его крупных цехов и малых производственных подразделений вплоть до рабочего места.

В текущих технико-экономических  планах (годовых, квартальных, месячных) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным планом. Текущие технико-экономические планы (производственные бизнес-планы) включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени  загрузки производственных мощностей, обеспеченности промышленно-производственным персоналом. В них также содержится расчеты затрат на производство, расчеты  прибыли, рентабельности, расходы на реконструкцию производственно-технической  базы предприятия.

План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для  обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим  не только крупным и средним, но и  малым предприятиям.

Таким образом, планирование - это  процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей. Планировать свое предпринимательство необходимо. Часто  бывает, что технологически предпринимательство  просчитывается безупречно, однако экономические  расчеты не выполняются, что и  приводит к неудачам в предпринимательстве. Необходимо заранее составить план экономической деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разработать  план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность  производства, размер налога на добавленную  стоимость, оборачиваемость оборотных  средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок  ведет к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств. Неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству  хозяйствующего субъекта.

 

 

  1. Сущность и функции бизнес-плана

 

1.1 Понятие бизнес-плана

        У всех начинающих бизнесменов возникает ряд вопросов, не зная ответы на которые невозможно организовать прибыльное дело. Как спланировать свой бизнес? Какой вид деятельности выбрать? Как осуществить намеченное? Как спрогнозировать дальнейшие шаги в бизнесе?

       Поэтому,      прежде      чем      решиться начать      свое     дело,

предприниматель должен детально продумать свою стратегию, сопоставить желаемые результаты с имеющимися ресурсами, оценить возможные угрозы со стороны внешней среды. Это позволит избежать проблем связанных с месторасположением фирмы, нерациональным использованием имеющихся ресурсов, подбором персонала, выходом на рынки. Вышесказанное говорит о необходимости планирования своей деятельности.

Процесс планирования не может существовать отдельно от основной деятельности, т.к. он основывается на нее и вносит изменения. Особенность планирования заключается в его непрерывности  (приложение А). [18, с.123].

Работа  без плана есть реакция на текущие  события, деятельность на основе плана - реакция на запланированные события.

Одной из распространенных форм планирования является разработка бизнес - плана.

Существует  множество определений бизнес - плана:

По мнению Степнова И. М: «Бизнес - план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует  все проблемы, с которыми оно может  столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем». [18].

По мнению Кузнецова Ю. В.: «Бизнес - план представляет собой сложный по содержанию документ, создаваемый для реализации целей, имеющих наиболее важное значение для развития фирмы». [12].

По мнению Уткина Э. А.: «Бизнес-план является рабочим  инструментом и для вновь создаваемых  и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства» [19, с. 56].

На мой  взгляд, наиболее объективным и полным определением бизнес - плана является определение, предложенное автором Кузнецовым Ю. В. Так как действительно, предприятия в своей производственно - хозяйственной деятельности стремятся к достижению поставленных целей, а бизнес - план является инструментом, помогающим предприятию это осуществить и тем самым успешно функционировать и развиваться.

Главное достоинство бизнес - планирования заключается в том, что правильно  составленный бизнес - план дает перспективу  развития фирмы, т. е. в конечном счете, позволит предприятию понять, стоит  ли вообще вкладывать финансовые ресурсы  в бизнес, будут ли доходы, которые  окупят все понесенные затраты. Причем, чем тщательнее он будет составлен, тем больше времени уйдет на его  подготовку, но тем меньше ненужных затрат понесет предприниматель  в будущем.

Личное  участие руководителя в составлении  бизнес- плана настолько велико, что многие зарубежные банки вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен сторонними фирмами, а руководитель всего лишь поставил подпись. Включаясь в работу лично, он моделирует свою будущую деятельность, проверяя ее крепость и сам замысел, и себя.

Без детально разработанного плана действий нельзя организовать прибыльное дело, вступить в доверительные отношения с  кредиторами, покупателями, поставщиками. Бизнес - план - сложный по содержанию документ, создаваемый для реализации целей, имеющих наиболее важное значение для развития фирмы.

Основное  и главное достоинство бизнес-плана заключается в том, что он позволяет понять, стоит ли вообще организовывать данный бизнес.

 

1.2 Цели, задачи, функции и область применения бизнес-планирования

 

Главная цель разработки бизнес-плана заключается в подробном описании предполагаемой деятельности компании на ближайший год, связанной с разработкой новых товаров и услуг (открытием новых бизнес-направлений, финансовым оздоровлением), определении основных финансовых показателей на последующий период (3-5 лет) с учетом уровня спроса целевого рынка, оценке имеющихся ресурсов и определении потребности в дополнительном внешнем финансировании.

Бизнес-план должен быть направлен на выполнение поставленных задач, то есть, важна  не только их постановка, но и последующая  реализация. Необходимо не только планировать, но и выполнять запланированное. Бизнес-план должен быть руководящим документом, обеспечивающим эффективность деятельности.

Можно выделить следующие задачи, которые позволяет решить бизнес - план:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы, наметить 
    рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать миссию и цели фирмы;
  • рассчитать предполагаемые затраты на реализацию бизнес - плана;
  • выявить   обеспеченность   фирмы   квалифицированными   кадрами   и 
    распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности 
    за исполнение;
  • организовать систему контроля за процессом реализации проекта;
  • позволяет определить рентабельность задуманного проекта;
  • просчитать риски, которые могут возникнуть в процессе выполнения 
    бизнес-плана;
  • проанализировать    обеспеченность     фирмы         производственными 
    ресурсами, и рассчитать необходимые объемы финансирования;
  • позволяет увеличить прибыль предприятия в конкретных условиях;
  • обеспечить высокую степень устойчивости фирмы в условиях жесткой 
    конкуренции.

Можно выделить следующие  функции бизнес – плана:

Первая из них связана  с возможностью его использования  для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а  также при выработке новых  направлений деятельности.

Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности  развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет  привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. В современных условиях без кредитных ресурсов практически  невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина  заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько  в развившейся практике невозвращения  кредитов. В этой ситуации банки  принимают целый комплекс мер  по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального  залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет  привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые  пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся  у них технологию. Решение вопроса  о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Таким образом, внутрифирменное  планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его  размера.

Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и  дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и  для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а  также для получения финансирования. [4].

    Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес - плана позволяет

получить  немало выгод, в том числе:

  • заставляет руководителей активно заниматься перспективами фирмы;
  • позволяет         осуществлять         более         четкую         координацию 
    предпринимательских усилий по достижению поставленных целей;
  • устанавливает   показатели   деятельности   фирмы,   необходимые   для 
    последующего контроля;
  • делает фирму подготовленной к внезапным изменениям рыночных 
    ситуаций
  • устанавливает   обязанности   и   персональную   ответственность   всех 
    руководителей   фирмы   по   обеспечению   достижения   поставленных 
    целей. [4, с.123].

Информация о работе Бизнес-планирование как особая форма планирования: сущность, преимущества и особенности