Анализ существующих методов планирования бюджетных доходов и расходов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель выполнения работы – изучение организации бюджетного планирования и прогнозирования.
В соответствии с целью, к задачам работы относятся:
1.Анализ существующих методов планирования бюджетных доходов и расходов.
2.Цели, задачи и методы прогнозирования развития бюджета.
3.Применение на практике существующих методов прогнозирования развития бюджета в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1. Анализ существующих методов планирования
доходов и расходов бюджета……………………………………………….4-11
Глава 2. Цели, задачи и методы прогнозирования
развития бюджета….........................................................................................12-14
Глава 3. Применение на практике существующих методов прогнозирования развития бюджета в современных условиях (на примере Нижегородской области)...........................................................15-19
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Po_Finansam_2011g_NN_1.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Планирование доходов объединяет три этапа.

Первый этап включает:

• анализ исходных условий для разработки плана поступления доходов бюджета

• формирование прогнозов развития территории на перспективу

На втором этапе осуществляются:

• обоснование и корректировка основных направлений налоговой политики соответствующей территории

• разграничения налоговых полномочий и доходных источников между органами власти различных уровней в соответствии с действующим законодательством.

На третьем этапе осуществляется:

• расчет сумм налогов, зачисляемых в бюджет всех уровней.

При определении объема налогов используется понятие «контингент налога», которое характеризует общую сумму взимаемого на данной территории конкретного вида налога или иного платежа.

Расчет контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых принципиальных подходов, но конкретная методика процесса планирования имеет свои особенности в зависимости от уровня бюджета.

При планировании доходов используют следующие данные:

1. Показатели прогноза  социально-экономического развития  соответствующей территории в  стоимостном выражении:

• по материальному производству: объем отгрузки товаров собственного производства, объем выполнения работ, услуг собственными силами; амортизационные отчисления; прибыль;

• по труду: фонд оплаты труда;

• по потребительскому рынку: розничный товарооборот; объем платных услуг;

• по производству алкогольной продукции: объем производства продукции по видам (спирт, шампанское, вина, пиво, коньяк, водка и т.д.).

2. Динамику поступлений  налогов за ряд предыдущих  лет

3. Ожидаемый объем поступления  налогов в текущем году;

4. Ожидаемый объем недоимки по налогам на начало планируемого финансового года;

5. Индексы - дефляторы изменения  макроэкономических показателей, рекомендованные  Министерством экономики РФ и  Минфином РФ при разработке  прогнозов развития экономики  России и федерального бюджета на планируемый финансовый год.

6. Ставки налогов, установленные  действующим законодательством  и распределение налоговых платежей  по уровням бюджетов.

 

 

 

 

 

Глава 2. Цели, задачи и методы прогнозирования развития бюджета.

Цель и задачи прогнозирования развития бюджета

Цель прогнозирования бюджета состоит в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития государственных фондов денежных средств, вариантное предвидение предстоящего развития поступлений доходов и направления использования бюджетных средств, оценку возможных последствий принимаемых решений, обоснование источников формирования доходов и направления расходования средств.

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных и представительных органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами государственных, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей .

Понятие бюджетного прогнозирования и прогноза развития 
бюджета территорий

Бюджетное прогнозирование (от англ. budgetary forecasting) – это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

Прогнозирование бюджета ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных задач, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном, региональном и местном уровнях. При этом непрерывность прогнозирования бюджета обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных.

Методы прогнозирования развития бюджета

К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования и прогнозирования относят:

Индексный метод (от достигнутого);

Нормативный метод;

Балансовый метод;

Бюджетирования ориентированного на результат;

Программно - целевой метод;

Метод экспертного прогнозирования;

Метод экстраполяции;

Метод моделирования;

Метод экономического анализа.

Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами по своим отраслям знаний народного хозяйства, социальной сферы, налогообложения, финансов, бюджетов и т. д. Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

Минусом данных методов заключается в том, что применение этих двух методов только одновременно позволяет создать более реальную картину при определении того или иного прогнозируемого показателя. Также, чем меньше экспертов, тем менее точен результат; в методе заложен субъективизм оценки эксперта (знания, умения, практика), который весьма сложно учесть; точность среднего значения результата зависит от числа экспертов.

Метод экстраполяции предполагает составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная, базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе.

Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

Математические методы экстраполирования сводятся к определению того, какие значения будет принимать та или иная переменная величина Х=x(t1), если известен ряд ее значений в прошлые моменты времени:

 

х1=x(t1),…….., x(tn-1) → x(tn) 

 

В узком смысле слова экстраполяция - это нахождение по ряду данных функции других ее значений, находящихся вне этого ряда. Применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции за пределами области ее определения с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

 

Глава 3. Применение на практике существующих методов прогнозирования развития бюджета в современных условиях (на примере Нижегородской области).

Составление прогноза бюджета

Перспективный финансовый план разрабатывается в рамках цикла финансового планирования и осуществляется в три этапа.

На первом этапе разрабатываются и утверждаются сценарные условия и основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики.

Сценарные условия содержат прогнозируемые на плановый период значения основных макроэкономических показателей, к числу которых рекомендуется отнести:

1. Динамику валового регионального  продукта (для субъектов Федерации), объем промышленного производства, оборота оптовой и розничной торговли (преимущественно для муниципальных образований).

2. Динамику темпов роста  базовых отраслей экономики с  выделением тех отраслей экономики (видов деятельности), которые имеют  наибольшее социально-экономическое  значение для данной территории.

3. Прогноз индекса розничных  цен, цен и тарифов на платные  услуги, цен и тарифов на товары  и услуги естественных монополий, как федерального уровня (газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки, теплоэнергия), так и местного уровня (локальные  монополии).

4. Объемы производства  продукции (товаров, работ, услуг) по  группам подакцизных товаров  и наиболее значимым отраслям  экономики, в том числе с выделением  показателей по малому предпринимательству  и крупнейшим налогоплательщикам.

5. Среднегодовую стоимость амортизируемого имущества, остаточную стоимость основных фондов, кадастровую стоимость земли.

6. Оборот розничной торговли, платные услуги населению.

7. Численность населения (в том числе численность занятых  в экономике, по различным социально  значимым группам).

8. Инвестиции в основной  капитал в разрезе всех источников  финансирования, в том числе за  счет средств регионального (местного) бюджета, включая межбюджетные трансферты  из бюджетов вышестоящих уровней  бюджетной системы, направляемые  на софинансирование капитальных расходов.

9. Фонд заработной платы.

10. Величину прожиточного  минимума в расчете на душу  населения и по основным социально-демографическим  группам населения и иных наборов  товаров и услуг, применяемых  для определения объемов финансирования отдельных расходных полномочий.

11. Прибыль и убытки  организаций.

12. Стандарты оплаты населением  жилищно-коммунальных услуг.

13. Уровень износа основных  фондов по отдельным отраслям  экономики, включая жилищно-коммунальное  хозяйство, пассажирский транспорт.

14. Дополнительные показатели, отражающие специфику региона (муниципалитета).

Сценарные условия рекомендуется разрабатывать как минимум в двух основных вариантах (основанных на разных вариантах социально-экономического развития).

Сценарные условия разрабатываются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования), отвечающим за развитие экономики, и утверждаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (муниципалитета).

На втором этапе разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного финансового плана.

Основные показатели перспективного финансового плана разрабатываются по специальной форме, конкретный перечень показателей и степень их детализации зависят от приоритетов среднесрочного планирования территории.

Основные показатели перспективного финансового плана рекомендуется разрабатывать не менее чем в двух основных вариантах, основанных на разных вариантах прогнозов социально-экономического развития.

Варианты могут быть основаны, в частности, на продолжении реализации прежних приоритетов администрации, а также на учете новых приоритетов, заложенных в программу действий администрации. Основным принципом бюджетного планирования должно стать обеспечение в среднесрочной перспективе действующих и принимаемых обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной (муниципальной) политики.

Бюджет принимаемых обязательств распределяется в соответствии с решениями высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по результатам рассмотрения:

• предложений финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по распределению бюджета принимаемых обязательств между субъектами бюджетного планирования в связи с реализацией принятых или планируемых решений высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), например, по повышению зарплаты, введению (повышению) стандартов услуг, реализации новых приоритетов и т.п.;

• предложений субъектов бюджетного планирования, которые рекомендуется рассматривать на основе сопоставления результативности по заранее утвержденной процедуре и критериям.

 

 Анализ  спрогнозированных и реальных  показателей 
исполнения бюджета Нижегородской области

Проект закона "Об областном бюджете на 2011 год" одобрен 28 сентября правительством Нижегородской области

По словам министра финансов Нижегородской области Ольги Сулимы, доходы областного бюджета (без учета поступления средств из федерального бюджета) составят 72,5 млрд. рублей, что на 110% выше ожидаемого исполнения бюджета за 2010 год.

Расходы областного бюджета (без учета поступления средств из федерального бюджета) составят 80,4 млрд. рублей, что также на 110% выше ожидаемого исполнения бюджета за 2010 год.

Дефицит областного бюджета составит 7,9 млрд. рублей.

Информация о работе Анализ существующих методов планирования бюджетных доходов и расходов.