Анализ производства и реализации продукции растениеводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – освоить методику расчета и анализа показателей, характеризующих состояние отрасли растениеводства, научиться выявлять неиспользованные резервы и намечать пути увеличения производства продукции растениеводства и снижения её себестоимости.
При проведении анализа производства и реализации продукции растениеводства использовались следующие формы: в годовом отчете «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции в отрасли растениеводства», форма №9–АПК, в которой приводятся данные о размерах посевных площадей по культурам, их урожайности, объеме производства продукции в натуральном выражении и её себестоимости.
В данной курсовой работе проведен анализ производства и реализации продукции на примере колхоза «Степной» Бугурусланского района Оренбургской области.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ производства и реализации продукции растениеводства.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Введение.

Производство и реализация продукции являются важнейшими функциями предприятия. Два этих аспекта рыночной активности можно рассматривать как две стороны одной медали под названием "производственная деятельность". Однако, показатели, описывающие эти два аспекта существенно различаются. При этом под результатом производства следует понимать продукцию, произведенную и выпущенную в обращение, т.е. подготовленную к реализации, а под результатом реализации - продукцию, которая уже нашла своего потребителя, т.е. отгружена или передана ему в соответствии с условиями договора, или оплачена.

Значение отрасли растениеводства велико, так как растениеводство является одной из ведущих отраслей сельского хозяйства. Оно поставляет населению продукты питания, сырьё для промышленности и создаёт прочную кормовую базу в животноводстве.

Цель анализа производства и реализации продукции растениеводства – оценить и изучить эффективность производства и реализации продукции растениеводства.

Задачи анализа производства и реализации продукции растениеводства:

1. осуществляется систематический контроль за выполнением плана производства продукции;

2.  определяется влияние факторов на объем производства продукции;

3.  выявляются внутрихозяйственные резервы увеличения производства продукции;

4.  оценивается деятельности хозяйства по использованию возможностей увеличения производства продукции с учетом объективных и субъективных факторов;

5.  разрабатываются мероприятия по освоению выявленных резервов увеличения производства продукции.

 Цель данной курсовой работы – освоить методику расчета и анализа показателей, характеризующих состояние отрасли растениеводства, научиться выявлять неиспользованные  резервы и намечать пути увеличения производства продукции растениеводства и снижения её себестоимости.

При проведении анализа производства и реализации продукции растениеводства использовались следующие формы: в годовом отчете «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции в отрасли растениеводства», форма №9–АПК, в которой приводятся данные о размерах посевных площадей по культурам, их урожайности, объеме производства продукции в натуральном выражении и её себестоимости.

В данной курсовой работе проведен анализ производства и реализации продукции на примере колхоза «Степной» Бугурусланского района Оренбургской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Краткая характеристика  хозяйства

1.1.Природно-климатическая  характеристика

Землепользование колхоза «Степной» расположено в юго-восточной части Бугурусланского района Оренбургской области. Центральная усадьба колхоза, поселок Резвый, находится в 30 км от районного центра города Бугуруслана и в 360 км от областного центра города Оренбурга.

Существующее производственное направление хозяйства определяется производством зерна и молока.

Хозяйство занимается также производством и продажей мяса крупного рогатого скота, свиней, зерна.

Ранее колхоз «Степной» осуществлял межхозяйственные связи по продаже бычков в годовалом возрасте в совхоз «Бугурусланский». Также межхозяйственные связи определяются покупкой семян зерновых в семеноводческом хозяйстве – колхозе имени Фрунзе.

Существующая организационно-производственная структура  построена по территориальному принципу. В хозяйстве имеется один производственный участок, за которым закреплена вся пашня, две фермы крупного рогатого скота, одна свиноводческая.

Общая площадь землепользования хозяйства составляет 6591 га, из них 5972 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 3672 га пашни.

Территория колхоза «Степной» расположена на водоразделе рек Большой и Малый Кинель и занимает южные склоны указанного междуречья и долину реки Малый Кинель.

Рельеф правобережья представлен в основном эрозионноступенчатыми южными склонами со слабой рассеченностью овражно-балочной сетью. Левобережье занимает меньшую часть землепользования и представлено остепненной терассой реки Малый Кинель. Пойма реки Кинель относится к поймам высокого уровня, отличается незначительной микрорассеченостью. Гидрографическая сеть территории колхоза представлена рекой Малый Кинель. Кроме того, водораздельная часть имеет и другие водные источники – ручьи, родники.

Территория колхоза расположена в черноземной зоне, подзоне типичных и обыкновенных черноземов.

1.2.Размер хозяйства и размер производства

В процессе производства определенного объема продукции колхоз несет издержки, которые зависят от возможности изменения количества всех занятых ресурсов. При определении экономического положения и перспектив дальнейшего развития конкретного хозяйства необходимо учитывать не только природно-экономические условия, но и его размеры и специализацию.

Различают размер предприятия и размер производства. О размере предприятия судят по наличию в нем производственных ресурсов, а о размере производства – по количеству произведенной валовой продукции. Размер сельскохозяйственного предприятия определяют по площади имеющихся земель, т.е. площади сельскохозяйственных угодий, по поголовью продуктивных животных. Все остальные ресурсы как бы “привязаны” к площади земли. В основном определяется площадь земли, которую нужно обрабатывать, и количество основных и оборотных средств, а также количество труда, необходимое для этого. Размер предприятия и его отдельных отраслей обеспечивают концентрацию производства, которая в свою очередь показывает: степень сосредоточения земли, основных и оборотных средств, трудовых ресурсов, отражает интенсификацию производства и разделение труда. Основными показателями размера хозяйства являются объем валовой продукции в натуральном и стоимостном выражении и размер сельскохозяйственных угодий, в том числе по их видам косвенными показателями являются: стоимость основного и оборотного капитала, количество энергетических мощностей, среднегодовая численность работников. На основании имеющихся данных проведем анализ размера хозяйства и размера производства (таблица 1.1.).

Следовательно, по размеру колхоз «Степной» в 2005 году по некоторым показателям превышает показатели 2004 года, а по некоторым наоборот.

 

 

Таблица 1.1.Размер хозяйства и размер производства

 

Показатели

Номер формы годового отчета

2004г.

2005г.

2005 г. в % к 2004г.

Размер хозяйства

       

Площадь сельхозугодий, га

9 - АПК

5972

5972

100

В том числе: пашни

 

3672

3672

100

Среднегодовая стоимость ОС производственного назначения, тыс. руб.

Форма №5

15478,5

16274,5

105,1

Потребленные оборотные средства (материальные затраты), тыс. руб.

1 по ОКУД

8029

6007

74,8

Среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве, чел

5 - АПК

110

99

90

Размер производства (концентрация):

       

Валовая продукция (сопоставимые цены), тыс. руб.

9 – АПК

13 – АПК

4848

9174

189,2

Денежная выручка от реализации, тыс. руб.

7 – АПК

9 – АПК

13 – АПК

9226

3999

43,3

Зерно, ц

9 - АПК

10944

3929

35,9

Подсолнечник, ц

- « -

1690

436

25,8

Молоко, ц

13 - АПК

4664

4254

91,2

Прирост КРС, ц

- « -

311

182

58,5


Так, площадь сельскохозяйственных угодий  в 2005 году по сравнению с 2004 годом не изменилась и составила 5972 га, площадь пашни в хозяйстве также не поменялась и она по-прежнему занимает 3672 га. Среднегодовая стоимость основных средств производственного назначения возросла в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 796 тыс. руб., или на 5,1 %. Материальные затраты в 2005 году снизились по сравнению с 2004 годом на 2022 тыс. руб. или на 25,2 %. По численности работников видно, что этот показатель в 2005 году ниже чем в 2004 году на 11 человек или на 10 %. Анализируя размер производства можно судить о том, что валовая продукция в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличилась на 4326 тыс. руб. или на 89,2 %. Денежная выручка от реализации в 2005 году снизилась по сравнению с 2004 годом на  5227 тыс. руб. или на 56,7 %. Наблюдается снижение производства таких видов продукции как зерно, подсолнечник, молоко на 7015 ц (64,1%), на 1254 ц (74,2%) и на 410ц (0,8%) соответственно. Прирост КРС сократился  на 129 ц или на 41,5%.

1.3.Специализация хозяйства

Под специализацией в сельском хозяйстве понимается преимущественное производство определенных видов продукции в предприятии, районе, области, зоне. Главным показателем специализации предприятия является структура стоимости товарной продукции (денежной выручки), позволяющая определить место каждой отрасли в системе общественного разделения труда. Дополнительными показателями могут служить: структура посевных площадей, поголовье скота, основные средства, затрат труда и другие. Со специализацией тесно связана концентрация производства (сосредоточение средств, рабочей силы и выпуска продукции на одном предприятии или отрасли).

Необходимые данные для определения специализации колхоза «Степной» представлены в следующей таблице (таблица 1.2.).

Из структуры денежной выручки колхоза «Степной» Бугурусланского района следует, что данное хозяйство специализируется в основном на продукции животноводства.

В 2005 году выручка по хозяйству снизилась на 5227 тыс. руб., значительное влияние на это оказало снижение выручки по животноводству на 4247 тыс. руб. и по растениеводству на 980 тыс. руб. По всем видам продукции, как растениеводства, так и животноводства наблюдается также снижение выручки за исключением продукции растениеводства собственного производства, реализованной в переработанном виде, продукции животноводства собственного производства, реализованной в переработанном виде и прочей продукции животноводства. По этим видам продукции выручка возросла на 77 тыс. руб., на 63 тыс. руб. и на 1 тыс. руб. соответственно. Наибольший удельный вес в 2004 году и в 2005 году в структуре товарной продукции занимают скот и птица в живой массе, это говорит о том, что хозяйство имеет мясомолочное направление.  

Таблица 1.2.Размер и структура товарной продукции

 

Вид продукции и

отрасль

Выручка, тыс. руб.

Структура товарной продукции, %

 

Отклонение по

2004г

2005г.

2004г.

2005г.

выручке, тыс. руб.

Структуре, %

Зерновые и зернобобовые

Подсолнечник

984

 

574

186

 

315

10,7

 

6,2

4,7

 

7,9

-798

 

-259

-6,0

 

1,7

Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

 

 

104

 

 

181

 

 

1,1

 

 

4,5

 

 

77

 

 

3,4

Итого по растениеводству

1662

682

18,0

17,1

-980

-0,9

Скот и птица в живой массе:

  КРС

  свиньи

    лошади

Молоко

5546

 

3405

2141

-

1737

1438

 

1388

41

9

1534

60,1

 

36,9

23,2

-

18,8

35,9

 

34,7

1,0

0,2

38,3

-4108

 

-2017

-2100

9

-203

-24,2

 

-2,2

-22,2

0,2

19,5

Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

 

 

275

 

 

338

 

 

3

 

 

8,5

 

 

63

 

 

5,5

Прочая продукция животноводства

6

7

0,1

0,2

1

0,1

Итого по животноводству

7564

3317

82,0

82,9

-4247

-0,9

Всего по хозяйству:

9226

3999

100

100

-5227

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции растениеводства