Особенности организации планирования в Китае.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 23:52, доклад

Краткое описание

В 1979 году в Китае начались экономические реформы. С тех пор страна динамично развивается (среднегодовые темпы экономического роста - 9,3%). Длительные, устойчиво высокие темпы экономического развития и реальные успехи в модернизации Китая связаны с проводимым с конца 70-х годов курсом реформирования китайской экономики, ее поэтапной интеграции в мировое хозяйство. Несмотря на отдельные периоды макроэкономической нестабильности, реформы в КНР не препятствовали экономическому росту, а кратковременные кризисы преодолевались без долговременных откатов в развитии экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности организации планирования в Китае.docx

— 15.88 Кб (Скачать файл)

Особенности организации планирования в Китае

В 1979 году в Китае начались экономические реформы. С тех пор страна динамично развивается (среднегодовые темпы экономического роста - 9,3%).

Длительные, устойчиво высокие темпы экономического развития и реальные успехи в модернизации Китая связаны с проводимым с конца 70-х годов курсом реформирования китайской экономики, ее поэтапной интеграции в мировое хозяйство.

Несмотря на отдельные периоды макроэкономической нестабильности, реформы в КНР не препятствовали экономическому росту, а кратковременные кризисы преодолевались без долговременных откатов в развитии экономики.

Хотя планирование в Китае не было столь всепроникающим, как в СССР, до реформы контроль государства за производством и распределением был достаточно сильным. Экономика была в значительной степени закрытой, внешняя торговля и иностранные инвестиции - весьма незначительными.

На момент начала реформ Китай не переживал резкого падения производства, сильной макроэкономической нестабильности, а также, в отличие от постсоциалистических стран Восточной Европы и бывшего СССР, не находился на этапе политической трансформации. Вместе с тем накануне реформ произошли кардинальные перемены в политическом руководстве, в стратегии развития страны и ее взаимоотношениях с внешним миром. Был достигнут общественный консенсус относительно необходимости преобразований.

На начальном этапе не было ясных конечных целей преобразований, конкретной и целостной программы реформ. Основной задачей считалось исправление недостатков прежней чрезмерно централизованной системы управления экономикой. Преобразования проводились локально, в экспериментальном порядке, по принципу “переходить реку, нащупывая камни ногами”, как правило, от простого к сложному. Указанные подходы продолжали применяться даже в 90-е годы, когда начались комплексные преобразования экономики.

Итак, важнейшая черта идеологии реформ в Китае - постепенность преобразований, обусловившая длительное сосуществование старой и новой систем хозяйственного управления (так называемой двухколейной системы). Хотя такой подход и был связан со значительными экономическими и другими издержками, в целом он позволил сохранить управляемость экономикой и обществом, избежать резких спадов производства, обеспечивать на всех этапах преобразований общественную поддержку реформ.

Суть модели индикативного планирования в Китае может быть кратко сформулирована следующим образом: это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны и соответствующих государственной социально-экономической политике, а также установление мер государственного воздействия на протекание социальных и экономических процессов с целью достижения указанных параметров.

В современном экономическом словаре словосочетание "индикативное планирование" означает не директивное, ориентирующее планирование на государственном уровне.

Индикативное планирование - это разновидность государственного регулирования, которое носит характер прогноза и представляет собой программы, ориентирующие и мобилизующие звенья экономической системы на выполнение этих программ.

Индикативное планирование - это процесс разработки и реализации прогнозов, программ и бюджета, носящих рекомендательный характер и обеспечивающих управляемость экономических процессов посредством координации действий хозяйствующих субъектов и государства и ориентирование хозяйствующих субъектов на достижение целей социально-экономического развития.

В экономической литературе выделяют несколько подходов к определению функции индикативного планирования:

- планирование на макроуровне при самостоятельности предприятий;

- ориентирование частных  предприятий на выполнение задач, формулируемых государством;

- механизм координации  действий и интересов государства  и других субъектов экономики.

Все эти определения индикативного планирования также применимы и к предприятию как к объекту, внутри которого происходят экономические процессы на уровне микроэкономики.

Макроэкономическое планирование в Китае основано на сочетании частного и государственного секторов экономик при доминировании последнего. Поскольку деятельность госпредприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности, постольку планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер. Такое понимание близко к современной интерпретации индикативного планирования, рассматривающей его как процесс формирования системы параметров (индикаторов) характеризующих состояние и развитие страны, соответствующее государственной социально-экономической политики.

Второй подход означает, что государство разрабатывает проекты экономического развития всего народного хозяйства, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры. Тем самым мотивируя заинтересованное участие как предпринимателей так и субъектов в реализации проектов, важных для общества в целом. Заметим, что разрабатываемые обще региональные прогнозы развития формально не объявляются законами, но они ориентируют и мобилизуют отдельные звенья экономической структуры на их выполнение в общенациональных интересах.

Третий подход. В современных условиях субъекты ориентируются на ИП, подстраиваясь под государственные планы. Она включает в себя как ориентирующие показатели (контрольные цифры), имеющие лишь информационное значение для предприятий, отраслей, так и директивные показатели - государственный заказ, лимиты, экономические регуляторы (цены, налоги, процентные ставки)

Резюмируя вышеизложенное, ИП можно дефилировать как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающей ее госрегулирование с рыночным и нерыночным ее саморегулированием, основанной на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающей определение общенациональных приоритетов, прогнозирование, бюджетирование, программирование и другие процедуры решений.

 


Информация о работе Особенности организации планирования в Китае.