Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Сложность и динамичность рыночного хозяйствования объективно предполагает использование системной теории для целей всестороннего и глубокого анализа практической

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Экономический эффект и эффективность коммерческой деятельности 5
1.2 Информационное обеспечение как основа анализа эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия 7
1.3 Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий 18
1.4 Влияние эффективности коммерческой деятельности на результаты работы предприятия 26
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛОЦКОГО РАЙПО 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика Полоцкого райпо 28
2.2 Анализ розничного товарооборота - основного показателя торгово-хозяйственной деятельности Полоцкого райпо 37
2.3 Анализ основных показателей эффективности деятельности райпо 40
2.4 Мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности Полоцкого райпо 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 790.00 Кб (Скачать файл)

                         ,                                                               (10)

где  Э – эффективность,

- стоимость реализованных товаров (услуг),

- реальные издержки обращения.

Для более полной оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия возможно использование обобщающего показателя, когда сопоставляются результаты деятельности предприятия со всеми затраченными средствами, включая вложения средств в основные и оборотные фонды.

Торговое предприятие, независимо от своих масштабов и  профиля деятельности, должно заниматься так называемым внутрифирменным планированием. Коммерсант — это прежде всего организатор. Организовать — значит определить цель, знать финансовые и материальные ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организатор должен уметь формулировать задачу, доводить ее до непосредственного исполнителя и контролировать выполнение. Организация коммерческой деятельности предполагает умение принимать правильные решения, распределять обязанности и ответственность.

Необходимым элементом  организации является умение планировать коммерческую деятельность, управлять ею и анализировать. Планирование подразумевает определение целей предприятия на определенную перспективу, нахождение и анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Планирование определяется теми задачами, которые ставит перед собой предприятие на перспективу. В соответствии с этим планирование может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.

Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды, он вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегические цели предприятия на перспективу. Среднесрочный план содержит вполне конкретные цели и количественные характеристики. Среднесрочные планы составляют обычно на двухлетний период. Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц, и т. д.

Важнейшими целями, которые  преследуются при планировании коммерческой деятельности предприятия, как правило, являются определения объема продаж товарной массы, прибыли и доли на рынке. Если долгосрочное планирование в основном является сферой деятельности наиболее крупных коммерческих фирм, то текущее оперативное планирование — необходимый элемент управленческой деятельности на самых различных предприятиях.

К этому виду краткосрочного планирования относят так называемый бизнес-план предприятия, включающий расчет возможных доходов и расходов, оценку рынка сбыта конкретных товаров (услуг), оценку конкурентов, систему маркетинговых мероприятий, план реализации, финансовый план и др.

Структура бизнес-плана  разрабатывается на основе обобщения опыта работы отечественных и зарубежных бизнесменов в той или иной сфере деятельности [21, с. 50].

1.4 Влияние эффективности коммерческой деятельности на результаты работы предприятия

 

Организация коммерческой работы оказывает непосредственное влияние на конечные результаты деятельности торгового предприятия.

Коммерческая деятельность предполагает выполнение определенных функций, которые обеспечивают получение доходов.

Коммерческие функции с точки зрения их участия в формировании доходов можно условно разделить на две группы.

Первая группа включает коммерческие операции, непосредственно приносящие доходы: продажа, сервисное обслуживание, реклама, деятельность по стимулированию сбыта, управление ресурсами.

Ко второй группе коммерческих операций можно отнести те, которые косвенно влияют на получение дохода: изучение рынка; изучение требования потребителя; изучение условий, влияющих на спрос и предложение; формирование ассортимента товаров и определение потребности в них; поиск поставщиков; выбор хозяйственных связей. [11, с 10]

Эта группа операций направлена на то, чтобы продать товар с прибылью, увеличить объемы реализации, иметь стабильное, устойчивое положение на потребительском рынке.

С учетом взаимосвязи уровня коммерческой деятельности с конечными результатами торгового предприятия необходимо изучать и оценивать степень влияния факторов, определяющих коммерческий успех.

Ключевыми факторами коммерческого  успеха являются:

1. Состояние материально-технической  базы предприятия и ее соответствие современным требованиям: обеспечение складскими площадями, уровень технического оснащения, наличие электронно-вычислительной техники, использование новых технологий в процессе переработки ресурсов, автоматизированная обработка коммерческой информации.

2. Финансовые факторы коммерческого успеха, объем и структура основного и оборотного капитала, оборачиваемость капитала, размер собственных оборотных средств, финансовая устойчивость предприятия,

3. Кадровый потенциал: количественный  и качественный состав кадров, высокая профессиональная подготовка коммерческого персонала.

4. Организационные факторы: наличие  развитых информационных систем, своевременное реагирование на  изменение рыночной ситуации, возможность  быстрой реализации новых достижений, наличие эффективной рыночной инфраструктуры, оптимальная организационная структура предприятия.

5. Факторы, влияющие на результат  хозяйственных взаимоотношений  субъектов рынка: объемы спроса и предложения, качество товаров, сервисное обслуживание, наличие взаимовыгодных договоров поставки, эффективная реклама и система стимулирования сбыта, оптимальные затраты на продвижение товара на рынок.

Факторы коммерческого успеха можно  разделить на зависящие от предприятия и независящие от него.

К первой группе относятся: объем деятельности предприятия, его ассортимент и структура, организация управления коммерческой работой, квалификация персонала, финансовое состояние предприятия.

К факторам, не зависящим от предприятия, следует отнести: налоговую и  финансовую политику правительства, состояние экономики республики, таможенную политику, уровень конкуренции, конкурентную среду.

Необходимо учитывать степень  влияния этих факторов, изучить их, уметь использовать для получения  наилучшего экономического результата [11, с. 13].

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛОЦКОГО РАЙПО

2.1 Организационно-экономическая характеристика Полоцкого райпо

 

Полоцкий район как территориально-административная единица образован 17 июля 1924 года. Район расположен на севере  Витебской области. Полоцкий район имеет границы с Глубокским, Верхнедвинским, Рассонским, Ушачским и Шумилинским районами Витебской области Республики Беларусь. Площадь района составляет 3,1 тысяч км2 .

На территории района протекает  река Западная Двина с многочисленными притоками: Оболянка, Полота, Ушача, Нача, Сосница, Торовлянка, Бельчанка и др. Озера занимают 106 км2 . Крупнейшие из них: Яново, Гомель, Навлица.

В настоящее время Полоцкий район  включает в себя 405 населенных пункта, расположенных на территории 20 сельских советов. Наиболее удаленный от райцентра населенный пункт находится на расстоянии 98км, средняя удаленность – 50км.

Основные направления развития экономики нашего района - сельское хозяйство, основанное на мясомолочном производстве, производстве зерна, выращивании льна и овощей. В состав агропромышленного комплекса входят 10 колхозов, 12 совхозов, 44 фермерских хозяйства.

Во всех категориях хозяйства  и у населения, а их в районе 12239, на 1 января 2007 года имеется 28350 голов  крупного рогатого скота, 7119 голов свиней, 1300 лошадей, 283 тысячи штук птицы и т.д.

Кроме агропромышленного комплекса  на территории района осуществляют производственную деятельность ОАО «Полоцкий молочный комбинат», ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов», ОАО «Полоцкий льнозавод», ОАО «Полоцклес», лесхоз, ГПДСК Фариново, военный лесхоз в Дретуни, 14 предприятий государственной и частной торговли, а также 250 частных предпринимателей.

Непосредственно в городе Полоцке работает 17 заводов и фабрик, представляющих различные области отечественной промышленности: металлообрабатывающую, химическую, производство строительных материалов, деревообрабатывающую, легкую, пищевую; 5 средних специальных учебных заведений, 3 профтехучилища, 17 школ, 30 детских дошкольных учреждений, 40 библиотек, 2 народных театра и т.д.

Для осуществления заготовительной  деятельности райпо располагает  овощекартофелехранилищем емкостью 100 тонн, 3 склада для хранения товаров заготовок, 9 приемо-заготовителъных пунктов, 1 квасильнозасолочный и 5 грибоварочных.

На долю потребительской кооперации приходится 58,5% розничного товарооборота района и 7%- производства потребительских товаров.

Полоцкое районное потребительское общество представляет собой добровольное объединение граждан, постоянно проживающих и работающих на территории Полоцкого района Республики Беларусь, которое создано и зарегистрировано в соответствии с решением собрания уполномоченных по территориальному производственному признаку на основе объединения его членами – пайщиками имущественных, паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Полоцкое районное потребительское общество создано 20 апреля 1995 года.

Главной целью Полоцкого районного потребительского общества является получение прибыли в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности для удовлетворения социальных, экономических и культурных интересов членов потребительского общества, собственников и членов трудового коллектива.

Основными видами деятельности, осуществляемыми  Полоцким районным потребительским обществом, являются: розничная торговля, оптовая торговля, производство товаров народного потребления, услуги торговли, выращивание овощей и прочее.

Следует отметить, что у Полоцкого райпо существует множество конкурентов. Помимо потребкооперации, на территории Полоцка торговое обслуживание населения осуществляют различные торговые системы: организации государственной торговли, фирменные магазины, коммерческие структуры.

К наиболее существенным конкурентам  можно отнести такие государственные магазины как « Юбилейный», «Дом торговли» и частные - «Стрелецкий», «Эконом», «Дионис» и другие.

Организационная структура аппарата управления Полоцкого  райпо отличается сложностью и разнообразием, что обусловлено многозвенностью и многоотраслевым характером его деятельности.

Организационная схема управления райпо и все  структурные подразделения в  разрезе функциональных и линейных связей между ними построена рационально.

Это подтверждается тем, что каждое нижестоящее  звено в управлении потребительской кооперации подчиняется вышестоящему, благодаря этому наиболее эффективно выполняются поставленные цели и задачи, принимаются управленческие решения.

Управление деятельностью потребительского общества осуществляется на основе кооперативной демократии и участии пайщиков. Высшим органом управления потребительского общества является общее собрание членов районного потребительского общества.

Управление в период между собраниями осуществляет правление районного потребительского общества, деятельностью которого руководит председатель.

Для контроля за деятельностью потребительского общества и созданных им юридических лиц избрана ревизионная комиссия.

 Структура аппарата управления представлена на рисунке 1.

 

 

Собрание уполномоченных


 

Правление райпо

 

Ревизионная комиссия



Председатель райпо

Председатель ревизионной комиссии


 

Первый заместитель председателя



Бухгалтерская служба

 

Торговая служба

 

Операционно- диспетчерская служба

 

Контрольно-ревизионная служба

 

Кадровая служба



Главный бухгалтер

 

Начальник торгового отдела

 

Оператор

 

Начальник контрольно-ревизионного сектора

 

Заместитель председателя по кадрам



Заместитель главного бухгалтера по учету

 

Товароведы

 

Юрист-консульт

 

Бухгалтер-ревизор

 

Инструктор по кадрам


 

Планово- экономический отдел

 

Техническая служба



Начальник планового отдела

Зам. председателя по техническому строительству

Информация о работе Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия