Анализ трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться во второй половине XIX века. Сфера менеджмента непосредственно относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, управлению персоналом и выполнению ими определенных функций, а не обществом в целом. Работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, который был далек от научной организации труда. Но со временем менеджмент начинает дробиться на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства, контроль. Производимые процессы в ходе деятельности создавали четкую калькуляционную основу — все переводилось в формулы и деньги, образовывая современную систему бюджета предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Природа и классификация функций менеджмента, их содержание
1.1. Классификация функций менеджера с позиции классической школы управления …………………………………………………5
1.2. Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления
1.2.1 Планирование …………………………………………………14
1.2.2 Организация …………………..……………………………….17
1.2.3 Координация…………………………………………………...20
1.2.4Мотивация………………………………………………………22
1.2.5 Контроль………………………………………………………..24
1.3. Характеристика общих ,частных и вспомогательных функций управления……………………………………………………………27
2. Анализ трудовых ресурсов
2.1 Анализ состава и структуры кадров…………………………….33
2.2 Анализ движения кадров…………………………………………40
Заключение…………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы…………………46

Вложенные файлы: 1 файл

Копия КУРСОВОЙ ГОТОВО.docx

— 151.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………3 

1. Природа и классификация функций менеджмента, их содержание

1.1. Классификация функций менеджера с позиции классической школы  управления …………………………………………………5

1.2. Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления

1.2.1 Планирование …………………………………………………14

1.2.2 Организация …………………..……………………………….17

1.2.3 Координация…………………………………………………...20

1.2.4Мотивация………………………………………………………22    

1.2.5 Контроль………………………………………………………..24

1.3. Характеристика общих ,частных и вспомогательных функций управления……………………………………………………………27

2. Анализ трудовых ресурсов

2.1 Анализ состава и  структуры кадров…………………………….33

2.2 Анализ движения кадров…………………………………………40

Заключение…………………………………………………………….44

Список использованных источников и литературы…………………46

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться  во второй половине XIX века. Сфера менеджмента непосредственно относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, управлению персоналом и выполнению ими определенных функций, а не обществом в целом. Работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, который был далек от научной организации труда. Но со временем менеджмент начинает дробиться на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства, контроль. Производимые процессы в ходе деятельности создавали четкую калькуляционную основу — все переводилось в формулы и деньги, образовывая современную систему бюджета предприятия.

Тем самым, каждый производственный процесс выделился в обособленную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но, в связи с его развитием  как науки и как искусства управлять людьми, таких функций становилось все больше и больше, и появилась проблема их координации и соединения на новой основе. Решением стала необходимость закрепления за каждой функцией группы специалистов (отдела, подразделения), и передачи общих координационных функций менеджеру.«Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. С научной точки зрения Файоля в теории управления (администрирования) имеется две части. Первая определяет сущность функций управления, вторая — связана с пониманием его принципов. У Файоля каждая выполняемая функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. В свою очередь, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это.

«Файоль выделяет пять функций  администрации: предвидение, организация, распределение, координирование и  контроль. Файоль не просто перечисляет  основные функции, он закладывает основы особого направления в менеджменте — структурно-функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции — несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким дополнением к ней. У Тейлора одна функция (планирование) — одно структурное подразделение (плановое бюро). У Файоля 5 функций и целая система функциональных подразделений, которые составляют мозговой штаб компании. Новое построение получило название линейно-штабной структуры. Оно и сегодня преобладает в менеджменте. И современное определение управления включает все файолевские функции и процессом управления принято считать сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс». Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы. Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать общие функции менеджмента их содержание его классификацию.  В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи: Исследовать общие функции менеджмента их классификацию , рассмотреть их содержание. Объектом исследования является  основные функции менеджера.  В качестве теоретической базы курсовой   работы были использованы работы ряда отечественных и зарубежных авторов. были внимательно изучены публикации в средствах массовой информации, в том числе, в специализированных изданиях, посвящённые данной теме.

 

 

 

 

 

1. Природа и классификация функций менеджмента, их содержание

1.1. Классификация функций менеджера с позиции классической школы управления .

 

«Классическая или, как ее еще называют, административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль (1841—1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления. В отличии школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего,  представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что Тейлор и Ф. Гилбрет начинали свою деятельность простыми рабочими, в то время как Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего эвена управления в большом бизнесе. Так Файоль, с именем которого, связывают возникновение этой школы, и которого называют отцом менеджмента, на протяжении тридцати лет (1888-1918) был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Следовательно, работая в организации на разных уровнях управления, представители школы научного управления и классической школы имели различные взгляды на проблемы управления организацией. Файоль особое внимание уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для указания помощи административному персоналу в достижении целей организации. Он старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием. Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех  имеющихся в распоряжении ресурсов. Так же по его мнению, администрирование составляет часть управления, которое включает шесть основных функций управленческой деятельности:

1) техническую и технологическую  (производство, изготовление, переработка);

2) коммерческую (закупка,  продажа, обмен);

3) финансовую (привлечение  капиталов и эффективное управление ими);

4) страховая (страхование собственности и физических лиц);

5) учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки  производства, статистика);

6) административную (предвидение,  организация, распорядительство, координирование и контроль).

Руководство перечисленными функциями Файоль называл общим  управлением. Однако далеко не все шесть  этих видов стали предметом его  пристального изучения. Основное внимание он уделил административным функциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции (первые пять из шести вышеперечисленных) оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал», писал он в своей работе «Общее и промышленное управление» в 1923 году».

 «В качестве важнейших  функций управления выделены  техническая, коммерческая, финансовая»  страховая, учетная и административная.

Техническая функция охватывает технические операции, такие как производство, выделка, обработка и т.п. Без этих операций невозможно производство. Однако при всей важности технической функции ее нельзя противопоставлять остальным, ибо она не может осуществляться без сырья, без сбыта готовой продукции, капитала, страховых мероприятий и общей программы работы предприятия.

Коммерческая  функция включает операции по покупке, продаже и обмену. Процветание промышленного предприятия часто зависит от умения покупать и продавать, которое так же важно, как и умение производить, ибо если продукт не имеет сбыта, крах предприятия неизбежен.

Финансовая функция подразумевает привлечение средств и распоряжение ими. Ни одно предприятие не может существовать без этой функции. Необходимо искусное финансовое руководство, чтобы обеспечить предприятию средства, извлечь максимальную выгоду из имеющихся средств и избежать безрассудных займов под высокие проценты. Для обеспечения успеха следует четко представлять финансовое положение предприятия.

Страховая функция — это, прежде всего, страхование и охрана имущества предприятия. По мнению А. Файоля, страховой функцией является всякое мероприятие, которое обеспечивает предприятию безопасность, а персоналу — необходимое ему душевное спокойствие.

Учетная функция охватывает бухгалтерские операции, калькуляцию, учет, статистику и др. Эта функция подобна органу зрения предприятия, благодаря которому появляется возможность оценить достигнутые результаты и определить перспективы развития. Руководство фирмы должно опираться на полные, ясные и точные сведения относительно экономического положения предприятия.

Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют ученого только потому, что они  являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает. Административная функция предусматривает  выработку общей программы (плана) работы предприятия, формирование персонала, координацию усилий и обеспечение  взаимодействия всех подразделений предприятия.

Раскрывая сущность административной функции, Файоль выделил в ее составе  пять составляющих, таких как:

• предвидение - учет грядущего и выработка программы действия;

• организация  - построение материального и социального организма предприятия;

• распорядительство   комплекс мер, направленных на то, чтобы заставлять персонал надлежаще работать;

• координация - связывание, объединение, гармонизация всех действий и всех

• контроль - комплекс мер, направленных на то, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям». В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, выполнения им особых функций и, конечно же, его способностей и таланта. Считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах, правилах и функциях.

Его заслуга заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

А. Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Он определил, что деятельность по управлению включает в себя именно те пять обязательных общих функций. Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т. п. Однако не смотря на это, она обязательно должна включать в себя 5 перечисленных выше функций. Для каждой из которых он  сформулировал правила и технику их осуществления.

Предвидение (планирование). Оно выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки).

Предвидению Файоль уделял особое значение. По его  мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть —означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть — это уже почти действовать»

Основное место в предвидении  отводится разработке программы  действий, под которой он понимал «конечную руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Он различал материальную и социальную организацию. Материальная организация: включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии. И немного поясняя, что же входит в понятие управления людьми и какие обязанности в себя включает, отметим:

• установление программы  действий; определение задач, целей  и потребностей предприятия и  установление  соответствия между  ними и материальным и социальным организмами;

 • наблюдение за  выполнением программы; 

 • осуществление руководства  предприятием компетентным и  энергичным руководителем;

• правильный подбор административного  аппарата;

• точное определение функций;

• согласование усилий для  выполнения намеченной работы;

• ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

• поощрение ответственности  и инициативы;

• справедливое вознаграждение за труд;

• предупреждение ошибок и  недоразумений;

• обязательное соблюдение дисциплины;

• подчинение личных интересов  интересам предприятия;

• единство распорядительства;

• всеобщий контроль;

• борьба с злоупотреблениями  в регламентации, с бюрократическим  формализмом, бумажной волокитой и т.д. Все, указанные обязанности являются; справедливыми и для настоящего времени.

Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

Распорядительство, целью  которого является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.

Информация о работе Анализ трудовых ресурсов