Анализ трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться во второй половине XIX века. Сфера менеджмента непосредственно относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, управлению персоналом и выполнению ими определенных функций, а не обществом в целом. Работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, который был далек от научной организации труда. Но со временем менеджмент начинает дробиться на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства, контроль. Производимые процессы в ходе деятельности создавали четкую калькуляционную основу — все переводилось в формулы и деньги, образовывая современную систему бюджета предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Природа и классификация функций менеджмента, их содержание
1.1. Классификация функций менеджера с позиции классической школы управления …………………………………………………5
1.2. Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления
1.2.1 Планирование …………………………………………………14
1.2.2 Организация …………………..……………………………….17
1.2.3 Координация…………………………………………………...20
1.2.4Мотивация………………………………………………………22
1.2.5 Контроль………………………………………………………..24
1.3. Характеристика общих ,частных и вспомогательных функций управления……………………………………………………………27
2. Анализ трудовых ресурсов
2.1 Анализ состава и структуры кадров…………………………….33
2.2 Анализ движения кадров…………………………………………40
Заключение…………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы…………………46

Вложенные файлы: 1 файл

Копия КУРСОВОЙ ГОТОВО.docx

— 151.49 Кб (Скачать файл)

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

  • знать в совершенстве подчиненных ему работников, увольняя неспособных работников;
  • хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;
  • подавать положительный пример, производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;
  • проводить, совещания е ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;
  • стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;
  • не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

   Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве, Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку — связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем — с другой.

Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.

 Контроль. Задачей контроля  является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт, Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что главный вклад  Файоля в теорию управления состоял  в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий  из 5 функций управления (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Файоль отмечал, что никаких  возражений не вызывает включение в область управления таких функций, как предвидение, организации, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительство», которую можно изучать и отдельно. Включение распорядительства в перечень основных функций управления он объяснял следующими причинами:

1. С распорядительством непосредственно связано формирование персонала предприятия и аппарата его управления.

2. Тождественность принципов  управления и принципов распорядительства. Управление и распорядительство тесно взаимосвязаны.

На основе выделения основных функций в 1921, Файоль дал определение понятию «управление».

Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть — учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать — строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться — заставлять персонал надлежаще работать; координировать — связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать — заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

Файоль выделял еще  шестую — административную функцию, которая отличается от пяти других функций управления. Административная функция оказывает воздействие только на персонал предприятия. При этом он предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правления». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций.

Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака  равенства между административной функцией и правлением.

Файоль рассматривал предприятие  как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Так же он сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т. д.

Заслугой А. Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей  или меньшей степени в знании принципов административной деятельности. Так же особое внимание школа Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор, выполняя ранее перечисленные функции  управления и тогда, и только тогда  это приведет организацию к успеху». И как видим, перечисленные выше функции можно назвать чисто административными, так как выделение элементов административного процесса как следствие объективного разделения труда и обособления отдельных сфер управленческой деятельности указывает на глубину вклада данной теории в развитие управленческой мысли.

1.2.Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления

1.2.1 Планирование

Планирование - начальная  стадия всего процесса управления, которая  в широком смысле этого  вида деятельности включает:

  • «определение предназначения организации или ее миссию;
  • формирование основных целей, задач организации;
  • установление общей стратегии для достижения этих целей;
  • разработку планов организации по основным направлениям ее деятельности».

С помощью функции планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. То есть, это такой вид деятельности, который базируется на состоянии  планов организации и ее подразделений.

«План представляет собой  сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом, составляется карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и  акцент, который делает менеджер в  процессе планирования, зависит от его положения в организационной  иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням  организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) -это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише».  «Стратегические планы рассчитаны на срок от 5 до 20 и более лет. Следует отметить, что стратегическое, или перспективное, планирование в настоящее время осуществляется в России в основном на государственном уровне или в крупных производственных копаниях и в меньшей степени в торговле. Однако в перспективе стратегические планы будут иметь все предприятия и организации».

«На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, к примеру, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими. И это должно быть отражено в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это - основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации». Существует еще несколько классификаций планов по различным факторам, которые так же использует организация, для реализации той или иной задачи, работы, цели разного характера и за определенный период времени. Тем не менее никто единолично не устанавливает свои цели, не предоставляет собственные пути их достижения. Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику (план), чтобы обеспечить правильность всех реализуемых действий, определить сильные и слабые стороны функционирования организации. Поэтому такой подход создает благоприятные условия для постоянного самосовершенствования личности.

 

1.2.2 Организация

 

«В любом плане всегда есть этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку всю работу выполняют люди, функция управления как организация позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства.

Если функция планирования отвечает на вопрос что (что включать в план? что предпринять? что предвидеть? и т.д.), то функция организации ставит вопросы кто и как (т.е. кто и как будет реализовывать план организации?).

Через организаторскую деятельность, т.е. через распределение и объединение задач и компетенций, должно целенаправленно происходить управление отношениями в каждой организации. Организация - это средство достижения целей организации. Так же через данную категорию процесса управления рассматривается наличие полномочий и ответственности, а так же возможность делегировать полномочия». Иными словами можно сказать, что руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным сотрудникам задания и полномочия, или право использовать ресурсы организации. Эти субъекты принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они как бы соглашаются считать себя подчиненными по отношению к вышестоящему руководителю.

Основными значимыми чертами  организации, которые выделял, к  примеру, М. Мескон являются:

  • наличие двух или более людей, которые определяли бы себя как члены одной группы;
  • наличие общей, спланированной деятельности этих людей;
  • наличие определенных механизмов, инструментов или системы координации деятельности;
  • наличие по крайней мере одной единой цели, которая поддерживается большинством в группе;

Суммирования вышеперечисленное  определим, что организация –  это группа людей, процесс создания структуры предприятия, дающий возможность  реализовать его общие цели.

Общее представление об организационной  структуре - как формы системы  управления, определяющейся совокупностью  устойчивых взаимосвязей между элементами, обеспечивающими ее целостность  и сохранность свойств при  различных внутренних и внешних  воздействиях, можно просмотреть  в основных характеристиках процесса организации, который в свою очередь  предусматривает:

  • разработку организационной схемы предприятия;
  • установление организационных взаимосвязей между сотрудниками;
  • формирование системы управления;
  • составление штатного расписания;
  • определение функциональных обязанностей сотрудников, регламентированных, к примеру, должностными инструкциями;
  • отработка возможной динамики организационной структуры.

Структура управления рассматривается  как неотъемлемая форма реализации функций управления. Регулярное воспроизведение  таких видов деятельности, как  распределение заданий, руководство  и координация действий сотрудников, формирует структуру организации, а некая возможность их комбинаций объясняет различия организационных  структур.

 «Таким образом, организация - это вторая функция управления. Из всего множества значений термина "организация" в смысле управленческой функции чаще всего используются два:

1) организация - это структура  системы в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом;

2) организация - это процесс,  посредством которого создается и сохраняется структура организации».

Информация о работе Анализ трудовых ресурсов